{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Скидочное рабство: почему маркетплейсы не подходят тем, кто планирует не закрыться через пару лет

В начале 2019-го аналитики ВШЭ выпустили исследование с прогнозом: пандемия может изменить рынок. Спрос перераспределится в пользу онлайна, поменяется и возрастная структура аудитории — старшее поколение тоже перейдет на онлайн-покупки. Как мы сейчас видим, всё сбылось, но с неоднозначными последствиями.

Что поменялось? Очевидно, магазины, которые до этого были офлайн-ориентированными, стали вынуждены качать онлайн-продажи. А те, кто до этого и так существовал в основном в онлайне — вдруг стали героями года. По данным АКИТ, количество онлайн-покупателей за прошлый год выросло с 47,2 млн до 60 млн. Крупные магазины, вроде «Детского мира» или «Обуви России» наращивали долю онлайн-продаж и подумывали становиться маркетплейсами: первый запустил свою площадку в октябре 2020, второй в январе 2021.

Почему в 2020 выстрелила модель маркетплейсов

Во-первых, поменялись сценарии потребления — раз интернет-магазины заменили офлайновые, то пользователи подсознательно стали ожидать от них тех же возможностей, что есть у соседнего «Ашана»: там можно за один поход купить всё необходимое. А для этого у магазина должен быть широкий ассортимент, в том числе FMCG-товаров.

Во-вторых, крупным магазинам стало понятно, что скоро у населения начнут заканчиваться деньги. Это, в свою очередь, значит, что небольшие магазины, которые до этого как-то справлялись своими силами — с фулфилментом, хранением, маркетингом — окажутся в сложном положении, им придется резать затраты, в том числе на персонал. Кроме того, для небольших офлайновых магазинов всё будет еще хуже: в короткий срок они просто не смогут запустить интернет-продажи. Поэтому маркетплейсы для небольших продавцов стали еще привлекательнее, чем раньше: те брали на себя часть работ, а вместе с ними рисков.

В итоге в 2020-м маркетплейсы отчитались о рекордных темпах роста: количество зарегистрированных продавцов на Ozon выросло на 60%, на Lamoda — на 30%, Goods собрал в два раза больше заявок от партнеров, а Wildberries — в пять раз больше, чем за аналогичный период 2019-го.

Все в плюсе, всем хорошо? Да, но только не в долгосрочной перспективе.

Маркетплейсы — это про бизнес, но не про бизнес продавцов

Маркетплейсы живут за счет оборотов, их заработок с продажи каждого товара составляет от 3% до 38%, у разных площадок свои условия. Соответственно, главный интерес маркетплейса — привести больше трафика на целевые страницы и лучше сконвертировать его. И делать это как можно чаще. Это значит: постоянные скидки и предпочтения в выдаче для тех продавцов, у кого цена ниже, ведь она — всё еще главный фактор выбора товара.

Ozon одновременно продвигает больше десятка акций со скидками: тематические подборки, распродажи определенного бренда

Диапазон широкий: встречаются скидки более 50%.

Специальный раздел со скидками на главной странице

Такая политика безобидна для продавца, у которого нет серьезной конкуренции на площадке, он продает собственную брендированную продукцию, что-то уникальное или просто редкое. А вот те, у кого на каждую позицию на той же площадке найдется 5-10 предложений конкурентов — попадают в ловушку.

Начнем с того, что по условиям площадок магазины сами выставляют цены на свои товары на маркетплейсе. Звучит так, как будто у них карт-бланш, на самом деле нет: нужно смотреть на конкурентов. И причем делать это регулярно: чем конкурентнее товарная категория, тем больше демпингующих продавцов. Маркетплейс тоже подталкивает всех устанавливать одну (низкую) цену: у Ozon есть «рекомендуемая цена», у других — вывод всех ценовых предложений в товарной карточке.

У goods.ru вкладка «Цены» и заметная ссылка «Еще N предложений» размещены на карточке товара. Поставишь цену выше — трафик уйдет конкуренту

Кроме того, что на площадке постоянно идут ценовые войны между конкурентами, скидочные кампании маркетплейсов ситуацию только усугубляют. Когда маркетплейс запускает очередную распродажу, он буквально принуждает продавцов в ней участвовать: хочешь ротироваться в самых конверсионных блоках и получать трафик — делай скидку. Не делаешь скидку — найдутся те, кто захочет, а твой товар выпадет из показов на «лучших полках».

Доходит до совсем уж радикального: как в той истории с Wildberries, когда магазин прямым текстом в рассылке мерчантам-партнерам сообщил: «мы устраиваем распродажу, участвовать всем, если не хотите — ваше дело, мы подготовим документы о расторжении контракта, нам не нужны нелояльные продавцы».

Цитата из того самого письма, источник — «Ведомости»

Такой подход ведет к тому, что некоторые продавцы просто не могут распродать свои остатки и вынуждены намеренно делать минимальную цену, чтобы самим же выкупить товар со склада.

Находиться в состоянии постоянной распродажи — это стресс, но уже привычное дело для продавцов на маркетплейсах. Надежды на то, что площадки поумерят свои аппетиты, практически нет: покупательная способность населения падает, все больше людей становится чувствительными к скидкам. А значит, распродаж будет больше.

Существует две стратегии существования: жизнь на оборотах либо жизнь на марже. Небольшие магазины и производители выживают за счет маржи, они не в силах самостоятельно поддерживать высокую оборачиваемость. Бизнес-модель маркетплейса же наоборот подразумевает высокие обороты, от них зависит его прибыль. Таким образом, нарушаются натуральные принципы существования: если в «дикой природе» условием выживаемости является маржинальность, то на маркетплейсах небольшой бизнес помещается в хищнические условия бизнес-модели, предполагающей высокий оборот с небольшой маржинальностью.

Продать сейчас, но потерять бренд завтра

У истории со скидками есть еще ряд неявных последствий для продавца, помимо потери маржинальности и проигрыша в выручке. Они касаются бренда и репутации.

Чтобы попасть под условия акции, продавцы часто делают так: меняют начальную цену в большую сторону, а потом применяют скидку. Фен на самом деле стоил 1500 рублей, но чтобы больше заработать и попасть в ротацию «всё с -70%», магазин меняет начальную цену на 3500. Твои конкуренты, скорее всего, поступят так же — если хотят заработать.

Но покупатели сегодня более грамотные: опыт фейковых скидок на «Черную пятницу» научил их мониторить цены через специальные сервисы.

Вообще-то товар стоил 799 рублей, а перед распродажей стал стоить 7 999 рублей, чтобы можно было сделать большую скидку — обычная практика, чтобы выполнить условия акции маркетплейса

Но урон репутации — неоднозначное следствие. Всё-таки покупатель ассоциирует товары и цены в каталоге с маркетплейсом, а не продавцом. А вот упущенные выгоды от потери контроля над брендом — вполне однозначны и ощутимы.

Прошедший год можно назвать «Годом маркетплейсов». Такого количества новых запусков и развития уже существующих маркетплейсов рынок еще не видел. Товарные, финансовые, агрегаторы B2B-услуг, логистические — крупнейшие российские компании всерьёз задумались о собственной экосистеме. Отдельным трендом можно выделить маркетплейсы в социальных сетях. Возможно, это хорошая заявка на появление глобальной торговой площадки.

Причины такого бурного развития очевидны — трафик и оборот. Благодаря маркетплейсам покупатели получают широкий ассортимент товаров с возможностью сравнить и выбрать оптимальный вариант. Магазины же имеют стабильный дополнительный канал реализации товаров. Однако вместе с этим приходится учитывать специфику работы с маркетплейсами — условия, поиск актуальных покупательских трендов, логистические расходы. Это требует соответствующего опыта и навыков. Не обладая достаточным ресурсом, небольшие магазины нередко несут урон, не подготовившись к такому сотрудничеству.

Игорь Назаров

, главный редактор Shopolog

Как только вы стартовали продажи на площадке, вы начали играть по правилам площадки. А это значит:

  • Вы больше не контролируете маркетинг, не сможете в случае чего простимулировать повторные продажи, увеличить жизненный цикл клиента или вернуть покупателя в воронку своевременной рассылкой. Хорошо для тех, кто не хочет разбираться в маркетинге, плохо для всех остальных.
  • В приоритете маркетплейса чаще всего находится его собственный ассортимент. Вы будете конкурировать не только с другими мерчантами, но и с самой площадкой — самые выгодные размещения будут явно не у вас.
  • Усложнится работа с возвратами. Дело в том, что маркетплейсы — это не дропшиппинг-сервисы, они не разбираются в ассортименте продавцов. Если, например, покупатель вашего товара оформит возврат, то «на той стороне» банально не смогут определить, пришел ли назад именно тот товар, который купили в маркетплейсе. Случаи потребительского фрода совсем не редкость, особенно в fashion-ритейле: недобросовестный покупатель оформляет возврат и кладет в коробку старую пару обуви, новую оставляя себе.
  • Вы отказываетесь от гибкости. Проверять гипотезы, тестировать разные блоки рекомендаций на сайте, конструировать промо под любую потребность — всё это становится невозможным. Да, у маркетплейсов есть достаточно широкие возможности по управлению ценами и скидками, продвижению внутри каталога, но они заметно скромнее, чем те, что могли бы быть у продавца, работай он с собственным магазином.
  • Вы автоматически соглашаетесь на то, что маркетплейс может изменить свои правила хоть завтра. Красочный пример рассылки Wildberries подтверждает этот тезис. Вас воспринимают не как партнера, а только как поставщика товаров.

Мотивация маркетплейса предельно ясная: они хотят максимизировать обороты, наполнить свой каталог качественными уникальными товарами и проверенными поставщиками. Поэтому им невыгодно работать с продавцами, которые продают то же самое, что и десяток других. Таких маркетплейсы помещают в условия закона джунглей: выживает сильнейший, остальным так и надо. Если не выдавят друг друга сами, маркетинговая политика маркетплейса ускорит процесс.

0
42 комментария
Написать комментарий...
Vanek

Боже мой, злые маркетплейсы не дают втюхивать типовое китайское или аналогичное гавно по 10 кратным ценам выводя более дешевые предложения. Напоминает нытье таксистов на агрегатов, когда стало понятно что втюхать кратную цену услуги больше не получится. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Белашов

Ну надо просто мыслить чуть шире, чем купить на садоводе и выложить на продажу на WB.

Вот выдача по запросу повязка косметическая.

Ответить
Развернуть ветку
Анна

они хотя бы разные фото выложили, может кто-то сам даже сделал)

а большинство вообще одни и те же картинки даже выкладывает, даже фото/оформление карточки сделать непосильная задача ))

и так смешно когда видишь овер 30 одинаковых товаров, причем одни раза в 4 дороже других ))

Ответить
Развернуть ветку
Валерия Королева

Ой вот не надо. Оно может и выглядеть одинаково, но продавец продавцу рознь. В те же отзывы о товаре зайдите и посмотрите, что приходит людям. Совершенно разные по качеству, казалось бы, одинаковые товары. А цену маркеты все занижают и занижают и как тут честному продавцу выжить

Ответить
Развернуть ветку
Анна

ну справедливости ради у таксистов хотя бы различия есть - машина, чистота внутри, сам водитель, а тут вообще одно и тоже и даже с фото одинаковыми

чудаки)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Колыхалов

Автор ловите лайки на статью из репоста с профильной группы :)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Некифоров

Секрет выживания на маркетплейсах в правильном ценообразовании, уникальном ассортименте, хорошем качестве и правильной подсортировкой. Сейчас каждый третий считает, что он предприниматель. А с такими условиями это отличный фильтр для предпринимателей-однодневок. Не умеешь, вали с площадки

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Волошина

Это же чем вы таким уникальным торгуете, что вам не страшны постоянные скидки? Конкуренция на маркетплейсах страшная, условия размещения скотские. Офигенно рассуждаете, может вы еще и инфоциганством занимаетесь. И что значит каждый третий? А вы значит в них не входите? С чего-то не начинали?

Ответить
Развернуть ветку
Анна

"Конкуренция на маркетплейсах страшная"

ну а как вы хотели, если 100 ИП торгуют одним и тем же товаром с садовода или али?

конечно будет страшная конкуренция, ведь товар-то один, чем он для покупателя отличается? условия доставки и возврата тоже одинаковые -только в цене и отличие.

что б не конкурировать ценой нужно выходить с уникальным товаром, то есть как минимум заказывать производство в Китае, или другой путь - становиться официальным дистрибьютером бренда, у которого есть какое-никакое имя и маркетинг вне маркетплейса

А то понятия странные о предпринимательстве - продавать одно и тоже на одних условиях на одной площадке и удивляться "конкуренции" )

Или как я находила накладки в раковину из Леруа по цене 900р. )) в Леруа они около 100 вроде как, а более дешевые аналоги и вовсе рублей 50, интересно на что такие "предприниматели" рассчитывают? )

Ответить
Развернуть ветку
Александр Павлов

Не так. Торгуют фигней с Китая, потому что оригинальные вещи там не нужны.

Нужно как можно больше дешового брахла, чтобы выиграть ценовые войны. А в этом помогут только огромные партии дешманских вещей. Скорее всего из Китая.

Если поставщик будет заводить туда уникальные вещи, то он разорится из-за «пожеланий скидок» от маркетплейса.

Крупные бренды могут это себе еще позволить, за счет того же массового производства, а ИП остается только перепродавать Китай.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Некифоров

А в чем проблема отслеживать ситуацию на площадке. Заранее готовится ко всем акциям. Отслеживать позиции, конкурентов и настроение покупателей. Лояльность к запросам площадки весь секрет успешного на ней пребывания. Так можно обо всем что угодно ныть

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Волошина

Вот я и увидела этот сказочный тип "мы получаем 1 миллион чистыми". Ну. Ну. Посмотрим насколько ваш магазинчик протянет, пока не придет еще один такой умник. Выживание на таких площадках это не просто постоянный стресс, это работа на износ.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Smirnoff

Столько, конечно, не зарабатываю, но согласен, что просто нужно отслеживать все. Календарь у всех есть в свободном доступе, прикиньте, и не трудно догадаться, когда будут скидки и какие они будут. А там уже дело за малым, на каждую скидку накинуть от 100 до 500% и выйти в адекватную стоимость.

Ответить
Развернуть ветку
Mirsamed Seidov

Ценовую конкуренцию никто не отменял, это рынок. Выживают эффективные, неэффективные отомрут ещё раньше, чем через 2 года. Правда ув. автор почти за все маркетплейсы разом сказал, но есть различия.

Например, на AliExpress Россия у селлеров свои брендированные магазины, отдельные карточки товара, рейтинги, позволяющие быть в топе поисковой выдачи (основано в том числе на показателях качестве обслуживания), возможности для коммуникаций с покупателями (рассылки, эксклюзивные скидки для подсписчиков и др.).

Запустился на днях новый магазин - samsung.aliexpress.ru - на других маркетплесах (в мире) такого нет. Серьёзным брендам не интересно быть, в лучшем случае, просто одной из строчек в картчоке товара. И АЕ Россия в ЭиБТ продаёт больше, чем любой другой маркетплейс (именно российские магазины, без учёта тарнсграничных продаж).

Ответить
Развернуть ветку
Илья Лапинский

На самом деле сейчас постепенно АЕ начнет выдавливать ВБ с рынка, если тот не обратит вновь внимания на продавцов. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Это получается, что уйдут в историю одинаковые продавцы одинакового товара? Банального купи-продая станет меньше???
Ужас какой-то, а так хотелось одинаковости во всем, нет.
Так работает рост производительности труда, когда меньше число людей делают больше операций, отбирая их у слабых.
Хотите быть в игре? Делайте, т.е. продавайте что-то новое.
Либо затаскивайте в онлайн новых для него поставщиков, либо становитесь сами брендо-владельцем.

Ответить
Развернуть ветку
Ярмолинский Сергей

Очень интересно!
Уважаемый автор затронул, практически, ту же самую проблему, что и я в своей сегодняшней статье про банкинг для маркетплейсов .
Похоже, мерчантам надо делать свой кооперативный маркетплейс с интегрированным банкингом. 
Плодотворная дебютная идея, однако!

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Аналогично! Рассказал в чате поставщиков на маркетплейс
Думаю всем будет интересно
https://t.me/wb_partner

Ответить
Развернуть ветку
Olga Vlasova

Год ничего не покупаю на Озоне. Попроверяла цены на интересующие товары - везде накрутка в 2-5 раз по сравнению с магазинами шаговой доступности. Для локдауна, может, и сойдёт, но для повседневных покупок - ищите дураков в другом месте.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Борисов

Это вы когда цены-то смотрели? Сейчас на любом маркете накрутка минимальная. Цены как и в магазинах, если вы, конечно, не покупаете товары только по акции. Тогда да, "накрутка" огромная

Ответить
Развернуть ветку
Olga Vlasova

Вот пример. Я пользуюсь этими средствами, потому слегка опупела от озоновских ценников, когда решила прикупить к лету флакончик. И не зря. В Магнит-косметик по соседству цены были как раз те, что и ожидались. Это только один пример. Не все, конечно, накручено кратно - тут конкуренция не даст, но по очень многим товарам такое.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Лапинский

С маркетплейсами система такая есть себестоимость товара. На неё накручивается 60-70%  от которых и будешь делать скидки. В нормальных условиях накрутка процентов 20 на себестоимость. 
 Так что все эти распродажи на МП чистая фикция. От появления агрегаторов цена за услуги такси не снизилась, а только увеличилась процентов на 30. 
 Так что от появления маркетплейсрв потребитель в общем смысле проигрывает. Просто удобно не надо искать пришёл купил что попало как на базаре. Если хочешь что-то солидное идешь в тематические магазины. 
 Потому, что маркетплейс не предлагает ни постпродажное обслуживание, ни гарантию, что придет тот товар, который заказал. В общем да хотелось как лучше получилось как всегда. Заказы идущие по системе МП для производителя темный ящик следовательно он не может ни подправить заказ ни исправить если МП, чего-то напутал. Не хочется рекламировать Алиэкспресс, но они единственные где каждый заказ полностью прозрачен как для клиента так и для продавца. Увы Ни ВБ, ни Озон, ни тем более НеБеру до категории качественного МП не дотягивают. 

Ответить
Развернуть ветку
Когда-то был

"прогноз: пандемия может изменить рынок".... ржу, не могу остановиться...

Ответить
Развернуть ветку
Carol Winters

Смейтесь, пожалуйста, в масочке и на дистанции

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Некрасов

Размещение на маркетплейсах это реальное рабство и бывает в ущерб репутации магазину. Народ давно прокачался в теме скидок и видит где явно вранье и может не придти во второй раз. А мы со своей стороны поделать ничего не можем. Не будет скидки, не будет нашего товара в выдаче и клиент уйдет к конкуренту.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Романова

Да, но площадка живет и процветает. Люди покупают все что видят со скидками 97% и реально верят в них. Вайлдберриз правила бизнеса знает

Ответить
Развернуть ветку
Илона Березова

Естественно клиент может не "придти" во второй раз, уважаемый. Ему нужно прийти к вам🤔

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Некрасов

Это к чему вы написали?

Ответить
Развернуть ветку
Илона Березова

К тому, что пора открывать «Орфографический словарь русского языка».

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Некрасов

Ага, спасибо за "конструктив"

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Жарков

Что кто-то этого не понимает? Тогда, как говорится, так вам и надо. 

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Smirnov

Вот же был недавно материал, как умники перепродавали товары из Икея с двойной накруткой. И никакие скидки не страшны

Ответить
Развернуть ветку
Elena Indigoa

Не совсем поняла для кого статья. Для покупателей? Им это не интересно. Для поставщиков? Они и так все это знают.

Ответить
Развернуть ветку
Валерия Королева

Это как минимум интересно тем, кто только собирается размещаться. Да и что что поставщики это и так знают? Обсудить наболевшее всегда к стати.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Omelyan

Вас наебывают маркетплейсы? - Научитесь наебывать их.
Нет смысла строить свой бренд на маркетплейсе.

Можно понять принципы алгоритма ранжирования товаров маркетплейсов и применять это.

Накрутка фейковых отзывов, мультиаккаунтинг, демпинг, скликивание рекламы конкурентов, жалобы на конкурентов, указание заниженных цен, подделки брендовых товаров, зафотошопленные фото товаров... и т.п.

И если вы не успешный продавец на каком-либо маркетплаейсе - не ставьте дизлайк, т.к. вы не понимаете что такое торговля на маркетплейсе.

А нормальные товары нужно покупать в нормальных интернет-магазинах..

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сергеевич

Скидки эти - фикция

Ответить
Развернуть ветку
Максим Борисов

Ого! Вот это вы нам и открыли глаза. Надо же, скидки на маркетах это фикция.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сергеевич

Ого! Какой смишной сарказм. 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Воронов

В случае WB это полная жесть, но все кто там размещается и так понимают насколько площадка проблемная. И все все понимают, когда суются туда, а не понимаешь, ну и не лезьте туда. В цену нужно закладывать риски, на случай, если придется выкупать товар самому. На ozon проще ситуация, там скидками легче попадать в выдачу и в рекомендации.

Ответить
Развернуть ветку
Данил Щеглов

Мы начали размещаться на WB с уклоном, что это на первое время, пока свою интернет-площадку делаем. В итоге просто "душу продали". С этими бесконечными скидками только убытки, соответсвенно и денег на развитие своей площадки не стало. Сейчас в срочном порядке пытаемся выкупить всю оставшуюся продукцию. Очень жаль, что в стране где предпринимателям то и дело мешают на законодательном уровне, еще и не дают развиваться "свои же".

Ответить
Развернуть ветку
Dima Lobanov

Ну вы не в песочнице играете, что вы хотели? Система сожрет всех и не подавится. Ничего удивительного в этом нет, каждый зарабатывает как может. Но вариться в этом котле совершенно неблагодарная работа. Вам нужно было упор делать либо на свой магазин, либо уже вплотную заниматься WB. У площадки свои правила и по ним нужно уметь играть. А чтобы уметь нужно погрузиться в это с головой. Почитайте коментаторов выше, может наберетесь чему и сможете нормально существовать на маркетплейсе. Мне кажется вам просто опыта в ценообразовании не хватает. Если вообще проблема в этом. Не зная, что за товар и что за ситуация, сложно делать какие-то выводы.

Ответить
Развернуть ветку
Carol Winters

Давайте просто будем честны. Повальное количество продавцов у нас на маркетспейсах торгуют одним и тем же никому ненужным товаром. Просто перекупы. Так и нафига тому же WB держать этот нераспродающийся товар на своих складах, тут надо подгонять все. Нормальных продавцов это совсем не трогает, продают и продают.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
39 комментариев
Раскрывать всегда