Кто Самокат заказывал? Или какие новые каналы продаж приживутся в России?
Дарксторы. В офисах мы все чаще слышим от коллег «Кто Самокат заказывал?». Неудивительно, в 2021 году компания выполнила 69,3 млн заказов (это почти в 4 раза больше, чем в 2020).
Кофейни. Количество кофеен (третьего места, помимо дома и офиса) с 2014 по 2021 выросло с 6739 до 10 947 шт. (↑62,4%).
Коворкинги. В Москве 8 млн рабочих мест, из них 1,24% (99 266) — в коворкингах.
Вендинг. На 1 торговый автомат в России приходится 1500 покупателей. Результаты далеки от Японии (там 20 покупателей на 1 автомат), но лучше, чем в Турции (там 1920 покупателей). Уже неплохо, но очевидно есть куда расти.
Привычки россиян меняются. А как дела обстоят в нонфуд-рознице? Как мы искали товары в офлайн-магазинах, через браузер или мобильные приложения, так и ищем. Игроки приходят и уходят, каналы представления ассортимента и продаж остаются по сути те же.
Можно продолжать бороться в тех каналах, которые уже есть, а можно сфокусировать усилия на каналах, которых в России пока совсем нет или они плохо очень развиты. Это на каких? Тройка примеров.
Магазин на стиральной машине
Амазон выпустил в США свою волшебную кнопку (Dash Button) в 15 году. Достаточно было одного нажатия, чтобы купить стиральный порошок с доставкой.
Рекламный ролик:
Компании удалось привлечь крупнейших производителей товаров повседневного спроса.
Кнопка на рынке, правда, не прижилась, зато шуму наделала много. Второе дыхание проект получил уже в виде API, появились устройства со встроенными физическими и виртуальными кнопками: кофемашины, стиральные машины, принтеры и др. В таком виде проект развивается и по сей день.
Магазин в кладовке
Еще одно направление, в котором Амазон развивает технологию Dash — это весы под собственной торговой маркой. Весы необычные, для каждых вы настраиваете, какой товар на них будет храниться. Весы точно знают сколько единиц товара на них находится и как только их меньше заданного вами количества, на складах Амазона уже собирают ваш заказ.
Рассказ клиента:
Магазины в метро и на автобусных остановках
Теско в Южной Корее была розничной сетью №2. Они задались вопросом — как стать сетью №1, не увеличивая число магазинов. Магазины они таки открыли, только в метро и на автобусных остановках. Ну, не открыли, напечатали и наклеили. Пока покупатели ждут транспорт, собирают корзину, оплачивают заказ, и сразу после возвращения домой заказ доставляется до порога.
Итоги: Теско в итоге стал №1 в продажах онлайн и почти догнал конкурента по продажам офлайн. Онлайн-продажи выросли на 130%.
Кейс:
Поделитесь, пожалуйста, своими примерами. Где и как вы представляете и продаете свои товары, помимо интернет-магазина в браузере и в мобильном приложении? Речь не про традиционную розницу с полками, вешалками и кассиром.
Мы для этого создали свою платформу, когда были в поиске новых каналов.
Кейс из России: Мороженое на работе — рассказываю, как «Чистая линия» запустила продажи через офисные смарт-холодильники https://vc.ru/tribuna/642795-morozhenoe-na-rabote-rasskazyvayu-kak-chistaya-liniya-zapustila-prodazhi-cherez-ofisnye-smart-holodilniki