{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Полная комиссия маркетплейса и другие оценки

Для оценки эффективности присутствия на маркетплейсах, мы считаем несколько показателей. Показатели точно индивидуальны и будут сильно разниться в зависимости от стратегии присутствия на Ozon и Wildberries. Вообще, больше про стратегии на маркетплейсах рассказываю тут.

ПКМ — полная комиссия маркетплейса

Если почитать публичные оферты маркетплейса, можно найти базовую комиссию на маркетплейсе. Например, на Wildberries, в категории одежды, она составляет 25%. Подразумевается, что вы продаёте товар за 1000 рублей, маркетплейс сразу после продажи берёт 25%, потом ещё за логистику, например, 100 рублей и остальное перечисляет вам. Выходит что-то, вроде 1000 – 250 – 100 = 650 рублей к получению от маркетплейса. То есть, реально, полная комиссия маркетплейса выйдет 35%. Хорошо, что в нашем примере не было никаких штрафов, расходов на рекламу и хранение.

В реальности всё происходит чуть по другому. Мы практически никогда не платили Wildberries больше 25%.

Например, на Wildberries есть СПП — скида постоянного покупателя, которую Wildberries даёт за свой счёт. Как это работает?

Без СПП работает также, как я описал в примере выше: товар стоит 1000 рублей, маркетплейс берёт свои 250 рублей, мы как продавец получаем 750 рублей. Но Wildberries хочет растить свои продажи, поэтому раздаёт скидки покупателям за счёт своей комиссии, поэтому делает персональные скидки для покупателей. В итоге, например, при СПП в 22%, товар для покупателя будет стоить уже не 1000, а 780, маркетплейс возьмёт себе оставшиеся 30 рублей, а продавцу, как ни в чём не бывало перечислит 750 рублей. Нам, как продавцу, без разницы, кому отдать 250 рублей — мы всё равно получим за товар свои 750.

В итоге, довольны все:

  • покупатель заплатил за товар не 1000, а 780 — огромная скидка;
  • продавец получил значимый рост продаж, так как появилась огромная скидка, но продавец получил за продажу свои 750, как и хотел;
  • маркетплейс значимо увеличил обороты, заработал 30 рублей с каждой продажи, плюс ещё и на логистике.

В итоге, Wildberries на эти 3% плюс логистика и живёт.

Но СПП дают не на все товары одинаково и не всем продавцам. СПП маркетплейс назначает по своей логике.

Получается, что в месяце очень много переменных: часть товара участвует в одних акциях с одной скидкой, часть участвует в других акциях с другой скидкой, на одни товары Wildberries применил СПП в 17%, на другие — 22%, на третьи не применил вообще, одни товары поехали к клиентам и сразу были выкуплены — продавец за логистику заплатил один раз, другие товары имеют хуже качество и катаются к клиентам по пять раз и продавец оплачивает прямую и обратную логистику по несколько раз. Многие товары с логистикой туда-обратно-туда-обратно-туда (69+50+69+50+69 = 307 рублей) могут сработать в минус. Было бы здорово взглянуть на одно число, на некий интегрированный показатель, и понять, сколько стоит присутствие на маркетплейсе.

ПКМ — это и есть такой интегрированный показатель, то есть, он включает в себя сразу много других показателей, о которых я уже упомянул: комиссия, логистика, хранение, штрафы, реклама. И если в каком-то месяце вам прилетел огромный штраф от маркетплейса, то этот показатель увеличится, и без копания вглубь невозможно будет понять почему.

Более жизненный пример из нашей практики — это эксперименты с рекламой на площадке. У нас бывает такое, что мы зарабатываем на маркетплейсе 1000 рублей и тратим рекламы на 100 рублей. Решаем увеличить продажи через рекламу: тратим теперь 200 рублей. Но в этот раз, увеличение бюджета на рекламу не привело к увеличению продаж — всё также и заработали 1000 рублей. Получается, расходы на присутствие на площадке мы увеличили, а выручку нет. ПКМ вырос.

Мы используем этот показатель в качестве понимания себестоимости продаж. То есть, у нас есть товар себестоимостью 100 рублей. Мы знаем, что у у нас ПКМ на Ozon = 30%, а ПКМ на Wildberries = 15%. То есть, если мы будем продавать этот товар по 500 рублей, то Ozon нам вернёт 350 рублей, а Wildberries — 425 рублей. Разница в прибыли до накладных расходов отличается на 30%.

При определённых значениях, может оказаться так, что какие-то товары на каком-то маркетплейсе нужно продавать дороже. Ну или поднимать цены и на Ozon и на Wildberries, так как при текущих ценах, экономика не сходится.

ДРР — доля рекламных расходов

Для тех, кто из рекламного рынка, этот блок может показаться банальным, но на маркетплейсах есть свои особенности.

Мы пришли на маркетплейсы после D2C. Мы активно закупали трафик на наш сайт, иногда более чем на 120 000 рублей в сутки, поэтому, при таких бюджетах, мы постоянно держали руки на пульсе эффективности рекламы. И основным показателем для нас был ДРР. ДРР — это обратный показатель ROI, классически он считается так:

Однако, маркетплейсы очень плохо атрибутируют рекламу. Частый пример, когда продажи растут с рекламой со 100 до 200 заказов, при этом, в рекламном кабинете маркетплейса отображается, что реклама принесла всего 2 заказа. Когда мы впервые с таким столкнулись, мы подумали, что можем отлично продавать и без рекламы, поэтому отключили рекламу (а чего тратить на неё время из-за 2 дополнительных заказов). В итоге, заказы без рекламы снова откатились до 100 штук.

Что происходит после клика по внутренней рекламе маркетплейса, у меня ощущение, что даже разработчикам не до конца понятно, поэтому мы изменили формулу ДРР на маркетплейсе для нас до такой:

То есть, если мы продали 100 разных товаров на 1000 рублей, а крутили рекламу всего на 1 товар на 1 рубль, мы посчитаем ДРР как 0,1%. Ущербность этого решения я понимаю, но единообразно считать иначе в динамике нам не удалось по причинам атрибуции.

ПКМ включает в себя уже ДРР. По таблице выше кто-то может сказать, что комиссия на Wildberries ниже, чем на Ozon. Но если вычесть ДРР из ПКМ, то комиссии зачастую равны.

ЛиХ — логистика и хранение

Мы используем разные модели продаж — FBS и FBO, в разном соотношении на Wildberries и Ozon. На Ozon мы на 10-15% продаём через FBO, остальное через FBS, на Wildberries примерно 50/50.

Стоимость логистики и хранении сильно зависит от этих вводных. Например, на Wildberries продавать по модели FBS дешевле, чем со складов маркетплейса, однако со складов маркетплейса больше продаж. На Ozon дешевле продавать с их склада, по модели FBO.

Мы экспериментируем с поставками. Иногда отдаём преимущество FBS, иногда FBO, экспериментируем с товарами — поставляем разные товары в разный сезон, экспериментируем со складами разной географии.

Ну и не стоит забывать, что логистика со временем на маркетплейсах дорожает, как и многое в России. Держим руку на пульсе.

Мы делаем различные эксперименты, которые позволяют сократить логистику. Например, у нас есть штаны, которые, мы увидели, покупают часто парой. И если раньше вы покупали две пары штанов, то мы платили 90 руб. × 2 = 180 рублей, то сейчас мы завели отдельную карточку комплекта из двух штанов и платим за логистику тех же позиций старые 90 рублей на тот же объём выручки. За пару месяцев, получили уже почти 500 продаж таких комплектов и сэкономили 45 000 рублей только на логистике этих штанов.

Раньше на Wildberries логистика зависела от категории товара. У нас есть позиция костюма, которая состояла из штанов и кофты. Доставка штанов нам стоила 90 рублей, доставка кофты — 90 рублей, а если человек покупал позицию костюма (из тех же самых штанов и кофты), то за такую доставку маркетплейс брал уже 330 рублей. То есть, нам выгоднее было, чтобы покупатель покупал составляющие костюма по отдельности. На Ozon такого не было.

Работа с показателями

Ежедневно я смотрю на количество заказов, еженедельно на ДРР, ежемесячно на ПКМ, ДРР и ЛиХ. И то, ЛиХ скорее важен в динамике, так как в моменте достаточно сложно на него повлиять. В итоге, отслеживание всего трёх показателей позволяет держать руку на пульсе и копать в нужном направлении, если какой-то показатель выходит за пределы целевого.

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Nikolay Belousov

В статье не хватает выводов.
Вроде: «Была большая комиссия, стала еще больше или меньше» или «Вот так мы автоматизировали подсчет комиссий».
А так спасибо за труд.

Ответить
Развернуть ветку
Винсент Вега

Вывод простой, на маркетплейсах комиссия либо большая либо очень большая )

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин
Автор

Ну автоматизации тут нет никакой. Просто еженедельные и ежемясячные отчёты складываем и в табличке суммируем.

Логистика выросла точно. По комиссия было ощущение что выросло всё, но стал смотреть и по цифрам если и есть рост, то небольшой.

Ответить
Развернуть ветку
Митроченков Дмитрий

"Выходит что-то, вроде 1000 – 250 – 100 = 650 рублей к получению от маркетплейса. То есть, реально, полная комиссия маркетплейса выйдет 35%.". Довольно странная математика... А если 1000 поменять на 500? А если на 5000?

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин
Автор

Ну те же проценты и фикс:
500 – 125 – 100 = 275.
5000 – 1250 – 100 = 3650.

Математика одна.

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

Вам же прямо указывают, что ваш вывод "То есть, реально, полная комиссия маркетплейса выйдет 35%" неверен при разных суммах, но еще и дальше сами себя закапываете?
.

Ответить
Развернуть ветку
Митроченков Дмитрий

Главное - подписаться на канал, уж там он научит всех математике!

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин
Автор

Я пишу в самом начале, что ПКМ будет у всех разная. И это очевидно, что за 100 рублей можно доставлять товар ценой 300 рублей, а можно и 3000 рублей. И расходы будут разные.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Нечаев

Те же, да не те. 275 от 500 будет 45%, а 3650 от 5000 будет 27%

Ответить
Развернуть ветку
Митроченков Дмитрий

И что, везде получится, цитата: "реально, полная комиссия маркетплейса выйдет 35%"? У Вас с математикой как-то не очень, а если честно - совсем плохо.

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин
Автор

Верно я понимаю, что вы в формуле заменили числа и теперь говорите, что ответ другой, а мой неверный? Да у вас тогда не с математикой плохо, а с бытовой логикой.

Ответить
Развернуть ветку
Митроченков Дмитрий

Да. Если заменить цифры, ваше утверждение не верно. Это нужно объяснять, вы это не поняли? Реальная комиссия всегда разная, это зависит от стоимости товара, мистер "подпишись на мой мёртвый канал")

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин
Автор

Если заменить буквы в вашем комментарии, то зачем вы материтесь?

Ответить
Развернуть ветку
Митроченков Дмитрий

Я этот бред не понял, ну да ладно. По теме, вопрос вам, как к специалисту. Комиссия в моей категории 20%, работаем по fbs, ВБ. Однако, реально получается примерно 16,5, с учётом логистики. Вопрос: почему так получается? Пожалуйста, не надо подсказывать.)

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин
Автор

Не поняли — сейчас поясню. Цитата из первоначального текста:

// Подразумевается, что вы продаёте товар за 1000 рублей, маркетплейс сразу после продажи берёт 25%, потом ещё за логистику, например, 100 рублей и остальное перечисляет вам. Выходит что-то, вроде 1000 – 250 – 100 = 650 рублей к получению от маркетплейса. То есть, реально, полная комиссия маркетплейса выйдет 35%. Хорошо, что в нашем примере не было никаких штрафов, расходов на рекламу и хранение.

Вы пишете:

// Довольно странная математика... А если 1000 поменять на 500? А если на 5000?

А потом добавляете, что у меня плохо с математикой, так как ответ в математической задачке будет другой, если поставить не 1000, а 500 или 5000.

Вот я вам и отвечаю, что если поменять буквы в вашем комментарии, то выйдет, что вы материтесь, то есть пишете что-то другое, что я придумал сам.

То есть, вы взяли корректную математическую запись, предположили, что "давайте исходные числа будут другими", а потом стали спорить, что ответ другой. Теперь ещё и пишете, что я бред написал. Что справедливо. Также странно мне отвечать на тот комментарий, который вы не писали, так как я сам предположил там другие слова, как и вам спорить с математической записью, которую я не писал. Рад, что вы увидели в моём комментарии бред, теперь по аналогии поймите, почему ваш комментарий выше такой же бред.

Теперь ответ:

Так потому и получается 16,5%, потому что к вашим товарам применяется СПП. У нас же один в один ситуация и о ней я пишу. Комиссия в нашей категории 25%, плюс мы должны платить ещё логистику. Но в таблице вы увидите, что ПКМ, то есть комиссия+логистика+реклама выходит 15-24%.

Потому что ВБ вашим клиентам даёт СПП за счёт своей комисии и реальная комиссия ВБ выходит на 20%, а 1-5%. Добавляется логистика, реклама, и получается 16,5%.

Ответить
Развернуть ветку
Митроченков Дмитрий

Ответ неверный.

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин
Автор

Верным поделитесь? Или поверим на слово?

Ответить
Развернуть ветку
Митроченков Дмитрий

Ну, вы, как специалист должны знать ответ на этот очень простой вопрос... Поделюсь, пришлете бутылочку Чиваса, я адрес укажу?

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин
Автор

Я вам выше сказал ответ. Вы балабольски сказали, что ответ неверный. Начинается школьная демагогия, умываю руки.

Ответить
Развернуть ветку
Митроченков Дмитрий

Хорошо, я понимаю, что бутылочку Чиваса жалко, или не можете себе позволить. Ладно, бесплатно, вашему мертвому телеграмм-каналу. Для того, чтобы снизить комиссию, нужно просто отвозить заказы ранее регламента в 36 часов. Каждый час, отвезенный ранее 36 часов, даёт экономию 0,25%. С математикой у вас плохо, возьмите калькулятор.

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин
Автор

Ха-ха. Про бытовую логику я выше верно написал. Вы спрашиваете «почему так получается», а отвечаете на вопрос «что сделать, чтобы снизить комиссию». Короче, разберитесь с голосами в голове, а то в одном треде сами с собой разговариваете и забываете о чём ваша публичность говорила, уже два раза.

И это даже не голосом, а текстом.

Ответить
Развернуть ветку
Митроченков Дмитрий

Слушайте, у вас что-то с головой. Я не врач, но обратитесь к нему, прежде, чем зазывать людей в свой мёртвый телеграмм-канал. Да, и с математикой разберитесь. Начните с 4 класса, юноша.

Ответить
Развернуть ветку
Пор Ше

Что за духота? А если склад более дешевый, а если габариты занижены, а если хитрыми способами постоянно в акции участвует и тд и тп. Автор нигде не писал, что у всех селлеров пкм 35%, а указал только свой пример. Задачки за чивас выглядят еще дешевле, чем душные вопросы.
Решите лучше мою задачку - как продавать товар долго (хотя бы от 2 лет) с хорошей рентабельностью и регулярными продажами?

Ответить
Развернуть ветку
Митроченков Дмитрий

Автор с математикой вообще не дружит.

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей

Скоро маркетплейсы еще будут удерживать налоги с селлеров, которые применяют усн 6%. Есть инициатива, которую поддержал законодатель по возложению на маркетплейсы обязанностей налоговых агентов. Так что налогов придется платить больше.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Надеждин

Ну не больше, а столько же. Какая разница в итоге?

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин
Автор

Да, с точки зрения математики разницы будет никакой. С точки зрения управления всем этим, будет тяжело.

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин
Автор

Почему налогов больше станет? Инициатива не показатель, не думаю, что примут.

Ответить
Развернуть ветку
Пор Ше

ДРР к сожалению, по другому и не посчитаешь сейчас.
Мы недавно столкнулись с загвоздкой, что иногда ДРР несколько дней высокий, а потом резко опускается. Можно много гипотез выставить, но мы из за этого стали оценивать показатели от 3-7 дней в плане рекламы. И это уже о работе с этими цифрами

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин
Автор

Мы тоже пытались расширить окно атрибуции. Но Озон в руководстве говорит, что они считают один месяц. Запутаемся.

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда