{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","hash":"d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Масштабирование бизнеса на маркетплейсах

В последние годы рынок e-commerce в Беларуси демонстрирует устойчивый рост. Значимую роль в этом играет развитие маркетплейсов — через них осуществляется более 50 % розничных покупок в интернете. Удобство площадок для покупателей и продавцов способствуют дальнейшему росту товарооборота. В таких условиях важно не упустить возможность расширения собственного бизнеса на маркетплейсах.

Изображение Global Sales

Этапы масштабирования бизнеса

Чтобы узнать, пришла ли пора расширяться, проведите аналитику и ответьте на вопросы:

  • Является ли спрос сезонным? Так мы оцениваем, есть ли реальный рост заинтересованности покупателей и планируем сроки закупок или производства.
  • Какова емкость торговой ниши? Допустим, вы продаете 100 единиц товара в месяц, а конкуренты — 200. В такой ситуации реально увеличивать продажи примерно вдвое. Но если показатели оборота близки к топовым, масштабировать бизнес путем увеличения предложения в рамках той же категории не получится.
  • Есть ли бюджет для развития? Затраты на закупку либо производство, маркировку, упаковку, транспортировку быстро не окупятся. Перед тем как расширять бизнес на маркетплейсах, важно собрать финансовую подушку или найти инвестора.
  • Выгодно ли торговать и с других торговых платформ? Высокий спрос на одном маркетплейсе не означает подобные показатели на другом. Например, одежду предпочитают заказывать с Wildberries, а бытовую технику — с OZON.

Оцените и собственные силы. Без увеличения команды масштабировать бизнес на маркетплейсах сложно. Возросшая нагрузка влияет на качество обслуживания, а нехватка времени на регулярный анализ торговых показателей снижает возможности адаптации под изменяющиеся условия рынка.

Выбор маркетплейса

Не надо пытаться войти на две-три площадки единовременно. Сконцентрируйте силы и финансы на одной. Это позволит разобраться в правилах маркетплейса и узнать нюансы продвижения.

После того как освоите площадку, можно рассматривать расширение на другую. При выборе платформы обращайте внимание на:

  • Размер комиссии. Зависит от маркетплейса и категории товара.
  • Частоту выплат. С какой периодичностью можно выводить оплату за выполненные заказы.
  • Условия логистики. Работа с продавцом осуществляется по двум основным схемам: FBO и FBS.
  • Особенности ведения документации. Осуществляется через личный кабинет либо требует подключения к системе электронного документооборота.
  • Требования к продавцу. Правила упаковки, обязанность участвовать в акциях, необходимость регистрации торговой марки и другие требования, которые отличаются на разных маркетплейсах.

Определиться поможет изучение нюансов работы площадок, а также знание характеристик продукции.

На Wildberries проще вести документацию, есть фиксированная стоимость хранения и доставки, еженедельные выплаты возможны с первых месяцев сотрудничества.

На OZON стоимость доставки привязана к цене товара, а стоимость за хранение — к обороту. Доступно больше внутренних инструментов продвижения, присутствует система рейтинга продавцов.

Подготовка ассортимента

Каждая платформа выдвигает свои требования к оформлению каталога. Сюда входят правила заполнения карточек товаров, размещения изображений и инфографики, наличие уникальных идентификаторов — артикула и Ozon ID.

Если расширяете бизнес на другие маркетплейсы, приведите ассортимент к требуемому виду. Обратите внимание, что структура каталога должна соответствовать разделам и категориям площадки.

Оптимизация логистики

Маркетплейсы работают по трем логистическим схемам:

  • FBO — хранение и доставка обеспечивается силами площадки.
  • FBS — селлер хранит товары у себя, а при поступлении заказа упаковывает и передает маркетплейсу для доставки.
  • RealFBS — владелец бизнеса держит продукцию на собственном или арендованном складе и доставляет покупателям самостоятельно. На Wildberries схема обозначается аббревиатурой DBS и не применяется в Беларуси.

Для определения подходящей схемы рассчитайте собственные расходы на хранение и доставку. Полученные данные сравните со стоимостью услуг выбранной площадки. Возможно, для разных категорий продукции придется использовать разные схемы логистики.

Фото Freepik.com

Если планируете расширять бизнес путем работы на нескольких маркетплейсах, рассмотрите вариант сотрудничества с логистическими партнерами. Они возьмутся за упаковку и доставку заказов по правилам конкретной площадки. Такой подход требует финансовых расходов, зато существенно экономит время.

Продвижение и маркетинг

Торговые платформы ранжируют карточки по собственному алгоритму, не раскрывая при этом точных критериев оценки продавцам — во избежание манипуляций. Но замечено, что на позицию влияют:

  • широта ассортимента;
  • общее количество и сумма заказов;
  • соответствие описания запросу клиента;
  • соотношение количества просмотров и заказов;
  • цена и размер скидки;
  • количество отказов и возвратов;
  • оценки, отзывы;
  • запасы склада.

Чем выше карточка товара во внутренней выдаче маркетплейса, тем больше вероятность, что ее посмотрят. Потому важно использовать инструменты продвижения: внутренние, доступные через личный кабинет, и внешние, относящиеся к стандартным маркетинговым средствам.

Wildberries предлагает продвижение с помощью рекламы: на главной странице, в предложениях сопутствующих товаров и другие варианты.

У OZON возможности шире. Продавец может создавать комплекты, получать отзывы за баллы, торговать в рассрочку и многое другое.

Кроме того, важно пользоваться SEO-оптимизацией описания товара, прикреплять качественные изображения, размещать инфографику и видео. Реклама на сторонних сервисах и у блогеров способна повысить узнаваемость бренда и лояльность покупателей.

Оценка эффективности и корректировка стратегии

Основной показатель эффективности проведенной работы — динамика продаж. Если она неизменна либо снижается, значит, в планировании или следовании стратегии масштабирования бизнеса на маркетплейсах допущены просчеты.

Придется заново провести анализ спроса конкурентов, пересмотреть рекламный бюджет, отладить логистические процессы и корректировать стратегию.

Дополнительные сведения можно получить в клиентском кабинете маркетплейса либо воспользовавшись сторонними сервисами, например, Mayak, Shopstat, Moneyplace.

Но даже если у вас получается увеличивать торговый оборот на маркетплейсах, этап анализа эффективности не становится конечной точкой. Это очередная ступень наверх, потому что рост — процесс непрерывный.

Стратегии успешного масштабирования на маркетплейсах

Особенность торговли на маркетплейсах — высокая конкуренция. Учитывайте это при выборе стратегии ценообразования. Лучше подходят следующие:

  • Конкурентное. Отслеживайте изменения цен у конкурентов и держитесь в тех же рамках. Важно контролировать цены и на «своей» площадке, и на конкурентной.
  • Стратегия минимальной цены. Ее используют, чтобы быстро войти в нишу. Установка стоимости ниже, чем у конкурентов, привлекает покупателей, а значит быстро растет количество продаж и появляются отзывы. Позже цену поднимают до конкурентной. Стратегия рискованная — может спровоцировать демпинг цен в категории.

Подбор товаров для расширения ассортимента должен быть тщательно продуман заранее. Чем больше вариантов продукции предлагаете, тем больше остатков придется держать на складе, а это «замороженные» деньги.

Чтобы не ошибиться, обратите внимание на торговые показатели конкурентов: количество проданных единиц товара, стабильность спроса, долю возвратов и отказов. Беспроигрышной тактикой будет решение расширять ассортимент позициями, на которые уже есть спрос.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда