{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Бизнес-битва: Amazon против Shopify. Почему аналитики говорят о конце эпохи маркетплейсов в США?

В конце прошлого года магазины на Shopify обогнали по совокупному обороту всех селлеров на Amazon. Аналитики считают, наступил переломный момент в e-commerce и товарном бизнесе. Рассказываю о причинах тренда в видео.

Меня зовут Вик Довнар. Я запускаю новую рубрику на vc - тренды бизнеса. Это будет субъективное понимание трендов через мой личный бизнес опыт. Как мне кажется, я часто оказываюсь прав. Я уже несколько лет управляю, консультирую и оказываю маркетинговые услуги нескольким миллиардным компаниям на e-commerce рынке.

Сегодня расскажу, почему в США возвращается тренд на интернет-магазины. Казалось бы, они должны уйти на свалку истории. А весь товарный бизнес переместиться на маркетплейсы (напомню, что в России более 70% товарного бизнеса приходится на ведущие маркетплейсы WB, Ozon, Я.Маркет, СберМегаМаркет). Но в колыбели капитализма, где родилась сама модель маркетплейса - обратный тренд. Причин много.

Всю ситуацию детально описал в ролике на YouTube канале. В конце ролика подробно постарался ответить на вопрос “А что в России? Придет ли тренд, а если придет то когда”.

(Всего 9 минут ⏰)

Оскар моей жене за лучшую женскую роль второго плана.

Что важно?

Откуда видно что возвращение покупателей в интернет-магазины - это тренд?

Во-первых, есть прецедент: качественный рост оборота магазинов на Shopify. У них есть данные по эквайрингу большинства своих клиентов. А значит, они могут отследить цифры. Если бы ситуация была обратная, обороты магазинов бы падали (как на некоторых нишах в России).

Во-вторых, Reddit и Quora самые крупные сообщества в США просто гудят по поводу того, что Amazon засранцы и круче покупать на личных ИМ. Все в курсе, какую политику ведет гигант. Если почитать форумы, многим потребителям как говорится “западло” покупать у этого "засранца". На видео я прямо привожу скриншоты переписок.

Я брал данные за прошлый год. Итоги этого года будем подводить в Январе. Сейчас они идут почти в ровень. Что не отменяет тренд.

В статье не буду повторять информацию из видео. Буду благодарен за комменты на YouTube.

Как менялось отношение к МП в России?

Интересна тенденция к тому, что люди начали негативно относиться в маркетплейсам. Мы стали понимать, что это какое-то наедалово. Как будто они делают, что хотят. Меняют офферту (как для покупателей, так и для селлеров). Штрафуют. Кажется, что запуститься легко, а потом торгуешь, торгуешь, а денег не прибавляется (я писал об этом очень много, не буду повторяться).

Но хочу обратить ваше внимание на то, как менялось отношение к WB и Ozon. Смотрите, у меня была статья написанная 2,5 года назад “Маркетплейсы убивают бизнес” (200К прочтений). Это была одна из первых (если не первая) статья в РФ, которая осуждала бизнес-модель маркетплейса.

Посмотрите сколько хейта. Сколько людей с пеной у рта доказывают, что маркетплейсы - это будущее, что время интернет-магазинов прошло. И кто туда не заходит, тот дурак. Просто луддит. Не видящий дальше своего носа.

А что сейчас? Мне часто пишут те, кто выходил два года назад на МП и поначалу нормально торговал. Но МП менялись вместе с комиссиями и условиями офферты. Сейчас эти люди потеряли все что заработали за это время. Два года жизни коту под хвост.

Правда, бывают и обратные истории. Не зря 2-3% селлеров МП зашли с нуля и делают больше 10 млн выручки (про прибыль давайте сейчас не будем).

Но если посмотреть большую часть статей на vc сейчас, то аудитория наоборот встала в позу против МП! Странно не правда ли?

Вижу параллели с США

СМИ России много льют негатива про маркетплейсы. Меня самого приглашают выступать на радио, как только очередную финтифлюшку выкинет WB или Ozon. Посмотрите даже в комедийном шоу “Однажды в России” есть несколько выпусков о том, какое же дно на самом деле “Ягодки” и иже с ними.

Мой сын (ему почти 12 лет) говорит, что для подростков покупать на WB - зашквар. Типо там одна паль. А ценятся оригиналы. То есть, если покупать кроссовки, то в фирменном магазине. Вот такая у молодежи сейчас политика.

Еще несколько вещей, которые я заметил. Лидеры рынка обучения маркетплейсам начали сбавлять темп. Тот же Павел Шевченко вообще закрыл свою школу обучения. С чего бы?

Да, мелких “обучателей” очень много. Но они, как мне кажется, пытаются запрыгнуть в уходящий поезд. Некоторые ребята уже стала обучать тому "как обучать продавать на маркетплейсах" 🤦‍♂ То, есть запускают наставничества, как делать наставничество по маркетплейсам))

Явный признак, что просто обучать стало не так выгодно. Математика привлечения учеников не такая сладкая, как раньше. Люди не горят желанием брать кредиты под товарку.

Если в ближайшее время логистические компании РФ покажут эффективность, старые добрые интернет-магазины (и нишевые маркетплейсы) начнут отжирать свою долю обратно.

Маркетплейсы должны занять свое место

Я думаю, крупным маркетплейсам уготовано свое место, когда рынок устаканится. Это продажа товара с низким чеком. Сейчас на Wildberries средний чек - 2000 рублей. На Ozon - 2500 рублей. С таким средним чеком (и ниже) на своем интернет-магазине продавать не так выгодно. А МП создали инфраструктуру под эти товары.

Но если мы говорим про качество, эмоции, WoW-сервис - это удел специализированных e-commerce компаний. Они будут продавать дороже, работая над LTV и облизывая каждого клиента. И вообще, работать с товарами с повышенным средним чеком. С развитием генеративного AI (ChatGPT и д.р.) качественно взаимодействовать с клиентом становится проще.

Уверен, в ближайшее время мы увидим революцию в методах выбора товара. То есть, потребитель будет искать товар, иначе взаимодействуя с сущностью на искусственном интеллекте. Сущностью, умеющую предугадывать выбор и делать более точные прогнозы о том, что нужно клиенту. А вслед за поиском изменится и e-commerce.

Буду рад вашим комментариям на YouTube. Мой телеграм-канал про тренды в бизнесе тут. Залетайте. Обсудим..

0
252 комментария
Написать комментарий...
Боровков Евгений

Согласен, что ИМ многие недооценивают. МП это удобно, когда надо какую-то фигню за 300р заказать, да. Но что-то сложнее я уже не иду на маркетплейс а ищу в интернет магазине.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin

А в чем причина идти не на маркетплейс за чем-то более сложным? Потребность в консультации от экспертов в специализированном магазине?

Искренне интересуюсь, как человек, который на маркетплейсах покупал всё вплоть до макбука про, айфонов, айпадов, плейстейшена и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

На МП нет гарантии, что получаешь товар, ранее не бывший в употреблении, и тем более рабочий. Озону/ВБ глубоко фиолетово, по какой причине и в каком виде ты принес на возврат свой заказ, далее это возвращается селлеру или на склад и продается повторно. Причем селлер заинтересован в повторной продаже, ему нет резона тащить скрытую поломку в сервис и терять на этом деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Дрк Полисе

А еще вб клал в целом на своих клиентов. Например у меня произошла ситуация, я не убрал галку с товара в корзине в спешке, товаром оказались витамины. Деньги списали сразу, отмену нельзя сделать т.к. вб убрал эту функцию. Моментально написал в поддержку и получил отказ. Товар приехал в пунк выдачи, я его не забрал, и потерял еще деньги за возврат товара на склад. Можно сказать, что я сам дурак, но все мы ошибаемся. Я ошибся на 3к, а если бы так ребенок натыкал на пару сотен тысяч, то вб бы тоже послали так клиента. Как минимум после такого один МК для меня умер навсегда. Эта ситуация произошла сегодня со мной, может быть стоит о не рассказать тут подробнее

Ответить
Развернуть ветку
Саша Ткаченко

Специально для таких случаев, на днях ввели подтверждение покупки, нужно только настроить это у себя

Ответить
Развернуть ветку
Дрк Полисе

Должна быть кнопка отмены на период 10-30 мин, а не танцы с бубном

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Klimov

Хотите сказать, вы заплатили за возврат, но деньги за покупку вам не вернули? Интересный коленкор, получается. Хотя с ВБ станется.

Ответить
Развернуть ветку
Дрк Полисе

Да, т.к. витамины каким-то хером стали продовольственным товаром

Ответить
Развернуть ветку
salw

И что, пока не забрал, значит не купил. Не знаешь свои права, тебя нае.ывают, всё просто! И не надо здесь про мытарства из-за 100 рублей расписывать...

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin

Дорогую технику почти всегда можно определить, была ли она вскрыта. Пломбы на упаковке

Кстати, я монитор на Озоне покупал. Про него было явно указано, что он был вскрыт. Поэтому продавался со скидкой как уцененный образец

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Вы же наверняка в курсе, что пломбы можно купить на али. Термопленкой можно упаковать повторно. А мятую/рваную коробку всегда можно заменить на новую.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Фрост

Тем временем ДНС продает уценку под видом "новое и не вскрыалось", М.Видео тоже на таком палился...

Тут не в маркетплейсе дело, такое просто везде

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

ДНС стремительно превращается в МП для дистров. А М.Видео просто в жопе из-за тупорылости менеджмента, поэтому и применяет сомнительные схемы. Так себе примеры

Ответить
Развернуть ветку
Максим Петров

дада, а ИМ из подворотни будет образцом честности и "белости")))) сказочники

Ответить
Развернуть ветку
Roman K

+

Ответить
Развернуть ветку
nelpy

Так а какие тогда хорошие ИМ магазины остаются в которых бы был достаточный ассортимент и гарантии качества?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin

Ну это уже прямое мошенничество. Если на это идут селлеры на МП, то почему нельзя ожидать этого же от ИМ? Все-таки, думаю, настолько офигевших, чтобы подделывать заводские бирки, будет единицы и рейтинг их быстро выдаст

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey freeganov

Ну так это можно и не на мп сделать

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Почуев

Часто читаю здесь про ВБ и Озон, но что на счет Яндекс маркета, та же шляпа?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Да, как и сбермегамаркет. О них меньше слышно, потому что не лидеры и поток заказов в разы меньше, чем у вб и озона.
Везде жопа, где есть возврат через пвз и человеческий фактор.

Сотрудникам пвз всегда по барабану на причины возврата, никто тщательно не проверяет товары, экспертности 0, зп мизер (по рынку или ниже) и т.д. и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Почуев

В России вообще нет аналогов Амазона?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

По технологичности скорее нет. По уровню ох*евшести - озон и вб, прям в лучших традициях.

Ответить
Развернуть ветку
Roman K

откуда инфа?

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Кунгуров

Я как то взял пылесос на МП, он сломался. Мне Я.Маркет дал реквизиты компании, которая его продала (это было просто ИП и адрес в Екб) и сказала искать концы. Никакого сайта у продавца не было, и пришлось выбросить и купить новый.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Dragunov

Ну вот и как бы нахуй там покупать что либо серьезнее кошачьей жопочесалки и зубочисток? Такие дела, а вам лучи сочувствия))

Ответить
Развернуть ветку
Дрк Полисе

Факт. Поэтому нужно выбирать нормальных продавцов т.к. МП никак их не фильтруют

Ответить
Развернуть ветку
Максим Петров

если покупаешь сложную бытовую и не удосужился узнать где СЦ по данной технике, ну че ж, "не переведутся на руси те самые"

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
ViktoRus

А как же чек и СЦ!? Или он сразу сломался!? Да риски есть, но я беру за 50% практически товар за бонусы, скидки итп. У мегамаркета дважды отправлял назад - брак и повреждение при доставке и оба раза вопросов нет, тк брак был доказан, снимаем видео и храним несколько дней при получении, вскрытии, включении.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Кунгуров

Пылесос, который мне продали – у него не было СЦ в моем городе (Ижевск). Мне в Я.Маркете сказали обратиться в Леруа, типа они за этот бренд отвечают, но там про это ничего не знали.

Сломался пылесос спустя 8 месяцев после пользования.

По поводу 50%, то вы берете товар, потому что СММ сейчас жжет бабки на маркетинг. Не может товар стоить 50% от стоимости, при условии, что наценка на него мизерная. В свое время Убер так жег бабки инвесторов, чтобы с рынка выгнать конкурентов.

Но если что, я тоже за 50% и даже ниже беру товары с кешбеками.

Ответить
Развернуть ветку
ViktoRus

Да пусть жжет. Все знают, это ради захвата рынка. У нас все временное, хоть сейчас (1.5 года как к нам на дв пришли) поживем))) С-стабильность.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin

Если не ошибаюсь, ЯМ раньше правда имел такой отстойный customer journey возвратов, но сейчас сделал нормальный (не проверял)

Но то, что было, как вы пишите, это правда. Я как-то хотел купить кое-что по существенной цене. Прочитал, что если что, мне надо будет делать возврат продавцу (тоже ип), который на другом конце Москвы и работает только в будние в рабочее время. Не стал покупать

Ответить
Развернуть ветку
nelpy

Пару лет я через ЯМ как раз таким образом делал возврат, оформил просто посылку сдеком по достаточно солидной для возврата стоимости и ЯМ в итоге вернул деньги по чеку. Сейчас вроде просто обратно в ПВЗ отношу, других ситуаций не встречал.

Ответить
Развернуть ветку
Roman K

тут я думаю дело в том, что ты покупаешь товары, про которые ты знаешь... маркетинг был сделан владельцами бренда, а ты просто выбрал место где купить... я думаю, что конкурировать ИМ с МП в продаже всем известных товаров - это нереально... ИМ надо сфокусироваться над созданием своего бренда вокруг товаров, которые они закупают в том же китае... что собственно и делают в США, что и приводит к росту оборота ИМ в этом году...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
249 комментариев
Раскрывать всегда