Кто разрабатывает российский электроавтомобиль Zetta, производство которого откладывают уже несколько раз Статьи редакции
В стартап вложено 570 млн рублей, но этого не хватает, чтобы пустить машины в серию.
В начале сентября 2020 года российская компания Zetta отложила серийное производство электромобиля City Modul 1. Это связано с тем, что Фонд развития промышленности (ФРП) не предоставил компании заём на 99,9 млн рублей под 1% годовых.
Но это не первый раз, когда компания откладывает запуск.
Кто разрабатывает и вкладывается в Zetta
Разработчик Zetta — ООО «Зетта», которое находится в Тольятти. Текущие владельцы компании, согласно «Контур.Фокусу», — предприниматели Денис Щуровский и Вальдемар Вагнер. Они имеют равные доли в стартапе.
До этого среди учредителей и участников Zetta числились АО «Завод высокоточных деталей» и «Групп Икс», в которое входит производитель пластмассовых деталей «Автокомпонент».
Zetta появилась в 2016 году, за четыре года компания собрала 570 млн инвестиций, говорил генеральный директор компании Щуровский. Кто именно вкладывался в стартап, он не уточнил.
139 млн рублей из общих инвестиций компания потратила на собственное производство в Тольятти. Максимальная будущая производительность площадки — 15 тысяч машин в год, отметил Щуровский.
Как менялась концепция автомобиля
Первую версию автомобиля стартап показал в 2017 году. В то время у модели было два названия: Zetta или El-Panda, позже от второго варианта отказались.
Особенностью машины было то, что её хотели адаптировать под разных водителей, включая инвалидов: человек на коляске мог бы заехать внутрь через багажник, закрепить её и рулить.
Для этой версии Zetta Нижегородский государственный институт разрабатывал нейроинтерфейс, чтобы водитель управлял машиной с помощью движений глаз или языка.
Спустя год дизайн модели обновили и назвали её Zetta «Модуль 2».
Последнее упоминание о модели, рассчитанной на инвалидную коляску, было в июне 2019 года. Эта версия электроавтомобиля не получила господдержку, а без неё проект бы не окупился. Поэтому Zetta решила разрабатывать машину, рассчитанную на водителя и трёх пассажиров.
Характеристики и цена машины
Весной 2019 года стартап озвучил цену Zetta — 450 тысяч рублей. Позже Щуровский уточнил, что эта стоимость без НДС. Автоэксперт Игорь Моржаретто считал цену электроавтомобиля заниженной. Соучредитель уточнил: такая цена связана с тем, что в компании нет издержек.
Автопроизводитель планирует выпустить три модели Zetta. Базовая, с батареей на 180 км, будет стоить 550 тысяч рублей. Цены средней и полной комплектации неизвестны, но они рассчитаны на 360 км; в первом варианте будет передний привод, а во втором — полный.
Заряжаться автомобиль будет от розеток 220–380 В и трансформаторов: стартап договорился о строительстве зарядных станций с «Россетью».
По словам Щуровского, 99% деталей машины — российские, только батареи из Китая. Моторы Zetta планирует собирать сама, по российской технологии.
«Вот-вот запустим»
По мнению совладельца, стартап достигнет безубыточности при выпуске 2000 машин в год. Для производства нужно нанять ещё 120–140 человек. При таком подходе проект окупится за шесть лет, считает Щуковский.
Компания несколько раз переносила начало производства:
- «Производство будет вот-вот запущено», — говорил Щуровский в сентябре 2019 года.
- В ноябре 2019 года глава Минопромторга Денис Мантуров заявлял, что производство Zetta начнётся в первом квартале 2020 и сертификация машины находится «на финальном этапе».
- В начале августа 2020-го Мантуров сообщил: серийный выпуск электроавтомобиля начнётся в конце года. «Надеюсь, все сертификационные процедуры до конца года должны быть завершены», — сказал он и добавил, что проекту нужны дополнительные 100 млн рублей. Запрос на заём должен был рассмотреть ФРП.
- В начале сентября экспертный совет фонда решил, что средств Zetta и 99,9 млн рублей не хватит, чтобы запустить производство. ФРП пересмотрит заявку на финансирование, если стартап найдёт соинвестора.
«В этом году мы однозначно не успеем начать производство, — прокомментировал Щуровский отказ Фонда. — Планы по запуску сохраняются, но переносятся».
Блин, почему они такие страшные... топором они их что ли делают.
Вот немецкие студенты свой электромобиль построили e.Go - разница на лицо:))
на то они и немецкие, не можем повторить(
Значит немца надо звать, смогли же весту удобоваримой сделать.
тут проклятые земли
Нормальные, просто со своими особенностями.
Альтернативно одарёнными
Очень сильно напоминает фиат 500 смешанный с киа соул
Комментарий недоступен
Это эмоциональная реакция :( Рационально я всё понимаю, спасибо.
Да что же это за стартапы такие, которые в рыночных условиях - нежильцы ¯\_(ツ)_/¯
И землю им выдели, и разработку спонсируй, и субсидии на развитие дай, и кредитную линию ниже рынка в банке открой, и льготы в ПФР/ФСС предоставь, и пакеты в пятерочке бесплатно давай...
Почему на детей уходит столько сил и времени, прежде чем они начнут самостоятельно жить, если они нежильцы в диких степных условиях? И воспитывай их, и корми, и учи уму-разуму по 15 лет.
Тесла долгое время тоже была убыточная, так что обычная тема для стартапов
Комментарий недоступен
Возможно, но для стартапов убыточность в начале - это ок.
В России почти нет рыночных условий, с одной стороны преференции у иностранцев, с другой гос. сектор.
Нет, это-то понятно. Но есть же неписанные правила построения новой компании/стартапа (не шаурмичная на вокзале, а побольше, куда миллионы и миллионы вкладываются). Должна быть концепция; определен круг потребителей; определена проблема, которую будут решать; найдено новое или оригинальное решение этой проблемы. В проект интересный рынку или корпорациям деньги придут (вдумайтесь, условный Uбер не успевает проедать такой поток баксов). А тут: мы заходим на автомобильный рынок (1000+ участников ,от $300 до $300млн) в сегмент электрокаров (от Nio до Mersedes, от 1млн руб за BYD до 1,5млн долларов за Rolls Royce 102Е) с идеей потроить российский электроавтомобиль. Ах, почему же нам на это не несут денег?
Потому, что в РФ надежнее и выгоднее делать фонбеты и быстроденьги, а не электрокары. Для электрокаров у нас условий нет совсем, чудовищно дорогие деньги, маленький рынок, офигевшие силовики (включая налоговиков), которые если не тебя чмыранут, то твоего поставщика.
99 млн это же вообще ни о чем? Тут и частник может инвестировать
Да, для автопрома копейки. Меня это тоже удивило.
Дело даже не в частнике... неясно, что вообще можно сделать в автопроме за эти деньги. Обычно цены автозаводов улетают за млрд валюты и выше. А тут сотни млн рублей.
Возможно, секрет в малом тираже.
Комментарий недоступен
Малый тираж это главная экономия, так как миллиарды уходят на то, чтобы делать много, недорого и по возможности качественно, это многократно сложнее, чем спорткар сделать.
Зачем частнику выбрасывать свои деньги? Вы на дизайн посмотрите, в сегменте дешевых машин это очень важный момент.
...вот интересно-в чем проблема перестать рисовать мудовые рендеры а выкатить сцуко 1 (одну!) платформу БЕЗ кузова которая бы ездила после размещения водителя на табуретке напротив руля и педалей?
зачем тратить тыщи денег на сраный дизайн, который можно потом допиливать до посинения добавляя кривульку и убавляя плоскости или наоборот, если там конь не валялся?
Новости из страны, где на автовазе коробку автомат начали ставить всего несколько лет назад 🤦🏻
зато как эпично звучит - управление с помощью языка. Мммм, сколько двоякостей:))
Норм внешний вид, по сути Kia Picanta (если не брать тестовые образцы для инвалидов).
да какая пиканта. По сути это Смарт, двухместный
Авто А-класса - пиканта, спарк, матиз - машины для 4-х человек и багажник небольшой
А тут по картинке - место для двух людей и багажника
По тексту статьи:
Поэтому Zetta решила разрабатывать машину, рассчитанную на водителя и трёх пассажиров.А на картинках представлены старые варианты на 1-2 человека.
Дык Вы пишите про норм внешний вид. А где этот "Норм внешний вид", если на картинках тачки трех-дверки? На двух человек, судя по всему
С таким «дизайном» им никогда не найти инвестора.
Это смесь Оки и Запорожца?))
Блин, это электромобиль, вам не нужно думать куда сунуть огромны ДВС, у вас все возможности сделать бомбический дизайн, но нет
Неужели неясно, что дизайн продает? Мало кто купит кринжового уродца каким бы выгодным он не был.
И УАЗ Патриот ясно показал, что если машина в высоту сильно больше, чем в ширину, то это не выглядит хорошо
Ты видел последнюю модель Смарт? Это то, что реально покупают на Западе
ну да, он более пропорционален, чем зетта, норм тачка для города
Что значит "более пропорционален"? )) Чисто субъективная вкусовщина - не критерий оценки.
Дизайн у этого автомобиля и правда не очень. Мне кажется зря взялись сразу за все - и обычный электромобиль и версию с возможностью заезда коляски и вот это вот управление глазами и языком...
Ведь можно было бы для удешевления производства лицензировать кузов условной "девятки" и выпускать электромобиль с несложными линиями кузова, но с современной начинкой. Или вообще оку взять за основу.
А уже потом когда предприятие заработает в полную силу разработать специальный автомобиль для инвалидов по-максимуму унифицировав его с уже выпускающейся моделью.
Автоваз пытался на базе калины электромобиль делать. Сколько лет прошло, а тишина до сих пор.
без этого столько инвестиций бы не дали
Хотелось написать что то язвительное про внешний вид.
Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус
Из этих 4х букв слово "вечность" не сложить никак.
Ё-мобиль, как проект, был более интересным и продвинутым. А это хрень какая-то, для попила бабла..
Странная херня - с одной стороны - вроде как СММщик у ребят прям огонь - почитывая драйв, Дром, новостные подборки я до сегодняшнего дня вообще не знал что за Зетта, а тут прям изо всех щелей сегодня полезла под разными соусами и вполне нативно. В общем вброс первичного интереса потребителей норм. С другой стороны - по времени адский факап - я бы пока интерес есть на выходных с удовольствием скатался в салон, посмотрел что за зверь, пощупал бы, а щупать то оказывается нечего...
Дешевый электромобиль - охрененная никем не занятая ниша. Но тут конечно дизайн хромает немного
Удалено
Комментарий недоступен
Фамилия министра Мантуров, а не Мацуров. ;) Где-то вы не там статью перепечатывали :D
Простите но это какое то убожество как будто веслом из валежника вырубили