Почему большие маркетплейсы не обязательно продолжат доминировать

За последний год крупные мультикатегорийные маркетплейсы захватили рынок российской онлайн-торговли. На пятерку Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «СберМегаМаркет», AliExpress + eGrocery пришлось более 2/3 всех интернет-заказов (по оценкам Data Insight за первое полугодие 2021). Нет никаких гарантий, что этот тренд сохранится. Напротив, есть основания считать, что гегемония больших маркетплейсов закончится. Вот несколько предпосылок к этому.

1. Подтянутся традиционные ритейлеры

До пандемии многие крупные и средние ритейлеры относились к екому не очень серьезно, но, начиная с весны 2020 года, стали активно инвестировать в это направление. Скоро эти инвестиции дадут результат, ритейлеры смогут генерить хороший оборот на собственных онлайн витринах и снизят зависимость от большой пятерки.

2. Маркетплейсы не вечны

Сейчас Wildberries поражает всех оборотами и ростом, но при этом он пока ни разу не переживал масштабный экономический кризис. Когда-то уже был лидер рынка, который схлопнулся за год — Юлмарт. Из пяти основных мультикатегорийных маркетплейсов только у Озона есть опыт преодоления серьезного кризиса, но это было слишком давно.

3. С дальнейшим ростом ассортимента все сложнее будет искать товары

Выбор вешалок в Твоем доме

Чем больше на маркетплейсе категорий, тем сложнее им пользоваться. Покупательский опыт можно разделить на два этапа: поиск подходящего товара и поиск лучших условий покупки. С первым на маркетплейсах большие проблемы. Например, на WB сложно подбирать одежду: ее там слишком много и 99% тебе не подходит.

4. Покупатели вспомнят, что офлайн — это приятно

Мы редко задумываемся, что маркетплейсы (за исключением разнообразия товаров и скорости их получения) предоставляют клиентам уровень сервиса для бедных:

  • примерочную в ПВЗ,
  • еду в пластиковых тарелках,
  • общение с курьерами-иностранцами или ботами технической поддержки.

Хорошие омниканальные продавцы могут дать принципиально иной уровень сервиса, который маркетплейсы не могут себе позволить. Они жертвуют офлайн обслуживанием в пользу возможности быстро привезти любой товар в любую точку.

5. Придется улучшать сервис и условия труда сотрудников

Бизнес маркетплейсов во многом основан на низкооплачиваемом труде и дешевой аренде (для ПВЗ). Маркетплейсы будут вынуждены нанимать более дорогих сотрудников, чтобы повышать уровень сервиса.

ПВЗ Ситилинка

По этой же причине вырастет CAPEX и OPEX по ПВЗ. Заваленные коробками пункты выдачи в полуподвалах будут все меньше отвечать ожиданиям клиентов.

6. У продавцов существенно вырастет порог рентабельности

Во-первых, на маркетплейсах все больше продавцов, а, значит, растет конкуренция. Во-вторых, площадки разными способами заставляют снижать цены. Ситуации, когда продавцы торгуют себе в убыток ради сохранения хороших отношений и позиций в поиске уже стали нормой.

7. Снизится объем инвестиций

Мегамаркетплейсы развиваются за счет инвестиций, стараясь захватить существеную долю рынка. Рано или поздно инвестиции закончатся (хотя Озон — обратный пример), и всякие интересные киллер-фичи будет нечем субсидировать. Доставка чемодана за час, это, вообще-то, очень дорого.

Что будет дальше

Конечно, все это не значит, что маркетплейсы со временем исчезнут из нашей жизни. Скорее в какой-то момент рынок перестанет меняться столь же быстро, и маркеплейсы займут существенную, но не настолько доминирующую роль, как это прогнозируют сейчас.

Во всех отраслях появятся нишевые маркетплейсы

Можно констатировать, что время, когда имело смысл запускать федеральные мультикатегорийные маркетплейсы, прошло. Догнать Wildberries, Озон, Сбер, Яндекс и AliExpress малореально. Сейчас время нишевых площадок. По этому пути уже идет Мвидео: они отказались от амбиций построить маркетплейс всех возможных товаров, продали Goods Сберу и сосредоточились на электронике. Леруа Мерлен, Летуаль и Детский мир изначально шли по пути отраслевого маркетплейса.

Это все крупные и известные компании. Более специализированные отрасли также будут обрастать маркетплейсами. Это касается в том числе b2b ритейлеров. Сложно устоять от соблазна расширить товарное предложение в онлайне за счет привлечения других продавцов на свою витрину.

Крупные ритейлеры дистанцируются от маркетплейсов

Одна из стратегий площадок вроде Сбермаркета и TMall (AliExpress) — интегрироваться с крупными ритейлерами и замкнуть на себя их онлайн продажи. В краткосрочной перспективе ритейлерам это выгодно, потому что условный Сбер позволяет компаниям вроде Metro C&C быстро нарастить продажи в онлайне. Но в среднесрочной перспективе такое сотрудничество не выглядит выгодным, потому что компании добровольно отдают часть своего бизнеса и превращаются в безликих поставщиков.

Бренды и ритейлеры будут снижать свою зависимость от маркетплейсов за счет выстраивания собственного екома и диверсификации между маркетплейсами. Уже сейчас некоторые массовые фэшн-ритейлеры дистанцируются от больших площадок через ассортимент: выставляют на агрегаторах старые коллекции и неликвид, а новые вещи и эксклюзив стараются реализовать сами.

Маркетплейсы могут переориентироваться на b2b-услуги

Большие маркетплейсы пытаются быть всем сразу: генератором трафика, витриной, доставкой и кассой. Все это требует больших инвестиций, которые не обязательно получится отбить, особенно если часть предсказаний, описанных выше, сбудутся.

Поэтому маркетплейсы могут переориентироваться на аутсорс отдельных процессов для других ритейлеров: доставка, сборка, IT.

Роль логистических операторов

Разные схемы работы с маркетплейсами

Крупные логистические компании могут сыграть особую роль в отношениях маркетплейсов и продавцов. Они создают инфраструктуру, которая позволит продавцам стать чуть более независимыми от крупных площадок. Нужно только, чтобы условные СДЭК и DPD не слишком отставали по уровню сервиса от крупнейших маркетплейсов.

Ситуация с сервисными компаниями и ПО

Большие маркетплейсы разрабатывают все сами, а ритейлерам нужно срочно стать специалистами в IT, чтобы угнаться за ними. При этом на рынке образовался вакуум решений и компаний, которые могут помочь ритейлерам сделать это. Раньше можно было пойти к крупному интегратору и внедрить SAP или хотя бы Битрикс. Теперь этот подход не работает (вспомним Утконос), нужно уметь развивать свою собственную платформу.

Но об этом в другой раз. Мы как раз пытаемся помочь ритейлу с IT и разрабатываем еком платформу Ensi.

0
54 комментария
Написать комментарий...
Денис Демидов

Маркетплейсы продолжат расти и дальше, у игроков старого типа шансов нет. Вытеснит маркетплейсы только смена парадигмы потребления, когда люди больше будут меняться или заказывать производство под себя (экотренд) и т.д., когда модель купил контейнер барахла и продал перестанет работать.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мелихов

Хороший тезис про игроков старого типа, с ними действительно все понятно. Но ритейлеры не дураки, хоть могут быть и несколько инертными. Переродятся в новом омниканальном виде и вполне смогут конкурировать с маркетплейсами.

Вот, например, Икея при всем их слабом екоме и том, что они только недавно стали его развивать, вряд ли имеют шанс впасть в зависимость от маркетплейсов. То же самое касается компаний с сильным брендом и хорошими традициями сервиса. А к ним и ритейлеры попроще смогут подтянуться.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

С омниканальной моделью конкурировать с маркетплейсами не получится, так как цена должна быть единой, как в онлайне, так и в офлайне, т.е. она будет выше чем в чистом онлайне.
Дело не в "дураках", а в возможностях маневрирования, когда старая бизнес модель приносящая деньги здесь и сейчас, связывает ноги.
С нуля сделать что-то путное всегда легче, чем из легаси сделать конфетку.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мелихов

В первом абзаце два тезиса: а) конкуренция возможна только за счет цены, б) продажа в офлайне точно дороже продажи в онлайне. Это как минимум не аксиомы.

Маркетплейсы могут сами внезапно оказаться «старой бизнес моделью» на фоне переродившихся ритейлеров. Особенно если нормальные бренды начнут от них уходить и они превратятся в рынок ширпотреба.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Дадите пример из истории, когда старым игрокам удалось переродиться?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мелихов

Ну Сбер какой-нибудь. Или Икея, которая до последнего отрицала онлайн

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Так себе примеры, Сбер сделали считай монополистом на банковском секторе, он тупо не знает куда деньги деть, а икея особо в онлайне не преуспела.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мелихов

Деньги по-разному можно не знать куда девать. Сложно отрицать, что Сбер из унылого говна превратился в одну из лучших компаний на рынке.

А Икея в некоторых аспектах екома отстает от рынка (сложно заказывать, мало возможностей доставки), но при этом 20% оборота приходится на онлайн.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Сбер это не рыночная история как ни крути, в условиях открытого рынка его не было бы, в правительстве это понимают, от того даже при вступлении в ВТО смогли настоять на закрытом статусе банковской отрасли, сдав кучу других отраслей

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY

Икея отрицала онлайн поскольку вся их бизнес-модель строится на том, что покупатель придет в торговый зал и купит кучу того, что изначально не собирался. Поэтому продажи онлайн снижают их общий (с офлайном) средний чек. Из-за этого до сих пор у Икеи не все товары можно купить онлайн. В результате, закупка и доставка товаров из Икеи выросла в отдельный независимый вид бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Раскрывать всегда