Что будет дальше с международными поставками?
Мнение главы международной логистической компании о том что вообще происходит
Я Андрей Захарченко, мой бизнес Standard Trade почти 10 лет занимается аутсорсингом внешнеэкономической деятельности и работой с зарубежными поставщиками. Постараюсь ответить на самые частые вопросы про работу с импортом, транспортом и переводами денег.
Что будет дальше?
Никто не знает. Могу посоветовать одно: не верить любым прогнозам. Уверен, когда все закончится, найдутся "эксперты", кто объяснит причину всех предстоящих событий и скажет, что все было понятно. Нет, непонятно. Сегодня, 2 марта 2022 года, спустя неделю после начала войны возможны как сценарии смены режима с долларом по 60 и извинениями новых властей перед всем миром, так и ядерной войны с откатом человечества в Каменный век. Но, как говорил Нассим Талеб: "Все мы легко можем предсказывать события постфактум".
Я не хочу обсуждать здесь политику, историю, военную стратегию и психиатрию, а хочу рассуждать на тему международной торговли, основываясь на информации из первых рук. Точно также моим прогнозам можно не верить, это лишь мнение человека, кто долго варится в этом бизнесе
Можно ли заказывать что-то из Европы и США сейчас?
Вчера наш груз с промышленными двигателями вышел из Германии. Сегодня был в Варшаве. Немцы без проблем отдали оплаченный заранее груз, а машина без всяких проблем его вывезла. Ожидаемые сроки доставки в Москву, с учетом паники на границе - 10 дней от двери до двери.
При этом следующий заказ этот же производитель отказался принимать "до выяснения обстоятельств". С нами не отказываются работать, но ждут какой-то конкретики.
С грузом в США так не получилось. Мы - страна-агрессор. Заказанное вендинговое оборудование не отгружают. Обещают вернуть предоплату, но советуются с юристами. Для нас юридических проблем нет, в договоре есть обязательный пункт про возврат аванса в случае непоставки, по которому фабрика обязана вернуть деньги. И, моя гипотеза, с юристами они советуются что найти формальный повод не вернуть.
Наш совет: если ваш поставщик в Европе и США не прекратил работать по собственной инициативе, то забирать товар в ближайшее время и не размещать заказы до окончания активной фазы конфликта.
Что по поводу Китая? Безопасно ли работать?
Мы работаем. Китай для нас основное направление и пока ни одна фабрика не выразила желания прекращать работу. Большинство нас поддерживает. В целом, повестка в Китае формируется в пользу России. Фабрики, что совсем нетипично, даже согласовывают скидки на размещенные заказы (важно понимать, что даже в нынешней ситуации это скорее исключение, чем правило, не стоит всерьез на это рассчитывать).
Многие фабрики предлагают перейти на расчет с ними в юанях. Вот тут мы не спешим. У нас самих давно открыт юаневый счет и проблем с переводами этой валюты никаких нет. Но фабрики в ближайшее время будут пользоваться неопределенностью и в дополнение к дикому биржевому курсу и такому же дикому спреду в некоторых банках (один момент Тинькофф предлагал купить валюту по +14 р. к бирже) еще и ставить дикую конвертацию цены товара из доллара в юани.
Наш совет: работать с китайскими фабриками можно, но будьте аккуратны и не ведитесь на кажущуюся доброту и желание помочь.
Что происходит с транспортом?
Во вторник о прекращении работы по российскому направлению заявил крупнейший мировой контейнерный оператор, датская компания Maersk. Следом за ним 2-й и 3-й по величине мировой перевозчик - итальянская MSC и французская CMA CGM. В ближайшие дни ожидаем отказа от перевозок немецкой Hapag-Lloyd и тайваньской Yang Ming, перевозящих грузы в основном в Новороссийск, а также корейской Hyundai, работающей с Владивостоком.
Останется ли возможность возить грузы морем? Да, останется. С рынка вряд ли уйдет китайская COSCO (4-я по величине в мире) и точно не уйдут российские FESCO и SASCO (за пределами первой 30-ки, но зато наши). Но стоимость морских перевозок подскочит, а забукироваться на ближайший месяц, как минимум, станет невозможно.
По китайскому направлению довольно стабильно ходят прямые поезда. Т.е. груз выходит, например из Сучжоу (рядом с Шанхаем) и идет через Забайкальск или Казахстан в Москву. Последние несколько лет этот путь был сравним по стоимости с вариантом доставить морем во Владивосток и оттуда поездом в Москву, но шел дней на 10 быстрее (25 дней против 35). В период пандемии прямой ЖД был нестабилен: грузы могли ожидать выхода со станции до 3-х недель. Ситуация чуть-чуть улучшилась с середины февраля. Но сейчас все отмененные букинги Маерска и остальных линий будут штурмовать этот путь.
Наш совет: вести грузы из Китая на прямом поезде, закладывая на перевозку до 60 дней. Прогноз по стоимости - 15000 долларов за 40-футовый контейнер от станции до станции.
Что происходит с переводами? Дойдут ли деньги до фабрики?
На текущий момент деньги доходят везде: и в США и в Китай и в Кению. Есть вероятность отключения SWIFT. Мое мнение: вряд ли отключат, это невыгодно в первую очередь прочим странам. Но точно также мне казалось невыгодным замораживать активы ЦБ за рубежом и получить доллар по 118 р. Поэтому, you never know.
При этом стоит понимать, что в случае ограничения переводов, без международной торговли мы не останемся. Банки уже готовят альтернативные системы обмена данными о платежах. Перекрывать весь импорт в Россию - допустить гуманитарную катастрофу.
Наш совет: надейтесь на лучшее, готовьтесь к худшему. В случае отключения SWIFT ставки на перевод за рубеж вырастут с нынешних десятых долей процента до нескольких процентов. По крайней мере, в первое время.
Друзья, какие у вас есть вопросы? Готов ответить в комментариях. По возможности, подготовлю вторую статью с апдейтом ситуации и разбором новых вопросов
Очень хорошая статья, которая иллюстрируют действительность. Все не так плохо, как казалось, надеемся на скорейшее окончание всего происходящего🙏🏻
Что конкретно не так плохо? Сужу по партнёрам.
1. Объем ЖД перевозок Китай Россия - максимально 1000 контейнеров в сутки (20 поездов). В реальности меньше, а спроса на них сейчас много.
2. Ещё не давно перевозка 1 стиральной машины (200 шт в контейнере) обходилась в 4,5 тр, сейчас по жд - 10 тр.
3. Раньше я клиентам оформляла валютный аккредитив, как гарантию оплаты, под который завод получал оплату через факторинг. И за 3 месяца доставки и ТД компания платила 0,8%. Сейчас минимальная ставка кредита в валюте 8,5%, аккредитив выдать не можем (да его и не принимают, сегодня банк есть, а завтра в стоп листе), требует предоплату, и время поездки набегает уже 2,3%....
Вот и набегает цена.
Все так и есть. Но я тоже верю, хочу верить что это все закончится как только пройдет активная фаза операции. Санкции накладываются не для того, чтобы нам просто так жизнь испортить, а чтобы остановить войну. К прежней жизни мы нескоро вернемся, но хотя бы не такой ад будет
У государства есть два супер инструмента чтобы потушить проблемы в экономике.
1. Обнуление НДС на импорт потребительских товаров
2. Выдача полугодовых валютных кредитов под 0,1% годовых на закупки импорта.
Но ничего, ровным счётом ничего.
Потому в стабилизацию не верю.
А итог войны - дойдем до западных границ Украины - будет поводом отменить санкции летом?
Уже понятно что западные границы не светят ни при каком раскладе.
Но допустим то что вы там бредите насчет возможностей армии и впк осуществилось - вот "вы" у западных границ - и что?
Как собираетесь держать в подчинении 45 миллионную страну? ))) Держать сколько - 3-5 миллионов солдат там? Откуда? На какие шиши? ) Дойти до западных границ - это худший кошмар для экономики чем санкции. И конечно их никто не снимет.
да с какой стати? кто говорит о временном лимите? через 120 дней без Авиации и ПВО чем воевать будет Украина?
в 10 раз напишу. Той же стратегией что и все страны мира.
10 млн - наиболее активных и непримиримых уедут в ЕС. Останется 30 млн.
Сколько голосовало за Медведчука ? 23,5% это 5-7 млн. Они точно не уедут. Из них набрать 400-600 тысяч за деньги и за доступ к власти - они и будут управлять. Огнем и автоматом...
не снимут - и пофиг для Кремля...
Вот это аналитика. Мужики все остались тут, никто никуда не уезжает. Наоборот за время войны в Украину вернулось 120 мужчин, готовых воевать. Плюс уже есть куча желающих иностранцев воевать против освободительной операции. Медведчук вообще свалил, никто не знает где он. Вы о чем вообще?
120 тысяч
Вот фото эвакуации из Харькова. Пишут что вывезли 600 тысяч - половина населения. На фотографии куча мужчин. Убегающих из города..
Это они встали на защиту своей страны?
Пишут с диванов западный Украины? Воюют за компом? Ждут победы (сделанной не своими руками) которые им принесут ЕС, сделав все санкциями?
Мужчин в поезда не берут. Только стариков, женщин и детей. Мужчины садят семьи.
Мужчины должны быть в другом месте и виде.
Кому должны?
Нам женщинам. Сегодня 8 марта. Забыли?