{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Как посадить дрон массой 600 кг и не облажаться — авторская технология отечественных разработчиков

Разработать дрон, способный поднять двух взрослый людей на высоту 16-этажного дома, — задача не из простых.

Создатели коптера BRAERON (проект Национальной технологической инициативы «Аэронет») из ОКБ «Авиарешения» рассказали о сложностях, с которыми столкнулись во время проектирования и производства первого индустриального дрона грузоподъемностью свыше 200 кг.

Летать — просто, а вот приземляться

Казалось бы, что сложного в посадке? Если кратко, то все. В авиационной физике описан «эффект воздушной подушки». Он заключается в следующем: вблизи земли летательный аппарат находится в сложной аэродинамической среде и может быть снесен в сторону. Этот эффект начинает проявляться с высоты двух диаметров винта и усиливается с приближением к земле.

С такой проблемой сталкиваются все без исключения производители дронов, однако существуют способы преодолеть эту сложность. Аппарату нужно зависнуть над воздушной подушкой и затем просто быстро сесть, чтобы как можно меньше находиться в такой сложной области. Но есть и другие методы.

Например, создатели DJI Phantom решают вопрос с воздушной подушкой так: коптер использует ускоренное приземление и к тому же посажен на высокое шасси. За счет такой конструкции винты дрона расположены относительно высоко, однако производители не готовы брать на себя ответственность даже за вероятность неудачи. Поэтому на высоте 10-15 см от земли дрон «просит» пилота свайпнуть по дисплею то есть принять решение о посадке и произвести ее в специальном режиме.

Посадка индустриального дрона BRAERON Пресс-служба ОКБ "Авиарешения"

Способ интересный, вот только нам он не подошел. Масса нашего дрона составляет 600 кг, поэтому резко посадить его нельзя. Соответственно, вырисовывались две проблемы:

  • «свайпать» приходилось бы где-то на высоте трех-четырех метров, а ускоренная посадка с этой высоты привела бы к катастрофе;
  • Особенность геометрии нашего дрона — это винты, близко расположенные к земле.

Подробнее. Дело в том, что зона воздушной подушки постоянно отражает создаваемые коптером воздушные потоки, а это влияет на воздушные массы — они становятся неоднородными и «неустойчивыми». Представьте себе шарик для пинг-понга, который лежит в стакане, а в него льется вода. Мячик швыряет из стороны в сторону, удержаться на одном месте он не способен. Малые аппараты могут просто «проскочить» эту зону, но машине грузоподъемностью 200 кг нужно было другое решение.

Мы пойдем другим путем

Существовало два решения этой задачи: высокое шасси и создание отдельного режима полета. Решив, что шасси высотой в несколько метров — не лучшая идея (с транспортировкой тоже возникли бы проблемы), мы остановились на втором варианте. Проблема заключалась в том, что наша разработка сильно отличалась от уже существовавших на тот момент и не было готовых простых способов научить наш аппарат летать. Пришлось все делать самим, включая программно-аппаратную часть.

Для этого мы обратились к нашему математическому отделу, где сидели талантливые специалисты, умеющие считать и моделировать законы управления. Эти несколько человек в течение двух лет создавали и выверяли модель управления, тестировали ее на цифровом двойнике дрона и вносили правки.

В итоге мы достигли полного соответствия электронного двойника и реальной жизни, получив два режима управления. Первый — для работы в зоне воздушной подушки (взлета-посадки), второй — для обычного полета.

Первый режим полета заключается в следующем: после того как наш коптер оказывается на высоте четырех метров над подстилающей поверхностью, включается особый режим автопилота. Он позволяет плавно переключаться с одних законов управления на другие (настроенные с учетом специфики нашей воздушной подушки и плавно изменяющиеся с высотой) и таким образом преодолевать неоднородные воздушные массы и безопасно и точно приземлять аппарат. С учетом размера дрона, погрешность посадки приятно удивила — 30 см.

Для беспилотного летательного аппарата посадка на ограниченном клочке земли — особое преимущество. Разработанный нами режим позволяет свободно перемещаться на ограниченных территориях, расширяя диапазон действия. Дрон становится более устойчивым и безопасным. На практике это выглядит так: оператор указывает место посадки и наш летательный аппарат приземлится точно в заданную точку.

0
69 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Rychkov

Ребята решили заново изобрести   ̶в̶е̶л̶о̶с̶и̶п̶е̶д̶ вертолет. В мире полно сверхлегких вариантов, включая легендарный Robinson R22, которые не весят 600 кг и имеют куда большую грузоподъемность. Опять же на тех же Робинзонах R44 есть автопилот Genesys Aerosystems HeliSAS в качестве дополнительной опции, а также (пока экспериментально) можно сделать его электрическим.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Под вертолет инвесторы денег не дадут

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Rychkov

А в это какой смысл инвестировать?

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

А это нишевый продукт, он не заменит вертолеты, как и вертолеты не заменят грузовые дроны.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Rychkov

Какой смысл создавать нечто заведомо ущербное? Или на выходе какие-то охрененные ТТХ ожидаются.

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

А схерали ты решил, что это ущербное?
Назови основные критерии ущербности безотносительно предметной области

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Скажи, а грузовые вертолёты тебя чем не устраивали? Тем что у них винтик не на электротяге?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Goncharov

Лично меня не устраивает автомат перекоса в вертолетах. Мультикоптеры в этом плане в разы надежнее

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Rychkov

Автомат перекоса изобретен еще 109 лет назад, за это время изучен, обкатан и доработан как только можно.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Goncharov

И при этом все еще ломается, требует очень качественных сплавов ,точной обработки и обслуживание по графику. Электромоторам же, прикрученным к раме все это надо в гораздо более меньшем обьеме. Все это проще, дешевле и надежнее.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Но вертолёты уже прилично налетали и имеют известные проблемы. А вот это и не ясно куда применить

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

Кучей подводных камней) и как минимум самым важным показателем - ценой. Эта хрень будет гораздо дешевле любого вертолета

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Rychkov

У них даже заявленные в будущем ТТХ уступают существующим аналогам. А вообще вам, сударь, неплохо поучиться культуре общения. Мы в приличном месте, а не в подворотне.

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

Каким аналогам?) И почему это плохо?

Я подозревал, что от анализа потребностей все скатится к писькомерству, но не думал что так быстро)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Этот вопрос нужно было задавать на зарождении индустрии старт апов

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Rychkov

Придумать нечто бесполезное, получить инвестиции под нечто бесполезное, убедить потребителя, что это бесполезное на самом деле полезно, а если не полезно, то просто круто и инновационно. В итоге не убедить и спивотиться. Profit?!

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Ну да, а потом ходить с видом павлина и рассказывать всем, что получил бабло от продажи и теперь интересуется проектами от начинающих инвесторов только вот в этой теме онли...по типу петушков из Калифорнии с русскими корнями начала 2014хх

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Fedoseev
Автор

Рынок сельскохозяйственного орошения земель и транспортной логистики

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Rychkov

Если для орошения земли требуются дроны, то "что-то не так" с самим агропроектом. Проверено всей историей сельского хозяйства. Воду почему-то не на ишаках возили, а строили системы ирригации. Водопровод строить нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Rychkov

По грузовому может что-то получиться, если дрон будет играть роль крана, как сейчас тяжелые вертолеты на стройках объектов, куда сложно поставить обычный кран, но не требуется большая дальность полета. Чтобы мог поднять 20 тонн, как Ми-26, но при этом стоил хотя бы 5 лямов вечнозеленых, а не 20.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ларин

Там они крупный грант от государства получили

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Под вертолет бы не получили

Ответить
Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда