Дискуссия: бизнес Ozon — «полное фиаско без намека на лидерские позиции» или «местный аналог Amazon» Статьи редакции
Сооснователь сети DNS Дмитрий Алексеев на странице в Facebook раскритиковал развитие бизнеса Ozon и указал на проблемы. С его позицией согласились не все читатели — в комментарии пришли другие предприниматели и венчурные инвесторы.
Сам Алексеев не называет конкретную компанию в заметке, но его слова о продаже книг, финансовых показателях и скором IPO сервиса явно указывают на то, что он говорит про Ozon.
По его мнению, спустя десятилетия Ozon пришёл к «полному фиаско» — это «крайне затратный и неповоротливый бизнес с убытком в 31,4 млрд рублей и отсутствием даже намека на лидерские позиции». Единственная рабочая бизнес-модель сервиса — «продавать рубль за 80 копеек», считает предприниматель.
Алексеев предлагает Ozon «выгнать эффективных менеджеров и инвесторов и вернуться к книжному бизнесу» вместо IPO, благодаря которому «эффективные менеджеры разведут инвесторов ещё на миллиарды и через год свалят с победой».
На публикацию Алексеева обратили внимание пользователи, инвесторы и предприниматели, которые разобрали высказывания сооснователя DNS.
Например, бизнес-модель и действия Ozon поддержали управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава, глава «Техносилы» Илья Тимченко и руководитель Retail Rocket Николай Хлебинский.
«За» Ozon: компания правильно растет, инвестор не менялся, а убытки отражают реалии современного бизнеса
Управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава сказал, что многие ИТ-компании выходят на американские биржи только с идеей, и на их фоне Ozon «очень неплохо смотрится».
Похожего мнения придерживается сооснователь и глава Retail Rocket Николай Хлебинский. По его словам, он «сам негодовал по поводу финансовых показателей, пока не провел две недели в Кремниевой долине» и теперь уверен, что Ozon — это «бизнес по-американски», где накопление денег приравнивают к недостаточному вложению в рост.
Некоторые вспомнили, что сам DNS выходил в новые регионы с убытком.
Создатель «Идеономики» Павел Власов-Мрдуляш отметил, что у Ozon ключевой инвестор не менялся уже 20 лет. Это Baring Vostok — фонд, который на ранних стадиях инвестировал в «Яндекс», «Тинькофф», «1С» и другие крупные ИТ-компании России. Им управляют «толковые и вдумчивые люди», которые не будут инвестировать в провальные стартапы, отмечает Власов-Мрдуляш.
По его мнению, Ozon мог бы по примеру «Лабиринта» продавать книги и сопутствующие товары, но компания изначально задумывалась как русский Amazon, который и пытаются строить.
Инвесторы относятся к маркетплейсу как к «уменьшенному аналогу Amazon», который долгое время не выходил на прибыль, поделились другие пользователи.
Глава «Техносилы» Илья Тимченко сравнил бизнес-модели Ozon и DNS, отметив, что Ozon в глазах инвесторов более конкурентный из-за базовых вещей: цены, сервиса, клиентского пути при оформлении покупки, особенно у молодёжи. Алексеев не согласился: «Только вот с чего бы это она была более конкурентная?»
Ещё одно мнение поддержавших — прибыль от IPO может покрыть операционный убыток, а полученные деньги позволят развиваться дальше, отстроить свою логистику, как сделал Amazon.
Возникли вопросы к составлению графика выручки и убытков Ozon, построенному Алексеевым. По словам Алексеева, он получен из официальной бухгалтерской отчетности, а учитывались все виды расходов («все в круг»).
Пользователи же добавили, что нужно анализировать факты, повлиявшие на расходы компании.
«Против» Ozon: маркетплейс похож на «пузырь», а Wildberries растёт лучше и быстрее
Часть пользователей подчёркивает, что Ozon продает «будущие успехи» потенциальным инвесторам, тогда как его конкуренты появились позже и работают эффективнее на том же рынке — причем без помощи внешних инвестиций.
Читатели упоминали Wildberries — лидера на рынке российской электронной торговли.
Читатели отметили и 15-летнее генерирование убытков Ozon — включая время, когда компания занималась только продажей книг.
Некоторых отталкивает внешний вид сервиса:
В целом же, несмотря на критику Ozon, Алексеев желает маркетплейсу «только успехов». На вопрос, выйдет ли DNS на биржу по примеру Ozon, Алексеев ответил, что «в его деревне — это ругательство, за которое и в табло можно получить».
Если кому и критиковать Ozon, то точно не сооснователю DNS.
DNS - самая главная помойка (после какого-нибудь плеер ру). Уже 7 лет приходится юзать их магазины на малой родине (ибо мвидео и прочих в мухосрансках не бывает), никаких мне бонусов, никаких подарков, никакого уважения к покупателю: «Нам плевать, сколько лет ты наш клиент, ты ВСЕГДА будешь платить фуллпрайс, скотина. Не нравится - не покупай».
Конечно, минус беру/озона в мухосранске это возврат товара. Только через почту, а это геморрой. И это единственный плюс DNS - он есть везде.
Находясь в крупном городе, понимаешь ничтожность DNS, как ритейлера. В Москве он вообще никому не упал.
Да, ассортимента много, но толку от этого, если мне проще на беру/гудс заказать, мне дадут там бесплатную доставку и нормальных бонусов.
На озоне покупал всего пару раз, ибо для дешёвых товаров доставка дорогая, а дорогие проще купить у онлайн-конкурентов.
Желаю загиба всем магазинам DNS и процветания онлайну, будь то озон, беру (теперь маркет), wildberries, goods.
1) Александр, вы товар ради подарков и бонусов покупаете?
2) Как вы думаете, почему М-видео не лезет в Мухосранск?
1) Покупая годами товары на сотни тысяч рублей, я надеюсь получить бонусами хотя бы 100/500 рублей на следующую покупку или персональное предложение на какие-нибудь (пусть и не нужные) товары. Отсутствие бонусов/спецпредложений у ритейлеров для постоянных клиентов в 2020 году – это неуважение и плевок в лицо всем покупателям.
Даже в "сраных" магнитах и пятерочках есть карты покупателей, почему бонусы DNS не реализованы как у конкурентов, я не понимаю.
И ладно бы у них было качественное обслуживание, доставка за пару дней (как у яндекса), но у них и этого нет.
Как DNS изменился с 2013 года (когда я впервые стал их клиентом)? Правильно, никак!
Вместо ухода в цифру и технологии, они действуют как магазин из ранних нулевых.
Единственное их конкурентное преимущество – это 1600+ магазинов по всей РФ, всё.
2) Абсолютно очевидно, почему не лезут. У меня к ним нет претензий, так как не покупаю у них . Но доставку (с их баблом-то) могли бы и запилить по всей России.
Почему вы считаете что продавец вам должен какие-то бонусы? Ваша лояльность гроша ломанного не стоит. Вы годами покупаете на сотни тысяч потому что вам выгодней всего брать именно у ДНСа по самой дешевой цене. Как только будет предложение дешевле на стороне вы сбежите в мгновение ока. О какой лояльности идет речь. С чего вдруг с низких цен вам еще бонусы давать?
В DNS не дешевле всего, DNS в регионах пиздецки дорогой относительно ритейлеров из Мск. Он монополист в моем родном городе, поэтому имеет там всех клиентов в хвост и в гриву.
Я не считаю это нормальным положением вещей.
Стоимость товара – это не только то, что на ценнике, но и все сопутствующие расходы, включая логистику (в вашем случае доставку до Мухосранска). Поэтому в Мухосранске DNS дешевле всего. Иначе бы вы заказывали с Москвы, а не тратили сотни тысяч в DNS