{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Лизинг в годы Второй мировой войны

Автолизинговая компания «Европлан» накануне проведения парада в честь Дня Победы решила вспомнить о ленд-лизе во время Второй мировой войны. Споры о нем не утихают и сейчас – кто-то преуменьшает его значение, а кто-то считает, что без него война могла бы быть проиграна. Мы же просто расскажем, что это и зачем было нужно.

oldtimer.ru

Ленд-лиз - это госпрограмма, по которой США передавала союзникам боеприпасы, технику, продовольствие, сырье, медикаменты. Естественно, не безвозмездно. По окончанию войны имущество (не разрушенное и не утраченное) надлежало вернуть. Оставшееся имущество, пригодное для гражданских целей, надлежало уплате. Кроме того, Советский Союз должен был погашать долг и во время войны.

Война – период острой необходимости в боеприпасах, оружии, технике, продовольствии и т.д. Понятно, что часть производили своими силами, но для обеспечения армии требовалось больше. До октября 1941 года поставки из США оплачивали, а в октябре США включили нашу страну в программу ленд-лизинга.

Что поставляли

СССР получил по ленд-лизу более 400 тыс. автомобилей. Кстати, сами мы изготовили 265 тыс. автомобилей. И стоит отметить, что американские автомобили очень помогли в войне – они были максимально приспособлены для бездорожья, обладали хорошей грузоподъемностью, были довольно надежными. У нас все же авто, по большей части, были предназначены для народно-хозяйственного потребления.

RIA.Ru

Из американских автомобилей стоит отметить «Виллис», «Студер», «Додж», «Шевролет», «Остин», «Фордзон».

«Виллис» – это мощный внедорожник повышенной проходимости. На нем нередко отправлялись в разведку. Его часто использовали командиры, на нем перемещали противотанковые орудия.

«Додж» более известный как «Додж Три Четверти». Он имел грузоподъемность 750 тонн (3/4 тонны), за что и получил такое прозвище. Мог с легкостью перетащить противотанковую пушку, миномет, кухню.

«Студебекер» или «Студер» – трехосный грузовик. Самая популярная модель в качестве поставок. На нее монтировался знаменитый миномет К-13 «Катюша». Это был полноприводный грузовик повышенной проходимости.

И, конечно, стоит сказать про поставки продовольствия, в том числе консерв. В то время всем запомнилась знаменитая американская тушОнка.

Поставки по ленд-лизу в СССР составили порядка 11.3 млрд долларов – это порядка 4% от общих затрат на войну.

Долг после войны

Отметим, что СССР возвращал долг еще и во время войны. Существовал так называемый «обратный ленд-лиз», когда США тоже получали сырье от Советского Союза. Например, 2 тыс. тонн марганцевой руды и 300 тыс. тонн хромовой руды. В СССР не было долларов, поэтому расплачивались золотом. В 1942-1943 гг. поставили США 40 тонн.

Когда по окончанию войны Советский Союз Вернул технику обратно, то взамен получил счет на 1300 млн долларов. Сталин возразил, считая, что страна расплатилась кровью. Кроме того, некоторым странам США простил долги. В итоге только в 1972 году заключили соглашение об уплате долгов. До 2001 года СССР обязалась вернуть 722 млн долларов. Вернув 48 млн долларов, была принята дискриминационная поправка Джексона — Вэника и выплаты прекратились. В 90-е этот вопрос поднялся вновь. Долг составил 674 млн доллара. Срок оплаты – до 2030 года.

0
1 комментарий
Ильдар Муртазен

Надеюсь, мы рассчитаемся за свои долги.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда