«У нас страна предприимчивых людей, годы советской власти не прошли зря»: глава Wildberries о развитии, законах и IPO Статьи редакции
Выжимка интервью, которое Татьяна Бакальчук дала РБК.
О позиционировании Wildberries
- Wildberries — это в большей степени «цифровая платформа, экосистема», чем просто маркетплейс, поскольку он «создаёт среду, в которой на симбиотической основе развиваются компании», говорит Бакальчук.
О «новой экономике» маркетплейсов
- Несмотря на конкуренцию, за 2023 год «большая пятёрка» — Wildberries, Ozon, «Яндекс», «Авито» и «Сбер» — «очень сильно сдружились», а также обзавелись «совместными грандиозными планами» (в том числе в сфере регулирования). Это не вынужденная кооперация — это «эволюционное развитие», так как вместе компании формируют «новую экономику», считает Бакальчук.
- Партнёрства при этом Wildberries «не любит», потому что придерживается принципа «если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам». По словам предпринимательницы, маркетплейс наладил «лучшую логистику в стране» и стал «крупнейшим застройщиком коммерческой недвижимости» именно потому, что с самого начала не стал мириться с неудовлетворительным качеством партнёрских услуг и выстроил процессы сам.
О масштабировании
- Изначально Бакальчук — как «мамочка в декрете» — не думала о том, что Wildberries масштабируется до текущих размеров. «У меня была цель, чтобы прибыли было $1000 в месяц», — призналась она и назвала себя «предпринимателем по наитию».
- На конец 2023 года 90% оборота приходится на Россию. Чтобы сохранить темпы роста, компания постепенно осваивает новые рынки. При выборе регионов для запуска она останавливается на тех, где может «принести пользу». Сейчас, например, «начинает» работать с Китаем, чтобы местные продавцы напрямую поставляли свою продукцию на Wildberries для всех стран присутствия.
- На интересах продавцов из России это не скажется — они «в приоритете». «Я хочу, чтобы компания осталась в истории как та, которая помогла становлению духа предпринимательства и развития малого бизнеса в России», — говорит Бакальчук.
О параллельном импорте и развитии новых категорий
- От параллельного импорта «особо никто не пострадал — наоборот, выиграл». Доля контрафакта от этого, по мнению Бакальчук, не увеличилась, но для борьбы с ним Wildberries тестирует программу «Цифровой арбитраж» — через неё правообладатели могут связаться с продавцом и запросить подтверждающую документацию. Если тот не владеет нужным документом, его товар снимают с продажи.
- Продавать автомобили и квартиры компания пока не планирует. О продаже скоропортящихся товаров пока просто рассуждает. Свой мессенджер разрабатывает, но только для внутренней коммуникации.
О возможном ребрендинге
- На входе в офис Wildberries висит вывеска с названием «Ягодки» — это название она использовала в одной из рекламных кампаний и позже зарегистрировала (якобы всего на полчаса раньше другого человека). Офис раньше занимала Apple. «Вы же знаете, в каком офисе мы сидим?Было "яблоко", стали "ягодки". Это красиво и мило», — говорит Бакальчук.
- «Ягодки» будут использовать в «том или ином формате», но каком — пока не решили. В качестве более «айтишного» названия — так его описывает предпринимательница — используют сокращение WB: WB Travel, WB Guru, WB Team, WB Go и другие.
О регулировании
- Новости об участившихся проверках в Wildberries Бакальчук называет «слухами» и «неправдой». Компания действует в рамках требований РКН, ФАС и других ведомств и в том числе по законам всех стран присутствия.
- Визиты миграционных служб случаются, но «в рамках закона». В основном они проверяют платформенных занятых, а не штатных сотрудников. По словам основательницы маркетплейса, скоро такой вид занятности «вынесут на законодательном уровне» (на декабрь 2023 года на платформе Wildberries зарегистрировано около 800 тысяч работников, 200 тысяч выходит на работу хотя бы раз в месяц).
- По мнению Бакальчук, регулирование на рынке маркетплейсов должно работать не только в сторону платформ, но и в сторону потребителей и партнёров.
О возможной продаже бизнеса и IPO
- Бакальчук по-прежнему не планирует продавать бизнес третьему лицу, но в последние годы предложений и не поступало. Вместо этого приходят банки и предлагают провести IPO. Предпринимательнице это не интересно.
- Передачу бизнеса детям она пока всерьёз не рассматривала. По её словам, дети должны заниматься любимым делом. Захотят ли они взяться за бизнес — покажет время.
41K
показов
15K
открытий
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен