{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Потеря контроля — неприятный сюрприз, который ждет бутикового продавца на маркетплейсе

Маркетплейсы сделали две вещи: подали руку помощи продавцам и под шумок перекроили под себя саму модель потребления. Не в пользу продавцов, конечно.

Когда общаешься с бутиковым ритейлом, которому удалось встать на маркетплейс, слышишь: «так здорово, продаж стало много, а головняков меньше». И они же говорят, что старые каналы продаж обвалились: через директ инстаграма и собственный сайт на 100 позиций никто не покупает, потому что дизайнерский кулон проще и быстрее заказать на Etsy, а худи на Wildberries.

Снаружи такой сделки — избавление от необходимостей: делать склад у себя в гостиной, ругаться со службой доставки, которая опять потеряла посылку на половину твоего месячного оборота, где-то нанимать и обучать сотрудников. Внутри — потеря контроля над собственным бизнесом абсолютно на всех уровнях.

Построение и развитие бренда. Голубая мечта брендов — это стать как Xerox, именем нарицательным для целой категории продуктов. Мечта полетом пониже: забрендировать продуктовый сегмент, и такие кейсы есть: все, кому надо, знают, Madrobots — это необычные штуки для гиков, Prosto Toys продает миниатюры персонажей из советских мультиков, а детские кофты, которые превращаются в мягкую игрушку, называются «Кофтёныши».

Такие бренды объединяет сильная идея и небанальность предложения. Их путь — развивать свою торговую марку, потому что на ней стоят продажи. Почему маркетплейс для такой цели мало подходит, понятно. Во-первых, бренд оказывается в одном потоке с конкурентами. В этом плане те же блоки товарных рекомендаций работают на маркетплейс, но не на продавца:

Среди 12 товаров блока «Рекомендуем также» нет ни одного товара того же бренда

Во-вторых, бренд магазина может оказаться в ситуации, когда начнет конкурировать с самим маркетплейсом, который станет продавать или тот же товар, или произведет копию (если товар уникальный; почитайте историю про Amazon Basics и Peak Design).

На Ozon одни и те же сумки продает Madrobots и сам Ozon. Бренд — XD Design

Неценовая конкуренция. Ситуация: ты шьешь пижамы и твой сосед шьет пижамы. Сосед демпингует и ставит прайс с минимальной наценкой, экономит на тканях, нанимает на производство гастарбайтеров и упаковывает товары в пищевую пленку. Ты не хочешь делить с ним рынок: закупаешь качественную галантерею, много ресурсов тратишь на профессиональное обучение персонала, вкладываешься в брендинг, развиваешь сервис и делаешь сайт удобным. В твоем понимании ты «Додо пицца» от мира пижам.

Но вот вы оба выходите на маркетплейсы. Во-первых, твой сосед сразу начинает зарабатывать больше — он собирает весь трафик по запросу «пижама» и привлекает их ценой. Во-вторых, маркетплейс устраивает акцию за акцией: ему всё равно, что ты свои пижамы не можешь продавать по 1000 рублей, а сосед — запросто. В итоге выживает тот, кто создает маркетплейсу обороты и конкурирует по цене.

Управление входящим трафиком. Самый простой способ выйти в поисковой выдаче выше конкурентов по продуктовым запросам — купить контекст. Но этот канал может просесть по эффективности, если продавец решит разместиться на маркетплейсах, сохраняя собственный канал продаж.

Обратите внимание, сколько рекламных мест занимает сам бренд, а сколько маркетплейсы

Конечно, сам факт присутствия товара на маркетплейсе компенсирует любой недостаток в трафике. Но вот контроль над продажами магазин потеряет.

UX/UI. Возьмем самый показательный пример: фильтры в каталоге. Задача маркетплейса — дать максимально универсальные работающие инструменты всем продавцам, которые продаются на площадке. Поэтому маркетплейсы страдают двумя крайностями: либо делают предельно аскетичные фильтры, с помощью которых покупатель просто не может подобрать подходящий ему товар, либо используют автогенерируемые фильтры со всеми возможными группами параметров (которыми покупатель никогда не будет пользоваться). Примеры фильтров в Wildberries в разделе «книги»:

Часто искали книжку с типом бумаги «пухлая» и мягкой обложкой с клапанами?

Клиентская поддержка. Хорошие скрипты плюс техническая возможность получить ответ, не прерывая процесса покупки, плюс толковые люди за микрофоном в колл-центре — и вот они продажи и покупательская лояльность. Онлайн-консультанты особенно хорошо помогают там, где товар сложный, характеристик много, а покупатель не эксперт. Если звезды сойдутся, консультант может еще и чек корзины поднять. Маркетплейсы лишены такой возможности. Как отрабатывает обращение оператор «Эльдорадо»:

Управляемый up-sell / cross-sell на сайте. В своем магазине продавец не только получает возможность размещать блоки рекомендаций с соответствующей логикой, но и экспериментировать с механикой их работы. Например, выводить аналоги, но с чуть более хорошими характеристиками и в пределах +20% цены рассматриваемого товара. Или сортировать выдачу в блоке рекомендаций так, чтобы на первых, самых заметных, позициях были товары с наибольшей маржинальностью. Или вообще персонализировать выдачу под конкретного посетителя и его индивидуальные особенности — и тоже больше продавать.

Пример настройки логики блока рекомендаций в REES46: можно задать условия под любую бизнес-задачу

В маркетплейсе продавцу повезет, если в блоке рекомендованных товаров будут товары того же продавца, а не конкурента.

Продавцам нужно понимать, что блоки рекомендаций и любые инструменты маркетинга на маркетплейсе — это собственность маркетплейса. Если ему захочется, он может отдать приоритет конкурентам или собственным торговым маркам. Недавний пример с Яндекс.Маркетом: они пересортировали выдачу в блоках рекомендаций и в поиске так, что на первых строчках стали выводиться товары, которые можно купить прямо в маркетплейсе, без перенаправления пользователя на сайт продавца. Те, кто использовал Яндекс.Маркет как дополнительную рекламную площадку, потеряли в продажах.

Еще пример с тем же Яндекс.Маркетом: недавно они изменили логику рекомендаций с учетом SKU. Теперь если у вас в стоке закончились футболки размера XS, то вы перестанете выводиться в блоке рекомендаций к футболке конкурента, если покупатель выбрал размер XS.

Официальный комментарий площадки

Сама технология отличная, но там, где продаются нескольких продавцов — это потеря внутреннего трафика для каждого и необходимость поддерживать наличие всех SKU, если хочешь нормально продаваться.

Доступ к клиентской базе и повторные продажи. То, что происходит в маркетплейсе, остается в маркетплейсе. Клиентская база продавца раскалывается на две части: тех, кто покупает на вашем сайте и на площадке. С одной стороны, это лишает магазин возможности задействовать собственные инструменты, чтобы «догнать» клиента, измерять результат, протестировать новые гипотезы и сделать выводы. С другой стороны, эффективность ретаргетинга и триггерных рассылок в принципе снижается: совсем не факт, что те, кто почитал описания товара на вашем сайте и пообщался с консультантом, не ушел за покупкой на маркетплейс, потому что там дешевле, скидка или начисляют баллы за покупку.

***

По статистике малый и средний бизнес чаще выходит на маркетплейсы, уже имея собственный канал продаж (таких продавцов 86%). При этом свой интернет-магазин имеют только 55%, остальные сразу решают попытать счастье на маркетплейсах. И идут отнюдь не за снижением издержек, а именно за увеличением аудитории и выручки. Вот ведь парадокс: продажи вы и правда поднимете, а вот насчет аудитории — тут можно поспорить. Есть предположение, что большую часть клиентской базы отхватит площадка, а не ваш магазин. Привяжет к своей программе лояльности и подсадит на непрекращающиеся скидки.

Поэтому магазины, которые хотят сохранить идентичность в потоке конкурентов, конечно, могут идти на площадки. Но с оглядкой на то, что они там только ради денег: а как заработают, начнут больше вкладываться в свой магазин и маркетинг. Иначе перспективы у магазина — весьма непредсказуемые.

0
48 комментариев
Написать комментарий...
Leha Shum

Бггг, это только цветочки.
А ягодки такие - какие ИП закупают у крупных Поставщиков которые привозят в из Китая.
Озон оцифровал результаты всех бизнесов и видит как-то сколько и на чем зарабатывает.
Теперь Озон сам приходит к поставщикам из Китая и начинает договариваться с ними напрямую, чтобы оставить те же товары что ты же стоят на маркетрлейсе, только значительно дешевле, т.к. он не платит комиссию за продажи, он покупает большими партиями по спец цене.
Ну и следующий шаг - озон везёт напрямую из Китая. 

Ответить
Развернуть ветку
Бивень

А так и будет, скорее всего. Маркетплейс останется для не маржинальных позиций, либо тех, что производятся локально и их нет возможности в адекватных ценах воспроизвести самостоятельно. 

Все остальное, со временем, будет заменятся товарами, где продавец сам ОЗОН. При этом сам же озон загоняет продавцов в рамки, когда каждый отдельный юнит должен приносить ОЗОНу прибыль. Т.е. ОЗОН получает LTV, но платить за него должен поставщик.

Я зашел на маркеты и если честно, лучше бы я продавал напрямую как D2C бренд, а не через них. В моменте я снизил издержки, но потерял в маржинальности и когда туда пришли конкуренты, начался массовый демпинг и доп траты на продвижение своих товаров, что сравняло этот канал по маржинальноcти с прямыми продажами.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Попов

Статья отличная, идеально показывает картинку того, что происходит на маркетплейсах и как от этого страдают продавцы. Новичкам на будущее обязательно к прочтению.

Ответить
Развернуть ветку
Лариса Шанина

Бизнес, есть бизнес и кто этого не понимает, скатертью дорожка. Всегда будут конкуренты с "низким качеством", "работниками гостарбайерами" и прочим. Можно бесконечно оправдывать себя, лишь бы поплакаться, как ему не везет на маркетспейсе из-за "нечестных" конкурентов.

Ответить
Развернуть ветку
Алена Крайнова

Вот я того же мнения. Ну не умеете, ну не беритесь. Оставайтесь в своих инстаграммах, придумывайте свои какие-то акции и фишки. Правильно простраивайте смм.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Вы слишком оптимистичны. Розничный ИМ - это прокладка между производителем и клиентом, функции которого полностью заменяет маркетплейс. Производителям будет выгоднее напрямую отгружать товар на склад маркетплейса и не париться, он возьмет на себя все процессы работы с розничным клиентом.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Это структурные изменения в отрасли - примерно как замена лошадей паровыми машинами. Через несколько лет Вы либо встроитесь в новую реальность, либо отомрете.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Колыхалов

Говорю по своему опыту, общаюсь с многими производителями, хожу по выставкам производителей, которые предлагают свои услуги и товары. Прикол в том, что производителям нахрен не нужны маркетплейсы. 1. На единицу товарной продукции слишком маленькие продажи. 2. Слишком много возни и геморроя, для продаж нужно либо нанимать агентство и терять большую часть маржи, либо отдел продаж, который теряет маржу и плюс отвлекает от работы. 

Крупные бренды напрямую не работают с маркетплейсами в том числе из-за этого, помимо того, что описано в статье.

Производителям легче и выгодней работать с сетями.

Маркетплейсы - это рынок покупаек-продаваек, кто готов рисковать своими деньгами.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
Прикол в том, что производителям нахрен не нужны маркетплейсы. 1. На единицу товарной продукции слишком маленькие продажи.

Вы наверное про российскую реальность. А Вы посмотрите на Штатовскую реальность с монополистом Амазоном.

для продаж нужно либо нанимать агентство и терять большую часть маржи, либо отдел продаж

Традиционный канал дистры/розница тоже нехило так маржи отъедают. Маркетплейсы смогут делать все тоже самое, но дешевле - экономия на масштабе на логистике, бесплатный маркетинг за счет того, что клиенты будут идти к ним по умолчанию.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Колыхалов

1. Да я про Российскую действительность и сравнивать с Амазоном не корректно. Он примерно раз так в 100-200 больше всех наших маркетов вместе взятых. В одной только Англии у него больше 20 фулфилментов. А он представлен практически везде. То есть смотреть на него можно для общего развития, но у нас это не так работает.

2. Вы видимо теоретизируете, а я сам продаю и общаюсь с множеством клиентов (по системе seller.whisla.com) и вижу сколько это времени занимает и нет никакого бесплатного маркетинга уже давным давно, вся реклама платная, продвижение платное, маржа в последние 1.5 года у всех довольно сильно утрамбовалась либо уходит на возню. В сеть привез товар - через 2 месяца получил деньги, либо сразу же через факторинг. Тебе не нужно танцевать с бубном, чтобы сеть продавала. Тебе перечислят деньги за поставленный товар в любом случае. Если сеть не продает - она просто больше не заказывает, но как правило они все продают. Если маркетплейс не продает - то тебе включают платное хранение и делай что хочешь, но продажи на тебе.

К тому же нынешние маркетплейсы как бы ни заявляли о своих героических победах в GMV, но до сетей им еще как до луны.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
Да я про Российскую действительность и сравнивать с Амазоном не корректно

Мы просто отстаем, нужно как раз смотреть "как это будет" и мотать на ус.

Вы видимо теоретизируете, а я сам продаю и общаюсь с множеством клиентов

Был когда-то ИМ - номер 2 в России в своей категории. И т.к. все изложенное в статье было понятно еще много-много лет назад, то пока был в этом бизнесе даже удавалось объединять весь крупняк в этой категории и отстаивать ее от введени CPA Яндекса. Когда все толпой приходили с мессаджем "вот сейчас мы все дружно снимем на квартал-другой рекламу", то до менеджмента Яндекса доходило.

Если маркетплейс не продает - то тебе включают платное хранение и делай что хочешь, но продажи на тебе.

Это мелочевке включают, а ради ассортимента крупняка маркетплейсы готовы в лепешку разбиться. И там все: и бесплатный трафик и продвижение и бесплатная логистика, - что угодно только принесите нам свой ассортимент и позвольте проассоциироваться с Вашим именем. Только крупняку они нафик не сдались ввиду всего изложенного в статье.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Колыхалов

Мне кажется мы к какому-то единому мнению пришли или вы со мной согласились.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Скорее у нас одинаковое мнение, что маркетплейсы представляют угрозу для ритейлеров. Но ИМХО с точки зрения костов маркетплейсы, как товаропроводящая сеть, объективно эффективнее традиционной модели дистров и ритейла. А раз они эффективнее, то "вода камень точит". Естественно, я не считаю, что маркетплейсы сожрут розницу полностью. Но ИМХО это будет уникальная концентрация монопольной власти.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Мельникова

Ну в онлайне скорее всего и сожрут розницу. Правда только, как вы и писали ранее в мелочевке. Крупняк так и будет продаваться на собственных площадках.

Ответить
Развернуть ветку
Goodeni
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иван Колыхалов

Нынче чтобы свой магаз конкурировал с маркетплейсами должна быть слишком высокая "стоимость" свитча покупательского предпочтения в пользу  маркетплейса и должны сойтись звезды следующим образом:

1 Уникальный товар, который нельзя или сложно купить на маркетах. Или ближайшие аналоги слишком отличаются в худшую сторону. Пример: если вы продаете наушники Xiaomi для вас плохие новости. Но если вы продаете допустим уникальные настольные игры или конструктор или какое-то средство бытовой химии, то шансы есть.
2. Уникальный пользовательский опыт, возможно полностью иное визуальное отображение товара и сайта в целом (3d витрина например). 
3. Стоимость и удобство доставки. Если традиционная доставка лажает - нужно выдумывать свою.
4. Сообщество, возможно, даже новые формы в виде Live витрин и стримов.

Маркетплейсы нынче пылесосят всех кто конкурирует по цене в модели "взял у поставщика\садоводе - продал на маркете". Тягаться тут бесполезно. Маркетплейс всегда выиграет, прежде всего за счет плотности логистики. Весь неуникальный товар будет на маркетплейсах и утрамбован по маржинальности.

Если есть мозги, финансовый резерв, желание и руки из правильного места, то не совсем не обязательно ныть о том, что маркеты всех убили. Adapt or die.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ситников

Если поисследовать рынок, то можно увидеть, что продавцы с собственным интернет-магазином все же остаются на ВБ, озоне и яндекс-маркете. Может это и усложняет отслеживать трафик, но деньги это деньги. Больший поток все равно будет идти с маркетплейсов

Ответить
Развернуть ветку
Олег Анисин

Так именно об этом в статье и говориться, что если и идти на маркетспейс, то тупо за бабками.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Крылоа

Напоминаю, что "бабки" вы там получите, только если окончательно прогнетесь под их условия, которые меняются постоянно. Их вечные скидки, акции и прочее не дадут вам заработать много. Любой маркет все деньги оставит себе, а вам придется постоянно изворачиваться, чтобы хотя бы в минус не уйти.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Анисин

Вот именно. Поэтому рассчитывать на маркеты, как на источник хорошего дохода не стоит. Нужно в любом случае создавать свой сайт и переводить основных клиентов именно туда. Тем более возможностей зацепить клиента сейчас огромное множество вариантов. Главное реально над этим работать, а не пускать на самотек.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ситников

Почему сразу только за деньгами? Продвижением можно заниматься на любой площадке.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Анисин

Потому что какое продвижение на вб и озоне? Когда кого-то спрашивают где они это купили, народ отвечает на вайлдберрисе и кидают ссылку на товар. Никто про ваш бренд и не вспомнит никогда.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

За сиюминутными бабками. 

Ответить
Развернуть ветку
Фоксик

Гораздо интереснее, когда они начнут плату увеличивать за доставку и размещение? 
Пока и озон, и Алли убыточные, не будут же они постоянно такими

Ответить
Развернуть ветку
Данила Залазеев

За размещение по-любому в скором времени цена будет постоянно расти. А вот за доставку явно накидывать больше не будут. Они же понимают, что народ не супер платежеспособен.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев

Бутик в маркетплейсе
Дальше будем мазератти в скид роу продавать?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Потапов

Я уже задолбался мониторить. Изучил ваши и другие решения по настройки, ничего не понял, чем вы там отличаетесь. Вот моя почта - [email protected] , закиньте туда предложение, посмотрим, пообщаемся.

Ответить
Развернуть ветку
Дарина Агатова

Красиво конечно сделали. Если гора не идет к магомеду, то магомед просит скинуть гору на почту)))

Ответить
Развернуть ветку
ArtemRE2

Нет вечных бизнесов, приходится приспосабливаться, вчера директ и соцсети, сегодня маркетплейсы, завтра еще что-то. Другой вопрос, какая цель бизнеса. Если заработать, это одна история, если для души, то стоит смотреть не в сторону продаж, но это мое частное мнение. С приходом маркетплейсов из продаж уйдет очень много мелких бизнесов, а крупные полностью пересмотрят модель развития.
 Я сейчас в поиске интересного бизнеса не связанного ни с продажами товаров ни с общепитом, пока толкового ничего не вижу, с теми средствами, что имеются в моем распоряжении 

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Вопрос в другом, сколько вы хотите и можете вложить в это? Если 10-20 миллионов долларов есть, то можно подумать.

Ответить
Развернуть ветку
ArtemRE2

Я работаю сейчас ради того, что бы завтра не зависеть от работы. Имея в распоряжении такую сумму я бы остановился и если бы и влез в новый бизнес, то только для души, а не ради заработка.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Понятно, вы ещё бедны. Настоящие богачи ради удовольствия водят такси.

Ответить
Развернуть ветку
ArtemRE2

Я еще не достаточно заработал. Бедные, это про друготе.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мурашов

Согласен, да. Тут если и идти на маркетспейс в любом случае только на первое время и ради заработать денег на свое же будущее продвижение. Потому что как постоянная площадка это просто никуда не годится. Хорошо тему расскрыли.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

А потом они с вашим дистрибьютером начинают продавать без вас и дешевле, чем в вашем юните. ;)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Пока мышление в магазин или в маркет плейс успеха не будет и там и тут надо смотреть в купе на захват ниши и там и тут и везде а что бы это достигнуть денег одних не достаточно надо качать мозги , сейчас все быстро развивается и сегодня магазин а завтра маркет плейс а потом вы банкрот и это нормально потому что тренды на те или иные товары выгорают как и сами ниши в целом

Ответить
Развернуть ветку
Лариса Гаврилова

Мозги качать всем лень. Лишь бы сиюминутные деньги. Продавцы постоянно меняют свой товар на трендовый. Стратегия тоже не плохая.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Отличная статья!
Нужно сохранить ссылку и отправлять её всем продавцам курсов
"Как начать продавать на маркетплейсах ?"

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Буганов

... необходимость поддерживать наличие всех SKU, если хочешь нормально продаваться.

А что здесь нелогичного? В поиске из-за таких продаванов выдача забита товарами "под заказ" и "нет в наличии", озон хотябы ранжирует выше тех, у кого товар есть, а яндекс и гугл игнорируют проблему

Ответить
Развернуть ветку
Роман Ухтомин

Ни от одного продавца на озоне и уж тем более на ВБ ни разу не слышал фразу "головняков стало меньше". Только еще больший вынос мозга.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Нечаев

Недавно пытался отгрузить всю продукцию, чтобы хотя бы в ноль выйти. Но не тут то было. Теперь только ждать пока товар раскупят. Уйду в хороший такой минус.

Ответить
Развернуть ветку
Лариса Кузнецова

В оффлайн магазинах все точно так же. На одной полке лежат одинаковые товары разных фирм и по разной цене. И ничего. Выживают. Нужно просто привыкнуть к онлайн модели ведения бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Яковлев

Додо пицца от мира пижам. Спасибо, автор, поржал! :D А вобще больно, конечно, смотреть что происходит сейчас на маркетплейсах. Но бизнес, это бизнес. Нужно быть готовым, что тебя сожрут и не подавятся.

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Тарасенко

На Яндекс Маркет глупо было надеяться в долгосрочной перспективе. Понятно было, что они тестят платформу для своей собственных продаж. Это чудо, что так долго можно было оставаться в топах, обходя их собственный маркет.

Ответить
Развернуть ветку
Лена Крафтверк

Вайлдберис обиделся на то, что я назвала его дном и попросил удалить пост про детские пижамы. Вайлдберис дно. Вайлдберис дно. Вайлдберис дно

Ответить
Развернуть ветку
45 комментариев
Раскрывать всегда