{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему Яндекс.Маркет умирает?

Рассказываю на примерах причины, по которым покупателям и магазинам невозможно пользоваться Яндекс.Маркетом

Этот пост про то, чтобы действительно тонущий Маркет остановился, разобрался с качеством поддержки, засинхронился с целями и User Story, пофиксил всё то, из-за чего от него бегут как магазины, так и клиенты и начал делать качественный продукт.

Часть первая. Клиентам не понятно как пользоваться Маркетом

Маркет всегда говорил, что клиенты это те, ради кого они делают продукт и следят за качеством, поэтому я начну с очевидных проблем клиентов.

Видимо, продуктовые команды придумывают отдельно друг от друга фичи и никак в них не синхронизируются. Из-за этого продуктом становится невозможно пользоваться клиентам. Помните в детстве игру "Найди 10 отличий"? Давайте попробуем в неё сыграть! В чем различие товаров на разных карточках ниже?

Надеюсь я не отнял у вас много времени, так как отличий для клиента в этих товарах нет никаких.

Давайте пройдемся глазами пользователя. Возьмем двух пользователей и поймем на каком шаге мы их потеряем:

  1. Первый раз зашел на платформу
  2. Пользуется Маркетом давно

Пользователь, который первый раз зашел на платформу думает: "ага, у них, видимо, всё как на Озоне! У каждого товара есть своя карточка с товаром продавца". И он заходит в первую карточку и ожидает увидеть товар от конкретного продавца. Но что же он там лицезрит?

"Так, стоп! Так если тут предложения от разных магазинов одного товара, то что было на шаге ранее? Дай-ка вернусь?"

Возвращается и вновь видит это:

"Так а в чем разница? Нифига не понятно!" и покидает маркетплейс.

Переходим к следующему пользователю, который лоялен к Маркету и пользуется им давно! Он любит Яндекс за то, что он является товарной Википедией и что на одной странице он может сравнить предложения от разных продавцов и быть уверенным, что он купит самое выгодное".

Не буду засорять ваш эфир скриншотами, но логика, надеюсь понятна: зайдет на первую карточку, где увидит 5 предложений от магазинов, потом перейдет на следующую карточку, где увидит предложение этого же товара от еще одного магазина, потом перейдет на третью карточку, где будет этот же товар от, уже, 7-го магазина, на четвертой карточке плюс еще два предложения этого товара от 8-го и 9-го магазина.
Думаю, что на этом шаге он подумает: "Мда, Маркет уже не тот. Нужно прокликавать все отдельно. Нифига не удобно" и уйдет!

Хотите еще более топорный пример интерфейса? Найти его на Маркете не составит труда!

Пока я буду погружать вас в контекст ситуации - вы можете позвать своих домашних, или самого умного коллегу, подготовить видеокамеру для записи видеовопроса на "Что? Где? Когда?", потому что вряд ли вы сможете сами найти ответ!
Итак, представьте, что вам потребовался домой тренажер. Вы заходите на его карточку товара и видите у магазина сноску "Еще один вариант"

Вы думаете "А что же это еще за вариант, кажется, что у производителя не было модификаций этого товара. Дай-ка посмотрю в чем разница?" и нажимаете на эту кнопку.

Внимание вопрос: чем отличается вариант?

Не торопитесь читать ответ! Посмотрите еще разок на название, проверьте цену, внимательно прочитайте название продавца! Ну что, догадались?

На этот вопрос правильно могли ответить только люди, кто размещает свой магазин на Маркете. Потому что разница в этих предложениях в условиях доставки. И да, на этом шаге вы ни за что не догадаетесь об этом. Это один и тот же товар, который магазин продаёт с доставкой от Яндекса и с доставкой или самовывозом от магазина.

К сожалению, таких примеров достаточно много. Клиенты еще не разбежались из Маркета только потому, что во-первых, они доверяют крупнейшему IT-гиганту их страны, во-вторых, им "насыпают" разные промокоды, бонусы, вещают о выгоде покупок на Яндексе через "звезд" в телевизоре, а самое главное - они перетаскивают трафик из поиска Яндекса. Убери ты из Маркета трафик, который идет по прямым запросам в поисковой строке - продажи просядут в десятки раз. Только это позволяет Маркету тонуть с меньшей скоростью погружения на дно.

Часть вторая. Магазинам не понятно как работать с Маркетом

Тут я тоже приведу лишь несколько примеров из практики. Держите в голове, что их гораздо больше. Своими интересными примерами можете поделиться в комментариях. Если вы магазин с опытом работы на Маркете, то у вас уже должна быть стадия "Принятие и истеричный смех", так что давайте вместе поржем :)

Первое, и самое ужасное - служба поддержки!

Ярким показателем их работы будет тот факт, что про проблему с "еще одним вариантом товара", о которой я писал выше я им уже сообщал... 9 раз... Первый раз порядка 3-х месяцев назад. Но тем не менее почва для этого примера у меня всё еще есть.

Есть ощущение, что у Маркета есть какой-то долгосрочный Road Map спущенный свыше, по которому они стараются бежать, не оглядываясь назад, не собирая обратную связь от покупателей и магазинов, не обращая внимание на запросы в техподдержку. И чем больше дистанцию они преодолевают, тем хуже становится сам продукт.

Если говорить о службе поддержки, то многие помнят, как тикеты прошлым летом могли висеть по 4 месяца. Я помню я создавал обращение еще обычным парнишкой, а получил ответ уже будущим отцом, который сыграл свадьбу, съездил в свадебное путешествие и узнал новости о пополнении. Но они исправились и стали отвечать чаще. Видимо, в какой-то момент во главу поставили метрику по скорости ответа и связали её с финансовыми бонусами отдела. Ответы посыпались... Жаль, что в них никто не вникает.

Лайфхак! Как же Маркету удалось увеличить скорость ответа?
Многоканальность! Теперь на один вопрос может отвечать несколько специалистов, в зависимости от занятости.

Что это значит для вас?
Что никто так и не вникнет в суть вашего вопроса. Их задача - быстро ответить, а не решить проблему. Поэтому мне приходилось разными словами по несколько раз объяснять сотрудникам одно и тоже, в надежде что в следующий раз моё обращение попадем более-менее компетентному сотруднику. А не тому, что думает, что в Маркете платят за показы...

Второе. Маркет не прозрачен для магазинов.

Фактически это значит, что магазины размещаются на Маркете "на удачу". Приведу быструю тройку примеров, чтобы вы понимали масштаб.

Пример 1. Карточки Маркета и карточки магазина.

Если вы вспомните скриншот, с которого начиналась эта статья, то поймете, что для одного товара есть разные карточки, которые непонятно чем отличаются. И первое, с чем придётся разобраться новому магазину на Маркете - с карточками. После мучительных обращений в саппорт магазин попадёт на компетентного сотрудника, который расскажет, что на Маркете есть карточки Маркета, которые создаются сотрудниками службы контента вручную, и есть карточки магазинов, которые создаются для предложений вашего магазина автоматически.

Но может ли быть такое, что для одного товара может быть и карточка Маркета и карточка магазина? К сожалению да... Это самый страшный сон для магазина, когда для его товара есть карточка, созданная Маркетом, а ему создалась карточка для его товара отдельно и он показывается на ней.

Почему же это плохо?
Во-первых, карточка, созданная Маркетом всегда имеет бОльшую релеватность и поэтому всегда показывается выше. Соотвественно, вы теряете львиную часть охвата и продаж из-за того, что до вашей карточки просто не доходят.
Во-вторых, почти невозможно понять на какую карточку вы попадаете сейчас. Автоматически это сделать невозможно, так как в каталоге на Маркете вы видите, что этот товар на какой-то карточке. Только увы, не указано на какой:

И таким образом вы ожидаете увидеть себя в одном месте, а показываетесь в другом:

В-третих, вы, конечно, можете обнаружить проблему по товару и написать о ней в службу поддержки, с просьбой перенести товар на правильную карточку. И они даже перенесут. Только теперь представьте, если у вас несколько тысяч товаров в ассортименте и по каждому вам нужно проделать такую работу. И это еще не факт, что после выключения товара из индекса он в следующий раз корректно привяжется к карточке после переноса...

Пример 2. Работа с заказами

Очень частый кейс, когда магазин размещает товар, из названия которого более чем понятно, что продается одна единица товара:

Магазин спокойно работает, никто не бьёт никаких тревог, обрабатывает заказы у себя в модуле, так как настроил интеграцию Маркета и Битрикса и исполняет заказы. И тут приходит негативный отзыв от клиента о том, что в заказ не доложили 3 лампочки

Магазин начинает разбираться, тратит время, поднимает историю отправлений, заказы - всё сделал верно. Начинает копать глубже, идти путём клиента и выясняется, что товар с названием "Лампа" почему-то попадал на карточку товара, где в конце была дописка "2 штуки"

И недовольство клиента понять можно: он заказывал 3 штуки по 2 лампы в комплекте, а магазину пришел заказ на конкретные 3 единицы (!) товара, который он и исполнил. И далее начинаются круги ада по заявкам на снятие отзыва, возврат клиента и остальными процедурами, с этим связанными. В итоге магазин потратил денег на этот заказ больше, чем с него заработал.

Пример 3. Отзывы

Какой-то отдел Маркета думал-думал и придумал гениальный план по увеличению количества отзывов у магазинов на Маркете.

Гениальность заключалась в следующем: давайте по итогам доставки заказа клиенту, просить клиента заполнить форму обратной связи по заказу и её публиковать в качестве отзыва о магазине!

И тут не спорю, идея - пять. Реализация - три.
Дело в том, что так как Маркет бежит по своей дорожной карте семимильными шагами, то они сначала делают, а потом думают. И так они сделали эту фичу, а потом начали понимать, что есть случаи, когда магазины пользуются фулфилментом Яндекса, а это значит, что доставку осуществляет Яндекс. А пользователи оставляют такие отзывы:

Напомню, что отзывы влияют на расчет рейтинга магазина. Итого мы получаем, что магазин, который никак не может влиять на доставку от Яндекс.Маркета получает негативные отзывы за то, что клиента не устроила доставка и это сказывается на его рейтинге.

Итог

Могла ли показаться эта статья очередным набросом на Яндекс.Маркет?
Да!
Преследовал ли я эту цель?
Нет!

Я искренне с любовью отношусь к Маркету. Я бывший сотрудник Маркета, который несколько лет своей жизни отдал работе с этим продуктом на стороне площадки, а потом еще более 4-х лет в качестве фрилансера. Маркет дал возможность мне пожить той жизнью, о которой я мечтал: работать из любой точки планеты и иметь стабильный финансовый доход. Поэтому всё то, о чем я сегодня сказал - сказано в надежде быть услышанным.

Я до последнего хотел не выносить ссор из избы и я многое для этого сделал:

  • я писал в техподдержку, но безответно
  • я писал в чат партнёров в телеграме, но безответно
  • я писал в профильные группы в фейсбуке, но безответно

Иногда только резкие и сильные чувства заставляют человека меняться. Я надеюсь, что эта статья дойдет до тех людей, которые являются лицами, принимающими решения в Маркете, и они услышат боли рынка и прочитают этот текст как любовное письмо, в котором отправитель желает только всего самого лучшего.

0
460 комментариев
Написать комментарий...
Илья Греднев

За прошлый год сделал больше сотни заказов в разных местах (80% на Али).
Два заказа на Яндексе.
Первый за меня, под моим паролем, сделал помощник, я только сходил и получил - все ок. Я остался доволен.
Второй сел заказывать сам. Столкнулся с описанными проблемами и другими, перечислять долго.
В итоге в назначенный день поехал за товаром по указанному адресу, но там его не оказалось. Охрана смеялась, что мол тут такие каждый день тут бегают, но никогда в этом районе не было дома с литером Д.
Дальше хуже - никакого телефона поддержки и как вообще узнать про мой заказ оперативно, совершенно непонятно. Так я и в итоге заказал то что мне нужно в другом месте.
Естественно, что я больше никогда не буду пользоваться Яндекс маркетом как клиент.

Ответить
Развернуть ветку
Яндекс Маркет

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, номер заказа. Попробуем разобраться

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

Обращаюсь по поводу своего заказа из моего поста о вас.
Я правильно понимаю, что ответа я уже не дождусь от вас? И теперь 1. нужно делать очередной пост на vc 2. отправлять через интернет обращение в суд по факту неудовлетворения моих законных требований в части возмещения разницы с ценой товара на момент удовлетворения требований о возврате и ценой по чеку?
Вы уж мне что-то ответьте, иначе некрасиво как-то выглядит. А то уже и тут игнорируете, про почту я вообще молчу. Там, чтобы ответа дождаться, нужно вам везде трещвонить. Нормальное у вас такое отношение к клиентам, кстати.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

Дублирую уже который раз за сутки во все ваши мессенджеры.
Заказ 34912040.
Вчера утром мне пришло письмо, что на мой счет вернется сумма по договору (чеку).
В свою очередь я требовала в почти в каждом своем эл. письме на вашу эл. почту и в досудебной претезнии требование о возмещении разницы между ценой товара, установленной договором, а именно 6371 руб., и ценой товара на момент удовлетворения требований, а именно 9539 руб. Прикрепляю скриншот со стоимостью этого же товара на вчера, когда мне пришло от вас письмо о возврате суммы по договору (6371 руб.).

На мои сообщения на vc, на электронную почту никто не ответил, будет ли данное требование в конечном итоге удовлетворено, или только через суд?

Соответственно, прошу дать мне ответ в течение сегодняшнего дня, будет ли мне возмещена вышеуказанная сумма? И если да, то в какой срок? И какая именно сумма в рублях? Прошу дать мне ответ на мою эл. почту, по которой мы с вами ранее беседовали.
Если вы считаете, что возмещать разницу не следует, то напишите мне это по эл. почте, аналогично по которой мы с вами ранее связывались.

В случае отсутствия ответа или в случае неудовлетворения моего требования, я могу вам сказать точно, что буду обращаться в суд и отсуживать не только разницу стоимостей, но и остальные издержки, вызванные данной ситуацией. Благо обратиться в суд можно не выходя из дома, а уж ради такой значительной суммы я готова приложить небольшие усилия.

Жду вашего ответа.

Извиняюсь перед автором поста за дублирование такого длинного сообщения, прошлое, к сожалению, удалить уже нельзя.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стафеев

Вот вам еще задачка. Размещаем магазин нижнего белья по модели FBS. Там есть обязательные параметры типа "размера" "цвета" и "охвата бедра" а так же нужно объединить одинаковые товары в разных вариантах единым номером карточки. Вопрос - как мне эти обязательные и дополнительные параметры передавать? Ведь сейчас теги param и group для выгрузки не работают.
Пытаюсь выяснить этот вопрос 3 дня через ТП - ответы прилетают в стиле "размещайте в названии" и ссылка на инструкцию для ADV

Ответить
Развернуть ветку
Яндекс Маркет

Здравствуйте, Михаил!

Можно объединить товары по обязательным параметрам. Например, по размеру. А дополнительные указать в описании. Переключатели формируются по параметру, который отличает один вариант от другого. Вот тут рассказываем об этом более подробно: https://clck.ru/aumUp

Также уточните, пожалуйста, номера обращений в поддержку. Проверим их работу и поможем разобраться на конкретных примерах.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стафеев

Где вот тут?

Мне уже ответили, что в YML по тегу param нельзя характеристики передавать. Но почему? Учили по модели adv так фид настраивать и теперь убрали. Нет логики

Ответить
Развернуть ветку
Яндекс Маркет

В разделе «в размерных категориях передайте параметры объединения карточек» подробно описаны новые правила размещения: https://clck.ru/aumUp

Ответить
Развернуть ветку
457 комментариев
Раскрывать всегда