{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Категорийный менеджмент или кирпичи в строительстве продукта компании

В 2014 году меня пригласили работать в компанию с филиальной сетью магазинов федерального масштаба. К этому времени мой опыт в управлении ассортиментом был в построении и поддерживании отношений с поставщиками (запросы, предложения, согласования, договора, поддержание остатков) и классификация ассортимента по аналитическим признакам (применяли этот инструмент для разделения ассортимента под требуемые задачи). В новой же должности мне предложили работу с категориями товаров. В компании расширялся ассортимент, а выручка практически не вырастала.

Основной момент, который допускают к определению понятия Категория товаров — это не конкретизируют какой функционал несёт эта группа товаров (Категория). В компании разделяют ассортимент только по наименованиям товаров. Если в наименованиях присутствуют одинаковые слова — то это и есть категория товаров.

Проблема первая. У поставщиков, производителей есть своё мнение к составлению наименования товаров. И порой абсолютно одинаковый товар, даже с одинаковым штрих-кодом, но от разных поставщиков в программе может написан с другим наименованием.

Проблема вторая. В некоторых случаях поставщик не разбирает товар на дополнительные описания и пишет в наименовании название группы товаров с уточнением — в ассортименте.

Проблема третья. Если в компании есть два аналогичных товара, то отсутствие одного товара в какой степени переключает спрос покупателей на другой.

Тогда получается, что смысл в понятия Категория товара намного уже, чем общепринятый в коммерции. Как достичь в этом понимании принцип самодостаточности в определении Категории?

Решение пришло из Маркетинга. Основная задача маркетологов сделать мост связи между товаром и целевой аудиторией для продаж. Что нужно покупателю? Получается, на каждый товар надо писать потребительские характеристики.

Товары с одинаковым набором потребительских характеристик, отличающиеся только ценой и брэндом образуют Категорию товаров.

Эти Категории и выстраивают, как кирпичики, отделы в магазинах и группы в ассортименте.

Тогда нами была зафиксирована эта особенность в регламенте. И у каждого категорийного менеджера сформировались свои «кирпичики», по которым они выстраивали свой ассортимент для каждого магазины и для компании в целом.

Первое. Артикул и Название категории стали писать как дополнительное наименование для каждого товара поставщиков.

Второе. Если товару нельзя было присвоить категорию — запрашивали спецификацию у поставщика.

Третье. Стали вести коммерческие показатели по категориям товаров, а не по отдельно взятым позициям.

Что в итоге получили? Цифровые показатель ассортиментной матрицы категорий! Менеджеры стали сокращать ассортимент в одной категории (возврат, акции, списание) и стали прорабатывать варианты для увеличения выбора в других категориях. Но основной вывод появился позже — ротация самих категорий, ценовые диапазоны в каждой категории… Но это уже другая история.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда