{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Скидки, реклама у блогеров и ставка на искренность: что изменилось для бизнеса за полгода

Как бизнес адаптировался к новым условиям и что поменялось в лучшую сторону. Рассказывают Sunlight, 2ГИС, Natura Siberica, «Самокат» и Flowwow.

Фото: пресс-служба «Самокат»

Привет! На связи Аня Парфенова — event manager платформы Mindbox.

15 сентября моя команда организует в Москве конференцию «Полезный маркетинг». Вместе с топами «Альфа-Банка», «Яндекс.Лавки», Metro, «Сбер» и других компаний обсудим продвижение бренда в новых условиях. Разберемся, как выбрать лучшие практики, эффективно распределить бюджет, продолжать расти и привлекать покупателей.

Мы попросили наших спикеров рассказать, что происходит в их компаниях, правда ли покупатели ведут себя по-другому — и что с этим делать.

Кризис в цифрах

События 2022 года заметно повлияли на потребрынок.

В мае, например, Росстат зафиксировал ухудшение потребительских настроений и ожиданий: россияне пессимистично оценивали собственное материальное положение и экономическую ситуацию в стране. Такая тенденция была отмечена даже среди самых молодых респондентов (16-29 лет), которые в нормальной ситуации отличаются уверенностью и оптимизмом.

Это приводит, например, к сокращению расходов: 44% россиян признаются, что экономят на всех категориях услуг и товаров.

Что поменялось в российских компаниях и как бизнес адаптируется к изменениям рассказали представители Sunlight, 2ГИС, Natura Siberica, «Самокат» и Flowwow.

Дмитрий Лазарев
Head of IT & Operations Sunlight

В первые месяцы после февральских событий начала стремительно расти стоимость золота — оно торгуется на Лондонской бирже в долларах. И все ритейлеры, которые работают с ювелирными украшениями, были вынуждены поднимать цены. Чтобы покупатели не ощущали перепадов, магазины старались заменить бесконечное переклеивание ценников гибкой системой скидок: стоимость изделий растет — значит, процент дисконта снижается. И наоборот.

В марте-апреле мы прошли турбулентность — наблюдали скачки спроса и изменения в привычном поведении покупателей. Но уже к маю ситуация выровнялась.

При этом из-за отключения рекламных кабинетов на иностранных площадках и в социальных сетях значительно снизились возможности продвижения в онлайне. Доля digital-рекламы в маркетинговом бюджете была значительной — и чтобы не потерять клиентов, пришлось придумать, куда направить «высвободившиеся» деньги. Мы начали активнее работать с теле- и радиорекламой, которые раньше подключали в основном во время гендерных и новогодних праздников.

Удачным маркетинговым решением стала акция, в рамках которой мы вернули цены 2015 года — это создало вау-эффект, позволило выделиться среди конкурентов и даже привлечь новую аудиторию в летние месяцы, которые считаются низким сезоном в продажах ювелирных изделий.

Чек-лист. Маркетинг в новых условиях:

  • Лучшая стратегия — смотреть на то, как ведут себя конкуренты; действовать так же, как действует рынок. Если вы единственные поднимаете цены на 50%, а рынок поднимает на 20% — именно вы окажетесь в проигрыше. Даже если ваши 50% были лучшим решением с учетом роста стоимости сырья.
  • Важно очень быстро адаптироваться ко всем изменениям. Если продолжать жить, как будто ничего не произошло, есть вероятность потерять клиентов. Пересмотрите маркетинговый бюджет — скорее всего, часть ресурсов имеет смысл переключить на каналы, которыми вы раньше не пользовались.
Артём Кудзев
CMO 2ГИС

Самый главный риск для нашей компании — это вылететь из сторов. Весной мы быстро подготовили план B: например, разместились в отечественных магазинах приложений (больше для успокоения души — сегодня их возможности сложно сопоставлять с привычными площадками).

Мы продолжаем работать с двумя аудиториями — бизнесом и пользователями-физлицами. По пользователям в продукте мы видим снижение потребительской активности. А вот со стороны бизнеса отмечаем рост интереса к новым рекламным площадкам.

Мы сами в плане маркетинга и рекламы переключились на новые CPI-каналы (так называется биржа-посредник, на которой мы размещаем предложение по продвижению нашего приложения), которые раньше сильно недооценивали — например, на In-App сети. А еще стали продвигаться в VK и Telegram.

Чек-лист. Маркетинг в новых условиях:

  • Главная суперсила в кризис — это команда. Площадки могут меняться, бюджеты появляться и исчезать, но пока свои люди рядом, все у вас будет хорошо.
Дмитрий Шляхов
Директор по диджитал-маркетингу Natura Siberica

Большая часть ингредиентов, которые мы используем, отечественного производства. Мы самостоятельно производим большую часть упаковки, сами «варим» все косметические средства и сами разливаем их на своих заводах. Растительное сырье мы также получаем на собственных органических фермах в Сибири и на Дальнем Востоке. А ту часть сырья, которую раньше мы закупали в Европе, сейчас поставляем из Китая, Индии и Турции. Поэтому весной с точки зрения бизнес-процессов для нас почти ничего не изменилось

Если говорить о поведении покупателей, то мы увидели «всплеск» на графике продаж в марте. Во-первых, это время гендерных праздников, во-вторых, наблюдался ажиотажный спрос — люди делали покупки впрок. В апреле к ситуации, если можно так сказать, уже «привыкли»: люди стали более рационально относиться к покупкам, а еще их фокус сместился на товары брендов, которые решили уйти с рынка. Летом мы оказались в точке, где спрос коррелирует с уровнем спроса в прошлом году.

Весной из уважения к нашим клиентам мы взяли паузу в коммуникациях: не рассылали рекламу, не вели деятельность в соцсетях. А когда возобновили работу, приняли решение быть максимально чуткими к обратной связи. Например, усилили отдел, занимающийся соцсетями и обработкой входящих отзывов.

Чек-лист. Маркетинг в новых условиях:

  • В любой коммуникации, особенно в наше время, нужно оценивать риски. У вас должна быть фокус-группа абсолютно разных по темпераменту и складу ума людей. Перед публикацией поста или отправкой рассылки предложите группе оценить контент. Если хотя бы у одного человека возникнет негатив, значит, он точно возникнет и у какого-то процента вашей целевой аудитории — при условии, что она достаточно большая и разнородная.
Виктор Крылов
Head of retention & analytics «Самокат»

Вслед за февральскими событиями начался спад спроса во всем фудтехе. Реже стали покупать «скидочные» клиенты — то есть люди, которые чаще других искали выгодные предложения и ждали акций.

По данным нашего опроса, за период март-апрель более 98% покупателей задумались об экономии, а 50% начали активно менять свои потребительские привычки. И вряд ли это краткосрочные изменения: более вероятно, что рационализация будет только усиливаться по мере общего снижения покупательской способности.

В целом, 2022 год, как и для большинства других игроков, стал для нас периодом поиска дополнительной эффективности. Мы нашли «нерабочие» массовые кампании, усилили триггерные цепочки и персонализированные предложения. Дополнительно запустили несколько опросов, которые помогли отслеживать самочувствие клиентов в динамике в различных сегментах.

Мы выключили сценарий брошенной корзины — напоминание клиенту о товарах, которые он добавил в корзину, но не оплатил. Хотя многие сервисы его используют, но по нашему опыту, в фудтехе слишком короткий цикл покупки, чтобы он там эффективно работал.

Чек-лист. Маркетинг в новых условиях:

  • Работа с клиентом после февраля потребует от маркетологов больше усилий для понимания проблем и барьеров. Клиенты стали лучше считать деньги, внимательнее изучать товары, больше ценить долгосрочные отношения.
  • Текущие условия можно назвать золотым веком CRM-маркетинга: качественное удержание клиентов однозначно окажется в приоритете. Но при этом хороших CRM-маркетологов на рынке все еще не сыскать днем с огнем — ни одного системного образования по профессии в стране просто не существует.
Олег Егоров
CMO Flowwow

Для нас, как для ИТ-компании, большинство рисков было связано с блокировкой сервисов, гарантирующих работу платформы. Это и серверы зарубежных вендоров, через которые проходили 100% операций Flowwow, и географические сервисы (Google-карты), и платежные системы (после отключения Google Pay и Apple Pay продажи у нас временно просели). Мы сразу же сделали бэкапы всех данных, затем выбрали альтернативные сервисы и интегрировали их с нашей платформой.

Что касается маркетинга, здесь события повлияли довольно существенно — в лучшую сторону. По крайней мере, с точки зрения оптимизации юнит-экономики. Отсутствие рекламного трафика в Google компенсировал рост в SEO, а трафик из Instagram* мы компенсировали за счет наращивания блогерских интеграций, например, в YouTube. Значительно улучшились показатели кампаний во ВКонтакте и MyTarget — и мы постепенно увеличили активность в этих каналах.

Также мы стали уделять больше внимания акциям со скидками и промокодами, так как аудитория стала более чувствительна к ценам. В том числе это касается среднего класса, который раньше мало реагировал на скидки.

Продажи в нашем случае просели лишь на короткий период, так как потребность отправлять подарки и знаки поддержки в кризисных ситуациях обычно растет, а не снижается.

Как и раньше, мы много экспериментировали, находили новые каналы и новые способы продвижения в старых. Важно при любых условиях оставлять бюджет на проверку гипотез — и расширять свой набор инструментов.

Чек-лист. Маркетинг в новых условиях:

  • Во-первых, важно считать. Решения должны быть основаны на цифрах и укладываться в заранее продуманный сценарий. Отлично, если сценария у вас три — позитивный, негативный и базовый. Но речь, конечно, не идет о стратегии на 5 лет. Рабочий вариант — планирование на 2-3 месяца с возможностью вносить быстрые небольшие изменения.
  • Во-вторых, важно повышать эффективность бизнеса. В том числе, в области коммуникаций: отказывайтесь от необязательных трат и не приносящих внятных результатов каналов.
  • В-третьих, бизнесу важно быть искренним со своим клиентом. Сегодня честность и внимание ценятся как никогда сильно.

*принадлежит Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории России.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Bazarkin

Sunlight: в связи с непростой ситуацией пришлось объявить о закрытии части магазинов, устроить ликвидационные распродажи...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Кириллов

Санлайт какой сюрприз, вы ведь закрылись! Что тотальная распродажа не удалась?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соколов

По радио реклама их, что не закрываются а распродажа просто)

Ответить
Развернуть ветку
whatAboutThis

Главное во всем видеть хорошее, жизнь прекрасна

Ответить
Развернуть ветку
Deputy Corruption

"Если вы единственные поднимаете цены на 50%, а рынок поднимает на 20% — именно вы окажетесь в проигрыше."

А как понять, насколько поднялся рынок по процентам?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Зыскинд

Пристально мониторить конкурентов

Ответить
Развернуть ветку
Eleonora Verner

Здравствуйте. Очень интересные кейсы, но вопрос: Какие цены были в 2015 году? Выше/ниже?

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Афанасьева

Цены растут ежегодно. В 2021 году, например инфляция составила 8,4%

Ответить
Развернуть ветку
Philipp Volnov

Ну ювелирки-то эта история может и не касаться, потому что там изначально маржинальность сумасшедшая. Не знаю, насколько это касается Sunlight, т.к. у них массмаркет.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Зыскинд

Не могу согласиться. Владею двумя ювелирными брендами, в одном из них, с достаточно высоким чеком маржинальность 15-25%. А в тяжёлые времена и 5 была.

Ответить
Развернуть ветку
Eleonora Verner

Вот этот вопрос меня беспокоил. Интересно было бы посмотреть аналитику.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда