{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

На Wildberries стало невыгодно работать: 2500 селлеров, сотни ПВЗ и даже курьеры готовят бунт на корабле WB

Самое время Еноту сказать «А я говорил».

Вик Енот Довнар
Основатель Hooglink.com

Меня зовут Вик Енот Довнар (телеграм канал @vikenot) я одним из первых начал писать о том, что модель маркетплейса невыгодна селлерам и деструктивна. Еще весной 2021-го года статья “Маркетплейсы убивают бизнес” набрала более 170000 прочтений и вышла в топ на vc.

И что происходит сейчас?

Анархия о которой я и говорил.

Совсем не круто, как обещают инфо-цыгане!

Инфоци-гане в теме «Маркетплейсы» появились давно, я писал о них в предыдущих материалах. Сейчас бум на курсы запуска бизнеса на Wildberries!

Особенно мне нравится схема которую проповедуют продавцы мечт:

  • Покупаете товары на садоводе или АлиЭкспресс.
  • Переупаковываете.
  • Продаете на WB с наценкой 500%.

Надо думать, схема замечательно работала еще летом. Но поскольку сейчас много новоиспеченных бизнесменов залезли в этот бизнес, наценка упала до 25-30%.

Почему? Потому что Вася из села «Савино» Оренбургской области, не слышал, что демпинг убивает бизнес. А так как именно его товар не продается, он поставил цену ниже всех. И Вася еще будет опускать цены – будьте уверены, чтобы хотя бы отбить деньги, которые он вложил в китайские товары.

WB и Ozon этому только рады. Цены падают, клиенты радуются. Вася еще и рекламу гонит на площадки, а затем сам выкупает у себя товар, чтобы в рейтинге вырасти.

И таких Василиев 150 000 на WB.

Схема показывает, что:

  • Инфобиз — заработал
  • WB — заработал
  • Заводы в Китае — заработали
  • Али — заработал
  • Вася — потерял
  • Клиенты Васи — потеряли (они же не думали, что покупают самое низкосортное… продукцию).

Так работает экономика: кто-то зарабатывает, а кто-то теряет. После появления Татьяны Бакальчук в сторис у блогера Литвина и интервью я уже ничему не удивляюсь.

Восстание Спартака

Весь 2021 год я и моя команда в Hoog Link говорили, что маркетплейсы – это откровенно дерьмовая бизнес модель и деструктивный бизнес. Я, кстати, написал книгу «Антимаркетплейс», она выйдет во всех книжных магазинах в мае 2022 года. А теперь мы еще и не одни.

Некто Спартак организовал сообщество селлеров, которых обманули маркетплейсы, и пригласил нас участвовать в восстании.

2600 компаний в чате и каждый день их количество прибывает. Я думаю, общий объем недовольных политикой WB около 10000 компаний. И еще часть молчат, так как не похоронили мечту о заработке на маркетплейсе. Я думаю, молчат и те, кто зарабатывают на Wildberries. Просто они думают, что все это скоро кончится и все будет как раньше.

Я слушал сотни историй в чате, некоторые мы освящаем на Hooglink.com. И там реально жесть. Например, WB потеряло товар на 5 млн. рублей и не хочет возвращать.

Или оплаты за товар в личном кабинете есть, а деньги никто не переводит месяцами.

Но это же бизнес –- нельзя просто взять и не платить. Причем это малый бизнес, людям нужно платить сотрудникам, у всех дети, семьи.

Мы также обнаружили несколько чатов, где владельцы ПВЗ бунтуют, потому что им не переводят деньги. Есть истории, когда на курьеров вешают миллионные долги склада.

Хотите мяса? Добавляйтесь чат: https://t.me/+SIHjC0559mtiZWM6

Ну или просто посидите в чате поддержки Wildberries!

Выгодно ли работать с Wildberries?

Зарабатывать на маркетплейсах можно, я знаю много компаний, которые делают там хорошие деньги. Но я обращаю ваше внимание, что заработать сейчас на маркетплейсах не проще, чем на других каналах продаж. Например, на Авито, где трафик идет на твой сайт. Или можно открыть магазин в инстаграме и развивать там свою площадку. В общем есть более конструктивные каналы продаж товара.

Конечно, маркетплейсы готовы продавать всякую чушь, купленную на Садоводе. На других каналах такой шлак не продается. На других площадках надо строить бренд, надо уметь делать маркетинг, найти партнера по логистике и т.д. Но поверьте, это лучше, чем неделями ждать выплат от гиганта, которому плевать на вас!

Или еще хуже – идти судится, как те 2500 бедолаг, которые сейчас защищают свой бизнес.

Вся эта бадяга с маркетплейсами убивает самое главное в предпринимательстве – возможность стать хозяином своей судьбы, своего бизнеса, своего дела.

Пройдет еще год и мечты рассеются. Туман пиара и красивых обещаний инфо-цыган уйдет в прошлое. Большие компании будут теснить там и тут e-commerce стартапы, такие как shein.com, которые обыгрывают даже бессмертную Amazon.

Вы думаете маркетплейсы – это новый Uber или Facebook?

Нет маркетплейсы в том виде в котором они работают сейчас – это новый Grupon, это новый pets.com и прочие мертворожденные бизнес-модели.

Почти год назад я писал, что на WB начнутся проблемы и выгода от работы с ним для многих нивелируется. Люди начнут уходить оттуда.

Хотите знать что будет дальше? Как создать идеальный маркетплейс? Есть ли альтернатива?

Читайте все в моем телеграмм-канале: @vikenot и добавляйтесь в инстаграм enot_vik.

И да пребудет с вами сила!

0
441 комментарий
Написать комментарий...
Nikolay Kenig

ВБ это утопия?
Вы это Амазон скажите :)) и их продавцам
А те у кого мозгов не хватает работать на вб будут всегда жаловаться.
(рассказал в чате)
Лично меня задолбали с вопросом
У меня есть 30к как мне начать работать на вб. НИКАК! Вот когда 300к будет, тогда и поговорим.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Мозгов не хватает? 2500 селлеров которые официально хотят в суд подать. О чем вы говорите? Конечно, есть те кто зарабатывает. Но и на Авито люди зарабатывают и в инстаграм и делают обычный ecommerce. И побольше знаете чеки чем на WB! А здесь вы зависите от дяди чужого, легче в офис пойти, там и то больше прав чем в офферте данных агрегаторов.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Вы же знаете про мой чат. И каждый практически день пишут люди с жалобами на вб. Но вб не виноват в том, что они не правильно оформляют поставки, приклеивают баркоды, не правильно упаковывают, не владеют арифметикой и тд.
Дело было не в бобине, долб..ёб сидел в кабине.
Вб это лишь средство!

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Это не правда Николай! Вернее как отчасти правда конечно, но мы проверяем тех про кого пишем на Hooglink и говорим. С частью работают юристы, когда человек идет в суд, у него все проверено все чеки и упаковки.

Я думаю вам выгодна эта система работы с маркетплейсами. Маханизм должен работать. А мне вот жалко тех кто купил курсы, продал машину и товар положил на склад, а он просто исчез и WB молчит не первый месяц. Или товар продается якобы, а по выплатам нули стоят. Поддержка не отвечает.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Qwerty

Подтверждаю, за 2.5 года работы у меня на складах ВБ растворилось товара примерно на 1 млн - и это в закупочных ценах, занимаюсь одеждой. Сейчас прочёсываю все поставки и продажи мелким гребнем и иду в суд. Но всё же, торгую сейчас через них и делаю новые поставки.. ОЗОН не вывозит такой оборот продаж, на своём сайте я сделал бесплатную доставку, постоплата, примерку.. и цены ниже на 1.5-2 тыр, чем на ВБ, выучил сам настройку рекламы, настраиваю потоки трафика через ФБ и инсту. Трафик есть, посетители есть, даже ставлю в пример цены на товар - на сайте и на ВБ. Один хрен заказывают там.. не понимаю.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Зарочинцева

У меня нет ФБ и Инсты. И у большинства знакомых тоже. Нам около 40 - работа, дети, найти бы время на сон. Т. е. самый драгоценный ресурс - время. Если мне нужны чешки младшему, купальник старшей, перчатки себе и пуховик мужу, я закажу это разом всё на ВБ с примеркой в пункте в соседнем доме. Даже с переплатой. Тупо некогда искать в нескольких магазинах.

Ответить
Развернуть ветку
Елена

Как то вы сейчас 40 летних записали в отсталых и замученных жизнью:) но да, разумеется, для большей части аудитории удобнее заказать на маркетплейсе, особенно из регионов. Но, например, я не буду заказывать пуховик на Вайлдбериз, для меня там одежда в основном паль и в непотребном виде приходит. Наверное у каждого канала своя аудитория и своя ценовая категория:) для кого то пуховик должен стоить не дороже 15 тр и тогда им на вб в самый раз, а кто то рассматривает покупку от 30 000, ну на фига ему выбирать на вб?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Smalkov

Вы очень сужаете свою аудиторию. Хотите бизнес, надо делать товары на разные сегменты. Пуховик за 30к мало кто покупает из моих знакомых, которые зарабатывают 300-500к в мес. ХЗ где ваша аудитория обеспеченных женщин. Но в основном вижу людей в дорогих реально вещах, которые поголовно в кредитах и пытаются казаться, а не быть. Имхо.
Ну а во вторых девушка все верно описала типового семейного россиянина, да и американцы такие же абсолютно. Время очень ускорилась, людям надо закрыть много потребностей в одной точке и желательно оперативно. А также желательно с вариантами примерки разных брендов на месте. Очень мало людей пойдёт на отдельный сайт продукта, без возможности примерки до покупки и будет покупать через сайт. Просто тут опять же про математику и статистику. Насколько глубокого вы моделируете клиентский путь и воронки? Мне было бы интересно и то, как вы считаете юнит экономику.
Опять же есть исключения - крупные сети и какие-то уникальные продукты, но и они все идут и придут в МП.
Хз, если говорить про бизнес, а не про то, что вы делаете классный красивый продукт, то нужно адаптировать товар и его образ для мп, тогда вы действительно будете успешны. Весь cjm должен быть просчитан при этом условии. В противном случае бизнес останется на грани рентабельности, а потом придёт аналогичный конкурент и просто убьёт ценообразование демпингом.

Ответить
Развернуть ветку
Елена

Я в этом сообщении вообще не говорила про свою аудиторию :) аудитория реально обеспеченных женщин не пойдёт на Вайлдбериз за одеждой. Там и я ее не покупаю, хотя я себя отношу к категории «чуть выше среднего», но для меня на ВБ 1. Нет брендов, которые я люблю, 2. Мне он всегда (даже когда я ещё сама там не продавала) казался каким то странным сайтом, где продаются или старые коллекции, или невнятный для меня продукт. И меня не устраивает сервис Вайлдбериз, их примерочные и Упаковка товара. В РФ одежду могу заказать на ламода (редко), цум, или сайты брендов напрямую. Люблю фарфертч.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Smalkov

Ламода это тоже самое в целом, что и WB. Просто с меньшими бюджетами и масштабами развития ) найдут норм инвесторов и начнут быстро масштабироваться и появится те же самые проблемы.
ЦУМ и Farfetch это такие же маркетплейсы, просто сегмента выше )
А можно у вас узнать про образ «по-настоящему» обеспеченной женщины. Какой это уровень дохода и капиталов по вашему мнению ?) и по «чуть выше среднего» тоже интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Елена

Ну как вы судите, что это тоже самое? Если я сужу как покупатель, то для меня нет. Во-первых, примерочные в ламода и их ПВЗ и ПВЗ Вб это небо и земля, но да бог с ними, с примерочными, ну не продают на вб тот же ральф Лорен, Furla и тп, это же очевидно:)
Как продавец я уже делю свою аудиторию в Инстаграм и аудиторию на ВБ, даже на озон она немного другая, ближе к Инстаграмовской, исходя из этого строится ассортимент.
Иногда мне кажется, что покупатели Вб вообще с другой планеты и у нас с ними чаще дисконнект:) хотя рейтинг у меня там 4.7-4.8 🤷🏽‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Smalkov

Я был ПВЗ Ламода и WB. Честно, разницы особой не заметил. И там и там это место примерить и закрыть потребность. Это никакой не ЦУМ и не имеют ничего общего с каким-то уровнем )))
Другое дело, что такой товар там действительно не продают. Но за таким товаром люди пойдут уже просто на другие площадки. Принцип тот же самый.
Ну я честно не верю, что у вас та же самая аудитория покупателей, которые идут за furla & lv. Вообще не знаю таких локальных брендов.

Ответить
Развернуть ветку
Елена

Здесь же все от потребностей зависит:)) моя потребность на данный момент создавать то, что нравится мне лично и получать за это деньги, я даже была удивлена, если честно, что это так нравится кому то ещё :)) и когда только вышли на рынок (2020) я и сама не верила, что у меня спрос превысил предложение. Если я пойму, что для меня это стало слишком сложно, слишком стрессово и не приносит удовольствие, я сверну поле битвы. Возможно это то, что Вы называете «не бизнес» :)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Smalkov

Ну да, так оно и есть. Я к бизнесу отношусь немного по другому, даже если вы про крутой продукт. Без хорошего маркетинга, моделирования каналов продажи и продвижения - будет сложно масштабироваться. Думаю Вы к этому придёте и наймёте в последствии соотвествующих людей.

Ответить
Развернуть ветку
Елена

Я в прошлом руководитель отдела маркетинга и есть большой опыт в продажах, именно это мне очень помогло на старте, я вообще не понимаю, как запускаться без этого. Да, я бы с удовольствием уже задумалась над созданием команды и маркетинга и продаж, но это проблема, огромная кадровая проблема, которая обычно и мешает масштабироваться. Ну для СПб это проблема точно:(

Ответить
Развернуть ветку
438 комментариев
Раскрывать всегда