{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

3 попытки ограбления, пандемия, халява и ролик в стиле GTA: как мы открывали офис в Алматы

21 декабря 2019 года мы открыли первый международный офис компании Greatsteve в городе Алматы. За первый месяц работы офис пытались ограбить целых 3 раза. Но это были не единственные сюрпризы. Меня зовут Женя Колунов. Я — CEO Greatsteve — сервиса по обмену и ремонту гаджетов. Здесь вас ждет история открытия офиса в дружественной республике.

Немного истории

Первый офис компании мы открыли летом 2017 года в Белгороде. Нам было обидно, что дорогостоящие гаджеты чинятся в непонятных мастерских с ещё более непонятным качеством запчастей и тотальным отсутствием сервиса. Поэтому нам сильно захотелось изменить индустрию ремонта по модели барбершопов. Наверное, многие из вас ещё не так давно стриглись под полубокс в парикмахерских а-ля «Лариса». А потом появились они… Вот именно этой эволюцией мы и вдохновились. Однако на деле, из-за отсутствия опыта в B2C, неправильного выбора подрядчиков и форс-мажоров, мы полтора года работали в убыток. Два раза были на грани закрытия, но выжили. А как нам в этом помог видеоролик можно почитать здесь.

Затем мы окрепли, открыли офис в Туле, и стали мечтать о масштабировании. Тут-то мне и попался мой сколковский одногруппник Данияр с желаниям открыть Greatsteve в Алматы в формате франшизы.

Возможность испытать бизнес-процессы на расстоянии в 4 000 км будоражила нам кровь. Мы стали присматриваться к помещениям. Арендная ставка в Алматы, особенно в сравнении с московскими расценками, была очень заманчивой. Спустя пару месяцев нам попался подходящий вариант в 50 м² с арендной ставкой в 1 500 российских рублей за квадратный метр. Сразу сделали дизайн проект.

Стали обсуждать вывеску, и тут выяснилось, что любая наружная реклама является собственностью Акимата. Сначала я подумал, что Акимат — это какой-то местный решала, но, оказалось, что так называют мэрию. За плакат на стёклах, проекцию на асфальт или штендер нужно платить по 2500 рублей в месяц абонентской платы. Поэтому многие казахские заведения используют рекламу внутри помещения.

По налогам условия для бизнеса лояльные: ИП платит 3% от доходов. Позицию Сбербанка занимает банк Каспий. Есть, конечно, особенность — франшизы всех крупных и известных брендов от KFC до McDonald’s принадлежат родственникам прошлого президента.

Изучив особенности налогового законодательства, мы принялись за рынок конкуренции. Тут мы были шокированы. Представьте себе на минутку, что в московском ЦУМе вместо именитых бутиков весь этаж занимают продавцы с Горбушки, а на огромном экране на фасаде здания крутится совместная реклама всех официальных реселлеров от МТС до re-store. Да, слоганы «Переходи на светлую сторону. Покупай у официалов». Представили? Добро пожаловать в Алматы! Там всё именно так.

А что касается ремонта, то на 2-х миллионный город не было ни одного авторизованного сервиса Apple. В роли полуофициального посредника выступала одна компания, и все гаджеты по гарантийному обслуживанию отправлялись в Москву со сроком ожидания минимум в месяц.

Альтернативы было две: чинить ультра дёшево в обычных ремонтных мастерских, либо ультра дорого тоже в обычных мастерских. Кстати о качестве запчастей: мы купили самый крутой по местным меркам дисплей на iPhone Х и после теста поняли, что даже жалкая копия, которую мы никогда не станем использовать, даст ему двойную фору по всем характеристикам. В общем, ощущения у нас были смутные. С одной стороны, мы твердо верили в своего клиента и высокий средний чек, с другой — не покидало ощущение подвоха.

Все время подготовки к открытию мы неустанно искали толковых инженеров, потом просто инженеров, а потом просто толковых. К сожалению, инженер в концепции нашего сервиса — проблемная позиция. Из хорошего человека можно сделать классного инженера, но не наоборот. Приходилось долго объяснять почему нельзя брать деньги за чистку динамиков и диагностику, почему мы не делаем визитки за 2 рубля вместо 30, почему их уволят, если клиент заплатит за несуществующую поломку. Толковые инженеры думают, что если они расскажут свои секретные секреты стажёру, то он обречет их на голодную смерть. К тому же, из местных инженеров ещё никто не работал с оборудованием, которое мы привыкли использовать. Например, такое:

Так происходит замена задних стёкол на моделях iPhone

Худо-бедно мы справились с задачей и нашли 3-х человек.

С момента подписания договора аренды до открытия прошёл месяц и 21 день.

Так выглядел офис за день до открытия

Открытие

На запуск филиала вместе со мной приехал дизайнер, инженер и видеооператор. Еще нам потребовалась помощь местных ивентщиков. Диджей, фотограф и ведущий доверия не внушали, но, как говорится, на безрыбье и свадебный ведущий — Ваня Ургант. Мы решили разыграть Air Pods в игре в камень-ножницы между гостями. Запустили таргет с ограничением в 30 мест для желающих попытать удачу в день открытия, записали аж 45 человек, а ещё 50 нам пришлось вежливо отказать. В итоге, на открытие пришло всего 16 человек.

Подозрения на счёт профессионализма диджея усилились, когда в разгар финальной схватки за главный приз, на просьбу включить что-то более динамичное он включил Светлану Лободу. Но, в целом, праздник удался. Вот кстати видео.

Спустя 3 дня после открытия нам сломали замок при попытке ограбления.

Хотя у грабителя не хватило профессионализма взломать дверь, но нам было не по себе, оттого что в момент возможного ограбления в офисе только телефонов было на 1,5 млн рублей. Мы заменили их на муляжи и стали выжидать.

Спустя ещё 3 дня нас взломали за минуту. Ещё 30 секунд понадобилось начинающему охотнику за сокровищами, чтобы обогатиться запасами пустых коробок и 15 000 тенге из кассы.

Полиция развела руками, посчитав ущерб минимальным.

Спустя неделю нам сломали замок в третий раз.

Вы можете подумать, что мы выбрали район гетто, но нет. Это самый центр города и наши соседи — Hugo Boss и Rolex. Всё это напомнило бородатую шутку: «Сильвестр Сталлоне, Антонио Бандерас и Дмитрий Харатьян в фильме «Какого черта здесь делает Дмитрий Харатьян». Мы, естественно, в роли Харатьяна. В итоге, пришлось обезобразить наш фасад стальными жалюзи.

Собственно, как вы понимаете, обстоятельства сами диктовали нам условия для сюжета нового ролика. Именно поэтому мы решили снять его в стиле GTA

Дальше — больше. Спустя два месяца в доме, где находится наш офис, выявили больного с COVID-19. Нас закрыли на карантин практически до июня и сервис вообще не функционировал. Из-за чего наши планы по достижению операционной прибыли к маю не сбылись. Но сейчас офис работает в штатном режиме, количество сотрудников выросло вдвое, клиентская база растет. А сопереживать алматинскому офису можно здесь. Спасибо,что читали!)
P.S. будем рады видеть вас на нашем ютуб-канале

0
53 комментария
Написать комментарий...
Al Sark

Вот, кстати не понимаю, почему всякие фирмешки, "Рага унд копыта", обязательно пишут свое название по английски. Люди, мы ваще-то в России живем и ваши "английские" названия смешат. 

Ответить
Развернуть ветку
Greatsteve
Автор

Это, конечно, убийственный аргумент. Будем думать о ребрендинге😉

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Al Sark

Проблема в том, ЧТО Стив Возняк сделал комп, который мы знаем (в смысле Apple), а Стив Джобс сумел создать культик вокруг куска пластика. Вопрос, зачем называть так пафосно и во имя кого?
Я еще помню в 90ые были названия магазинов, "Вирус" и "Хакер".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Greatsteve
Автор

Конечно))

Ответить
Развернуть ветку
Al Sark

Я в одно время работал в конторе, которая чинила все от утюгов до телефонов (включая технику яблочной компании). Думаете как точка называлась? "Ремонт бытовой техники". Все.

Ответить
Развернуть ветку
Greatsteve
Автор

огромное спасибо, Владимир!

Ответить
Развернуть ветку
50 комментариев
Раскрывать всегда