Алиэкспресс Россия. Закат китайского маркетплейса в РФ?
Смотри как родилось, встало на ноги и потерпело крах российское дитя AliExpress.
Привет, с вами команда Hooglink e-commerce, мы к вам с новой статьей. Еще у нас есть телеграм-канал, где делимся цифрами и фактами сферы e-commerce, подписывайся)
2021 год. Алиэкспресс Россия занимает 9 строчку в списке самых дорогих компаний в российском интернет-пространстве, его стоимость $1,906 млрд. Через год китайский гигант сдувается, уходит из топ 10 и к началу 2023 стоит $0,54 млрд. Практически четырехкратное падение.
Сам рынок e-commerce растет из года в год на несколько десятков процентов. Объем рынка в 2022 г вырос на 38%. А вот оборот самой компании снизился на 40%, и персонал сократили наполовину.
А началось все вот как
15 мая 2015 г. Alibaba Group зарегистрировался в России как ООО «Алибаба.ком (РУ)». Причем, продажи товаров из Китая были и до регистрации.
Легенда гласит, что глава AliExpress и Alibaba, Джек Ма, принял решение обосноваться в РФ после короткого разговора с официанткой на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Вот как это описывает бывший директор по развитию AliExpress в России:
Красивая история, но по словам этого же рассказчика на РФ приходилось 30–45% всех мировых продаж AliExpress. Эта информация вряд ли проскользнула незаметно мимо основателя компании. Скорее это и был основной мотиватор.
Компания приступила к поискам местных партнеров для успешного развития в России. Так в 2019 г появился СП Aliexpress Russia. Доли маркетплейса:
Alibaba Group ㅡ 47,9%
USM Алишера Усманова ㅡ 24,3%
VK ㅡ 15%
Российский фонд прямых инвестиций ㅡ 12,8%
Развитие
В 2021 у Aliexpress Россия было 45 000 продавцов из России, они принесли 55 млрд руб в оборот компании, из Китая ㅡ больше 225 000 (229 млрд руб). Ежемесячная аудитория площадки составила 29,1 млн человек. Компания приобрела свой первый склад в Подмосковье.
Чтобы получить точки выдачи заказов и привлечь новых селлеров из Поволжья и Татарстана компания выкупила 50% KazanExpress.
На этой позитивной ноте маркетплейс заявил о грандиозных планах ㅡ выйти на IPO, увеличить площади складов в России до 100 000 кв м, вложить более $150 млн в развитие логистики. Акционеры все оплатят.
Или нет
Крах
24 февраля 2022 г. с началом СВО Alibaba Group отказался от инвестиций в проект, опасаясь санкций США.
Т.к. основной игрок по большей части отвечал за стратегию развития, USM и РФПИ тоже перекрыли денежную трубу.
Компания свернула крупные логистические проекты. Алиэкспресс Россия отказался от аренды 180 000 кв м в логопарке Обухово в Подмосковье и ищет покупателей для своего складской комплекс в Екатеринбурге и субарендаторов своего офиса в “Москва сити”.
Ну и как же без сокращений. Одни источники говорят об увольнении 50% персонала, другие о 70%.
Сейчас Алиэкспресс Россия не в состоянии конкурировать с локальными маркетплейсами.
Что можно добавить?
1. Алиэкспресс ㅡ трансграничная компания, а потому меньше всего была защищена от рисков в случае наложений санкций. В 2022 г. начались проблемы с обработкой платежей и доставкой. Поэтому снизились продажи китайских селлеров, на которых держалась компания.
2. Конкуренция маркетплейсов в РФ требует постоянного и стремительного развития логистики. Даже если инвестиции возобновятся, это должны быть огромные суммы, в этом случае будут какие-то шансы догнать соперников. Но пока такой сценарий маловероятен.
3. Площадку изначально любили за то, что можно дешево приобрести уникальные товары из Китая и других стран. В таком случае, бюджеты которые тратились на привлечение локальных продавцов не совсем оправданы.
Если вам нравится анализ рынка e-commerce, заходите на наш телеграм-канал. У нас цифры и факты.
Имхо, площадку убила глобальная политика наебалова на каждом шагу. Я перестал пользоваться после того как в карточке товара условно товар стоит 100р якобы, заходишь внутрь товара, а там всё по 500р. Это вообще как блять нахуй?
Или когда в одной карточке товара склеено несколько товаров и указана цена за самый дешевый. Например товар - это автомагнитола. И цена стоит 300р. Заходишь и видишь что есть 5 разных вариантов разных магнитол от 5000 до 15000р, а 300р чтоит колодка с проводками. Какого хуя? Как этим пользоваться?
Плюс убрали фильтр "бесплатная доставка" чтобы избегать напёрстков с товаром за 10р и доставкой за 1000р. Нет, теперь сиди и ковыряйся в тоннах этого наебалова вручную, выясняя что сколько на самом деле стоит и что именно находится в карточка товара и за какие деньги.
А эти накрученные тысячи отзывов в которых под копирку "продавец молодец, отправил быстро" вместо отзывов о качестве самого блять товара.
Просто количество наебалова превысило все разумные пределы и стало тупо неюзабельно. Что-то нормально выбрать и купить стало невозможно. Особенно на фоне понятных и прозначных карточек товаров и цен на Вазоне (ВБ не пользуюсь, там тоже пиздец и наёб на наёбе). Китайцы как-то не смекнули что издеваться над пользователями и наёбывать их в лоб можно только в отсутствии альтернатив и конкурентов.
Комментарий недоступен
Блин, а чё это на*балово было? А я думал, у меня самый мощный в стране мафон)
Я диодную балку ("люстру") а жып покупал пару лет назад на алике. Заявлено было чуть ли не 1000Вт. По факту прибором намеряли около 150Вт)))
PMPO :-)))
Это не китайская вина. Это то, что вам привозили в Россию оптовики-челноки. А их задача - найти в закупе подешевле.
А вот что китайцы точно умеют - это "ронять" цену. Другое дело какой ценой та цена в закупе достигается.
Сказку про семь шапок из овчины помните? Ну, вот.
Пленка для телефона 100500D