Маркетплейсы убивают бизнес. Сиквел. Что изменилось за полгода со времени публикации хитовой статьи
Инфоцыганство. Изменения в «Я.Маркете». И повальный отказ от самостоятельного продвижения.
Я все еще Вик Енот (подписывайтесь на телеграм @vikenot) И сегодня мы опять поговорим про маркетплейсы.
Что произошло за полгода после публикации хитового материала на VC о том, как маркетплейсы убивают бизнес (статья тут)? Я развелся, встретил девушку своей мечты и создал CPA-сеть, с оплатой рекламы по факту заказа в альтернативу маркетплейсам.
Что изменилось?
1. Инфоцыганство.
А если серьезно, то "маркетплейсы" превратились в волшебную таблетку. Появилась добрая сотня учителей (читай - инфоцыган), гарантирующих выход в миллион рублей в месяц + на этих площадках. Это становится мейнстримом.
Напоминаю, что инфобизнес обычно растет тогда, когда становится сложно зарабатывать на самом бизнесе и легче продать информацию, как сделать бизнес.
Будучи практиком, я понимаю, что, если у тебя есть технология, ежемесячно приносящая тебе деньги, ты ей делиться ни фига не будешь. Ты будешь ее и дальше качать. Зачем тебе конкуренты? Зачем растить своих конкурентов? Конечно, так не всегда происходит. Но это, довольно частое явление.
2. Я.Маркет отказался от модели за клик.
В сентябре Я.маркет отказался от своего прошлого, а именно сайта для сравнения цен и стал 100% маркетплейсом.
Площадка теперь показывается в выдаче поисковой системы яндекса и как колдунщик, и как спец.блок и о, чудо, теперь Я.Маркет как отдельная площадка участвует в SEO выдаче и занимает первые места. Па-ба-ба-бам!
Дверная поисковая выдача
Поисковая выдача диваны:
Поисковая выдача кухни
Поисковая выдача освещение
Что же так вырос Яндекс.Маркет. Неужели они просто работают над своим сайтом. И прям резко… как... В один день.
Монополизация поиска видна невооруженным взглядом.
На месте e-commerce компаний, я бы сильно сжал одно место и начал развивать Customer retention Rate (показатели возвращаемости) потому, что поисковики переходят в третью стадию своей "киновселенной" и не намерены больше делиться трафиком, все более переключая внимание клиента на себя.
3. Отказ от других видов трафика помимо маркетплейсов в товарке.
Меня достали клиенты, друзья и знакомые считающие маркетплейсы панацеей для бизнеса. К тому же не видящие всю деструктивность текущей ситуации. Давайте обсудим этот момент.
Я соглашусь, что зарабатывать на маркетплейсах можно. Но, во-первых, вопрос: сколько? Качественный e-commerce, работающий в том числе и на возврат клиентов зарабатывает больше. Что-то я не видел (могу ошибаться, скиньте пруфы) контору, которая чисто на WB или Ozon, без других каналов, делает больше миллиарда рублей. При этом, на своем трафике таких тысяча точно наберется.
Во-вторых, посмотрите хотя бы на блогеров в инстаграм, как только он начал чудить, все стали резко осваивать новые каналы. Потому что весь накопленный соц.капитал можно растерять.
Но "маркетплейсники" почему-то, твердолобо утверждают, что через год кроме маркетплейсов ничего не будет и нужно работать там и нигде больше. Ну такая, странная позиция.
В-третьих, нормальный бизнес развивается за счет возвращаемости клиентов. В маркетплейсах это не происходит, компании переключают самое дорогое, что есть в мире, «золото» 21 века - а именно внимание на себя. Вашего бренда не существует.
Есть только бренд маркетплейса.
У нас есть клиент, компания my7days.ru - косметика. Мы привлекаем им трафик по всему миру. И часть трафика идет через маркетплейсы (в основном Amazon) и по России через WB. У них эта связка отрабатывает. Но послушайте, помимо маркетплейсов у компании есть прямой контекст, seo и раскрученный аккаунт в инста - все это оптимизированные и конверсионные каналы продаж.
Три совета Енота:
1) Молодым, начинающим компаниям советую идти в маркетплейсы и инвестировать деньги в свой сайт или аккаунт в инста и развивать свой бренд.
Помните, продажа в маркетплейсах - это не бизнес. Как таксист с ИП - не предприниматель. Еще год, и вы станете просто "партнерами" как курьеры, таксисты, фрилансеры. У вас забрали главный ресурс – внимание, и в обмен на безопасность и возможность не заниматься маркетингом. Сделка не равнозначная!
2) Средним и крупным ecommerce компаниям советую качать Customer retention Rate. Так как трафик будет все дороже. Надо работать со своей базой, думать про новые бизнес-модели (например, по подписке) и строить свои мини-экосистемы.
Представьте что не сможете закупать трафик! Что вы будете делать?
3) Тем, кто хочет потратить деньги на курс по продвижению в маркетплейсах, советую не делать этого. Лучше читайте hooglink.com, про маркетплейсы там не слова, но про e-commerce информация так и хлещет))
Подать заявку на подключение к нашей CPA-сети с оплатой по факту заказа можно тут:
А мой телеграм в котором мы обсуждаем ecommerce @vikenot
Могу сказать как покупатель: предпочту я маркет стороннему сайту. Или другой похожий сайт, типа озона. Мне просто удобней после оплаты заказа получить кэшбек баллами, который потом можно потратить на что-нибудь бесполезно-интересное (или полезное), удобно забирать из постамата, который находится в квартале от дома, а не из какой-нибудь почтовой компании (или почты России, тьфу-тьфу-тьфу). Заказываю на сайте обычном только в исключительных случаях, когда нужен именно этот товар, и его нигде больше нет. А так... сколько раз попадала: товар приходит с опозданием на две недели, потому что "ничего не знаем, товар отгружен, проблема в пересылке, а не в нас"
В ваших словах есть правда. Да и что там лукавить, сейчас и такси удобней вызывать с приложения, чем как раньше через диспечерскую.
Но вот в чем проблема, что когда рынок монополизиируется и у людей вырабатывается привычка, правила игры резко меняются. Например, стоимость поездки в Москве в пару остановой в 2016ом была от 50 руб с утра. Сейчас 350 и при выском спросе 450-500.
Я к родителям в Химки ездил за 500-550 рублей, но месяца три назад не могу уехать дешевле чем за 1200 рублей.
Тоже самое будет с товарами, когда останется несколько маркетплейсов и "постащики" превратятся всего лишь в аналог рабочей силы, потому что маркетплейсы станут основным рекламным каналом?
Поймите Я не ретроград. Я за здоровую конкуренцию. Должны быть альтернативы. Иначе ж*па.
Вот была бы возможность через несколько лет "отжать" у МП всю налаженную инфраструктуру и логистику, дав доступ к ней всем по тем ценам, что сейчас - было бы супер.
А пока ты работаешь в Мухосранске, какой бы ты не был прелестный, тебе даже на МП не всегда легко выйти, если товар штучный. Я живу в 100 км от Москвы, 100 км от Тулы и 100 км от Калуги. И здесь я НИКУДА сдать товар не могу по модели FBS. Катать ежедневно в МСК не вариант, FBO не катит, так как товар штучный. Остается Я.Маркет и Али с DBS, чтобы хоть как-то барахтаться...
А продавать самостоятельно и доставкой с СДЕК. Не ужели и СДЕКа нет?
СДЭК есть, но что он может противопоставить?
Предоплату внести на МП - не вопрос, а какому-то непонятному ИМ - тут возникает вопрос, если слать наложкой, то это накладные расходы похлеще комиссий МП могут выйти, особенно при невыкупе.
Опять же, сравним сколько в городе мест, где можно получить товар от ВБ, и сколько СДЭКов?
Сроки, ВБ, ИМХО, возит быстрее.
А если взглянуть как покупатель, то зачем я буду бегать по городу и искать, у кого в продаже есть губка для швабры, диск крутящийся (как в СССР) и батарейки 2025, если я могу зайти на ВБ и на утро (чаще всего) уже могу забрать.
МП разбаловали покупателей, и предъявили высокие стандарты качества работы к ИМ. Нельзя просто не ответить на заявку, нельзя идти отправлять неделю и т.д., я сам уже много мелочевки беру на МП, ибо не надо бегать и искать, а у крупных брендов типа ТВОЕ еще и постоянные скидки там, что купить можно дешевле, чем в их же магазинах. Но дорогое или крупное - нет, там комиссия МП больше, чем мне обойдется дорога в МСК зачастую и покупка в оффлайне.
А еще проблемы с гарантией. Сегодня звонил в наш сервис человек, говорит, купил на #СберМегаМаркете телефон Xiaomi, включили, он поработал, разрядился и все, заряжаться не хочет... а сдавать теперь ехать за 100 км в Москву. Вот тебе и "удобство". Причем в городе есть официальный представитель Xiaomi, но там отвечают "купили не у нас - идите лесом" ;)