Что «российский Amazon» и «российская Alibaba» смогут дать пользователям и каковы их перспективы Статьи редакции
Мнения аналитиков и игроков рынка о двух параллельных проектах: «Яндекса» и «Сбербанка», «Мегафона» и Mail.Ru Group.
В 2018 году несколько крупных российских компаний планируют развивать масштабные проекты, которые претендуют на звания «российского Amazon» и «российской Alibaba».
- «Сбербанк» и «Яндекс.Маркет» работают над торговой площадкой, которая в том числе займётся трансграничной торговлей.
- «Мегафон» с «Газпромбанком» и другими партнёрами хочет построить финансовую платформу, используя данные и возможности своей «дочки» — Mail.Ru Group.
Аналитики и участники профильных рынков по просьбе vc.ru оценили перспективы каждого проекта и потенциальные возможности, которые они могут дать клиентам.
«Российская Alibaba» и её перспективы
«Мегафон» 8 мая объявил о создании совместного предприятия с «Газпромбанком», госкорпорацией «Ростех» и USM Holdings Алишера Усманова. Главный проект новой компании «МФ технологии» (МФТ) — создание и развитие финансовой цифровой платформы и сервисов на её основе.
Сделка. Новая компания оценивается в $450 млн. Сейчас МФТ на 100% принадлежит «дочке» «Мегафона» — Lefbord Investments Limited. По условиям соглашения «Газпромбанк» купит у этой компании 35% акций МФТ за $157,5 млн, «Ростех» — 11% за $49,5 млн, USM — 9% за $40,5 млн. Таким образом, «Мегафон» получит $247,5 млн и 45% в МФТ, при этом оператор внесёт в новую компанию часть своего пакета Mail.Ru Group — 5,2% экономической и 58,9% голосующей долей в интернет-холдинге. Оставшиеся 10% Mail.Ru Group «Мегафон» продавать не планирует.
Планы. На базе цифровой платформы партнёры хотят развивать платёжные сервисы, решения в сфере кредитования и другие финансовые проекты. «Самое понятное и простое» — это денежные переводы, говорил один из источников газеты «Коммерсантъ», которая первой сообщила о создании МФТ. В перспективе партнёры планируют использовать данные Mail.Ru Group о пользователях «ВКонтакте», «Одноклассников» и других своих площадок в кредитовании — по примеру крупных китайских технологических компаний, вроде Alibaba и Tencent.
Исполнительный директор «Мегафона» Геворк Вермишян рассказал «Ведомостям», что в центре создаваемой совместно с «Газпромбанком» экосистемы, скорее всего, окажется платёжная карта «Мегафона» — её держатели и абоненты оператора получат доступ к новым кредитным, страховым и другим продуктам.
Второй блок проектов МФТ связан с разработкой программного обеспечения для других предприятий и разработкой специального ПО. Здесь логично сотрудничество с «Ростехом», пояснил Вермишян.
Кроме того, партнёры планируют сформировать инвестиционный фонд для вложений в перспективные технологические компании.
Для «Мегафона» и «Газпромбанка» это значительный рывок вперёд, и перспективы, с учётом постоянного роста доли онлайн-операций в финансах, значительны, рассуждает директор по электронному бизнесу УК «Альфа-капитал» Евгений Поляков. Число клиентов будет исчисляться миллионами, считает он.
По его словам, сделка попадает в тренды по активизации государственных инициатив в сфере цифровизации экономики и работе над удалённой идентификацией и дистанционным открытием банковских счетов.
Аналитик компании «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин относительно сделки настроен скептично: «Скорее всего, сделка совершается не столько ради экспансии и развития сервисов, сколько для снижения долговой нагрузки "Мегафона" и, например, снижения рисков попасть под санкции по аналогии с "Русалом" и снижения чувствительности к ним».
Перспектив в развитии сервиса кредитования через социальные площадки аналитик «Открытия брокера» не видит. По мнению Нигматуллина, более интересным направлением является развитие сегмента кредитных карт и карт рассрочки.
Сейчас кредитование сложно перенести на социальные площадки, согласен с ним аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. Кредитование предполагает целый ряд операций, связанных с оценкой кредитоспособности заёмщика, стоимостью залога, страхованием здоровья, жизни или имущества заёмщика и так далее, так что это не вопрос ближайшего времени, считает аналитик.
Кредитование как один из субпроектов любой электронной площадки может быть живым проектом, однако говорить о займах как об основном бизнесе этих площадок не стоит, рассуждает управляющий партнёр iTech Capital Глеб Давидюк.
Партнёр аудиторской компании EY Антон Устименко, напротив, считает, что в России у онлайн-кредитования хороший потенциал роста. «Как показывает китайский опыт, финансовые услуги пользуются популярностью среди пользователей социальных сетей и мессенджеров», — говорит он.
В «Альфа-капитале» считают, что в этой истории больше интересны не кредитные продукты, а депозиты, инвестиции, карты и так далее. Партнёры смогут предложить пользователям более точные предложения, уверен Поляков: например, на почту пришли авиабилеты от одного из билетных агрегаторов, и пользователю тут же предложат оформить страховку для выезда за границу в один клик.
Что касается кредитования, то при желании банков можно предложить более низкие комиссии — на основе более точного скоринга и данных о финансах, которых нет у других площадок.
Что может предложить «российский Amazon» и каковы его перспективы
Пока Mail.Ru Group планирует развивать финансовую платформу, её главный конкурент — «Яндекс» — совместно со «Сбербанком» работает над торговой площадкой, которая должна стать российским аналогом Amazon.
В апреле 2018 года «Сбербанк» и «Яндекс.Маркет» закрыли сделку по созданию совместного предприятия, о которой они договорились в августе 2017 года. По условиям соглашения партнёры получат равные неконтрольные доли в проекте, который оценивается в 60 млрд рублей. Банк вложил в предприятие 30 млрд рублей.
Новая компания будет развивать три направления:
- Создание маркетплейса, который займётся обработкой заказов, обслуживанием клиентов, организацией логистики и доставки.
- Развитие трансграничной онлайн-торговли.
- Развитие «Яндекс.Маркета», который останется площадкой для выбора товаров и сравнения цен.
«Яндекс.Маркет» хочет из агрегатора магазинов стать онлайн-гипермаркетом, который сам будет продавать товары и услуги по аналогии с Amazon, рассказывал глава сервиса Максим Гришаков в июле 2017 года.
В апреле 2018 года «Яндекс.Маркет» и «Сбербанк» запустили закрытое тестирование маркетплейса «Покупки» с собственной службой доставки. 21 мая партнёры открыли бета-версию площадки под новым названием «Беру» с бесплатной доставкой при заказе на сумму больше 3500 рублей.
Пользователи могут совершать покупки без перехода на сайты магазинов-партнёров и складывать в корзину товары разных продавцов. За сбор и доставку заказов будет отвечать «Яндекс.Маркет», в октябре 2017 года сервис открыл в Подмосковье свой первый складской терминал исполнения заказов площадью 30 тысяч квадратных метров.
Сейчас очень хороший момент для агрессивной экспансии на рынок онлайн-торговли, говорит аналитик «Открытие брокера» Тимур Нигматуллин:
- Рынок онлайн-торговли в России в 2017 году вырос на 18%, количество заказов — на 22%. В 2018 году динамика сохранится, несмотря на эффект «высокой базы» на фоне укрепления рубля и снижения процентных ставок по кредитам.
- Продажи некогда лидирующего ритейлера «Юлмарта» упали на 40%.
- Сделки Ozon и «Яндекс.Маркета» подтверждают, что рынок перспективен.
В ближайшие пять лет на рынке электронной коммерции в России будет проходить консолидация, в результате один из крупнейших игроков получит 40-50% рынка, рассуждает Нигматуллин. Аналитик не исключает, что этим игроком может стать «Яндекс.Маркет».
Управляющий партнёр сети магазинов «220 вольт» Алексей Фёдоров даёт другую оценку: в перспективе пяти лет проект может занять до 20% рынка интернет-торговли в России — это около 150 млрд рублей в год. «Это не очень большая сумма для "Сбербанка", но большая для российского рынка электронной коммерции», — отметил Фёдоров.
Электронная коммерция — огромный растущий рынок, на котором в России пока нет явного лидера. Для успеха в этой сфере критически важны качество системы логистики, технологии формирования цен и другие факторы, перечисляет президент венчурного фонда АФК «Система» Sistema VC Дмитрий Филатов.
Российский рынок де-факто представлен одним супергигантом — Wildberries — и догоняющими его площадками, говорит начальник управления развития продуктов ДЦ «Микрон» Севак Мкртчян. Компания производит радиочастотные (RFID) решения для малого и среднего бизнеса и продаёт их в том числе на зарубежных рынках.
Маркетплейсы имеют большой потенциал, сообщили vc.ru в «М.Видео».
Чего от проекта «Яндекс.Маркета» и «Сбербанка» ждать потребителю и бизнесу
«Яндекс.Маркет» уже сейчас знает о российском покупателе и его предпочтениях больше, чем любой отдельно взятый интернет-магазин. Этим он и собирается привлечь пользователя, ожидает Алексей Фёдоров. Если объединить Big Data «Яндекса» и Big Data «Сбербанка», а это данные о всех платежах и покупках клиента, то в России появится самый мощный инструмент для таргетирования на конкретного пользователя нужного ему товара в нужное время, рассуждает он.
В первую очередь СП «Сбербанка» и «Яндекса» станет отъедать доли продавцов электроники, товаров для дома и ремонта, игрушек, бытовой химии и косметики, ожидает глава Group Commerce USA Никита Бовыкин. Его компания занимается продажей товаров на Amazon.com. Бовыкин считает, что для переманивания пользователей существующих крупных площадок партнёры воспользуются классическими приёмами, как демпинг цен и бесплатная доставка.
По данным Фёдорова, закупщики «Яндекс.Маркета» уже ходят по рынку и заключают прямые контракты с вендорами и поставщиками, чтобы те размещали товары на их складах, минуя оптовых посредников. Прежде всего, речь идёт о бытовой технике и электронике и DIY-рынке. Тем игрокам, у которых есть сложная система учёта контроля размеров, цветов и других параметров, пока ничего не грозит, говорит управляющий партнёр «220 Вольт».
Фёдоров считает, что малый бизнес может рассчитывать на сотрудничество с новой площадкой только в том случае, если в ближайшие два года сможет предложить востребованные товары, которые хорошо продаются в других интернет-магазинах. В ином случае речи о мелких поставщиках и производителях и быть не может, поскольку сейчас «Яндекс.Маркет» физически не может размещать уникальные редкие товары — его задача взять объёмом и оборотом.
Малый и средний бизнес может получить «грандиозные» возможности, если «Сбербанк» и «Яндекс» собираются повторит точь-в-точь модель FBA (fullfilled by Amazon), рассуждает Никита Бовыкин.
Гендиректор eBay в России Илья Кретов говорит, что создание новой экосистемы на базе двух существующих больших систем должно иметь для малого и среднего бизнеса две цели: снижение расходов и повышение объёмов продаж.
Поднимите руки те, кому не хватало интернет-магазинов. Что реально кому-то нужен очередной недо-амазон? Амазон - это максимально широкий ассортимент, предельная эффективность, роботизированные склады, доставка менее чем за сутки. А нам пихают очередной кривой сайт с ширпотребным барахлом втридорого. Доставка по Москве платная и 2 дня.. Чтооо??? Клоуны! Даже уровень юлмарта недосягаем, какой там нафиг Амазон!
Мне не хватает амазона в россии. Каждый день.
Комментарий удален модератором
"Никита Бовыкин
гендиректор Group Commerce USA" - это вообще кто?)))
большая просьба к vc перестать форсить этого песонажа, ну реально кому интересно мнение этого васи?
Мне интересно. Не очередной "директор" крупной компании (проф "чиновник"), а реальный предприниматель, торговец с полей, причем вышедший на запад.
вы статью его читали? я как человек представляющий что такое амазон фба,
могу сказать, что этот чел пустышка, надергавший красивых тезисов с бурж статей.
скоро увидим очередной инфо курс : как поднять кк$, сидя на диване у себя в зажопинске)
я просто не в курсе
Прогноз по объему привлеченного финансирования на 2035 год - это сильно.
Говорят громкое ЗА только те, кто вписывается в очередной проект по распилу бюджетов. Почему?
1) Проект "Русская Алибаба" уже распил более 1.4 млрд. рублей (сумма не точная) наших налогов еще в 2015 году. Почему бы не попилить еще?
2) Китай создал алибабу на базе работающего малого бизнеса. Именно в этом был успех. Сначала бизнес - затем площадка для бизнеса. И никак иначе. Чуда не бывает.
3) Никто не мешает выставлять продукцию российского производства на alibaba.com. Сам лично продавал и знаю других, кто это делает. А продукции там российской мало - т.к. нет конкурентного производства.
Итог этого говнопроекта всем очевиден.
+++ распилят трилиарды бабла и тихо без шума загнутся как какойнибудь спутник(кто в курсе он еще жив?)
Комментарий недоступен
В таких компаниях как Сбер и Яндекс бюджеты пилятся ой как хорошо, часто даже более эффективно, чем в гос. компаниях. Кто работал - тот знает. Кстати первую "русскую алибабу" тоже Сбер пилил. И ничо, все забыли.
Комментарий удален модератором
Очень просто. Деньги на разработку откуда?
Комментарий удален модератором
Бггг... =))) Что бы кого-нибудь посадили? )))
Комментарий удален модератором
Вы со сбером не работали =) Ну и не судья вы так-то и не играю я. =) Мне-то пох на чужую компанию =) Возьмите деньги у сбера на крупный проект - всё поймете! И откуда у сбера они тоже!
Комментарий удален модератором
Вам бы юридический курс послушать. "Заявил", "Прецендент"... А то затем сразу "Съезжать на сбер"... Образование - это вам не доширак заваривать =) Я вам ничего не обязан. =) Юра, Юрочка вы мооойй )))
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Когда она стала честной? Когда пару недель назад обновила политику конфиденциальности и таки раскрыла, какие данные собирает? )))
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Действительно =) Прекратите этот фарс )))
Вообще все государственные деньги пилятся частными компаниями. Государство напрямую деньги в оффшор не выводит.
Комментарий недоступен
Не обязательно. Сам в такой «успешно осваивающей средства» работал.
Аудитория не мала для таких затей? Амазоном пользуются пара миллиардов человек, а как вы понимаете на европейский/американский рынок яндекс никто не пустит.
Комментарий недоступен
С Мегафоном как-то мутновато. Но то, что делает Яндекс с такси, доставкой и добавить сюда площадку для торговли... Это амбициозная затея.
Правда прочитал статью, и так и не понял радоваться или нет. По причине того, что либо это упростит жизнь малому бизнесу, либо накроется медным тазом рынок интернет-торговли.
Хотя понижение цен на товары, мне кажется должно быть. Но вот дать этот ценник смогут не все, без минимально необходимых объемов.
те, кто уже работал с маркетом по CPA и кому понравилось переедут в этот загон.
Комментарий удален модератором
Там-там появился, начали дрючить телегу. Блокировка Amazon, совпадение?
Русский трафарет, ой точнее Русский бизнес.
Не выстрелит. Скриньте
Комментарий удален модератором
Говорят громкое ЗА только те, кто вписывается в очередной проект по распилу бюджетов. Почему?