Nikola — океан лжи от автопроизводителя, не выпустившего ни одного автомобиля
Вчера вышло интересное расследование от компании Hindenburg Research под названием «Никола: как использовать океан лжи в партнерстве с крупнейшим автопроизводителем в Америке», и этот пост будет содержать цитаты из расследования.
1. В видео, демонстрирующем возможности Nikola One, грузовик просто катился с холма
Речь об этом видео от 25.01.2018:
Расследование этого места и текстовые сообщения от бывшего сотрудника показывают, что видео было тщательно продуманной уловкой: Nikola отбуксировала грузовик на вершину холма на удаленном участке дороги и просто заснял, как он катится с холма.
2. В октябре 2019 года Nikola объявила, что произведет революцию в индустрии аккумуляторов. Но революции не будет
Это должно было быть осуществлено посредством ожидаемого приобретения технологии от какой-то неизвестной скрываемой компании, но сделка сорвалась впоследствии. Когда Nikola поняла, что эта технология была бесполезной, а президенту той аккумуляторной компании за несколько месяцев до этого было предъявлено обвинение в том, что он обманул NASA, стало понятно, что революцию придется производить своими руками или не производить вовсе.
Компания Nikola никогда не признавала этого поражения, касающегося ее аккумуляторной технологии. Вместо этого Тревор продолжал публично рекламировать технологию даже после того, как узнал о вышеуказанных проблемах. Революционной аккумуляторной технологии никогда не существовало - и теперь Nikola планирует использовать аккумуляторную технологию от General Motors.
3. Недорогой водород - залог успеха бизнес-модели Nikola. Но она не производит водород
В своей презентации перед сотнями людей и в многочисленных интервью Тревор заявил, что ему удалось снизить стоимость водорода на 81% по сравнению с аналогами и что он уже производит водород. Nikola не производила водород ни по такой цене, ни по какой цене, как он позже признался под давлением СМИ.
[похоже, что дешевого и доступного водорода все-таки не будет, прим. перев.]
4. Тревор назначил своего брата Трэвиса «Директором по производству водорода / инфраструктуре»
Предыдущий опыт Трэвиса, похоже, в значительной степени состоял из работ по бетонированию при строительстве дорог и выполнения субподрядных работ по ремонту домов на Гавайях.
5. Заявления о владении энергопроизводящими активами у Nikola - фейк
Тревор утверждал, что в штаб-квартире Nikola на крыше установлены солнечные панели мощностью 3,5 мегаватта, производящие энергию и использующие собственную технологию. Аэрофотоснимки крыши и более поздние сообщения СМИ показывают, что предполагаемых панелей не существует.
6. В какой-то момент Nikola заявила, что владеет собственными газовыми скважинами. Но их тоже нет
В документации компании нет доказательств, подтверждающих это. В конечном итоге материалы были незаметно удалены с сайта Nikola.
7. Тревор утверждает, что Nikola разрабатывает все ключевые компоненты самостоятельно. Но на самом деле они из масс-маркета, а логотипы заклеены изолентой
Один пример: расследователи обнаружили, что Nikola на самом деле покупает инверторы у компании Cascadia. В видеоролике, демонстрирующем инверторы собственного производства, Nikola скрыла этикетку Cascadia с помощью куска малярной ленты.
8. В подкасте в июле 2020 года Тревор сказал о выпуске грузовика «Tre» Nikola. На заводе об этом ничего не знают
Тревор в подкасте: «5 единиц сойдут с конвейера прямо сегодня в Ульме, Германия». Представитель Bosch, производственного партнера, производящего грузовики, подтвердил в сентябре, что они еще не производили грузовиков.
9. На знаменитой презентации грузовика Nikola One электронику в кабине запитывали внешним кабелем
Hindenburg Research располагает закулисными фотографиями (в дополнение к скриншоту с презентации), показывающими, что у Nikola был протянут электрический кабель из-под сцены в грузовик, чтобы ложно заявить, что электрические системы Nikola One полностью функционируют. Расследователи узнали из электронных писем и интервью с бывшими партнерами, что у Тревора были художественные трафареты «H2» и «Zero Emission Hydrogen Electric» на стороне Nikola One, несмотря на то, что он вообще не имел водородных возможностей; он был построен с использованием баллонов природного газа.
10. Внедорожник Nikola NZT невозможно произвести
В 2019 году Nikola представила версию своего внедорожника «следующего поколения». Расследователи узнали, что он был списан через несколько недель после показа из-за производственных проблем. Затем работы по изменению дизайна были незаметно переданы на аутсорсинг.
11. Много разрекламированная многомиллиардная книга заказов Nikola переполнена чепухой
Сообщается, что на US Xpress приходится треть всех заказов, что составляет ~3,5 миллиарда долларов заказов.Но у небольшой компании US Xpress просто нет и не будет столько денег: в прошлом квартале у US Xpress было всего 1,3 миллиона долларов наличными на счетах (что в 2700 раз меньше) и ни слова про заказы Nikola.
12. Ключевые партнеры и сторонники Nikola агрессивно обналичивают деньги
Worthington, Bosch и ValueAct продали все свои акции. Worthington продал на 237 миллионов долларов акций за 2 дня в июле и еще на 250 миллионов долларов в августе. Расследователи думают, что они точно знают, что такое компания Nikola, и ожидают, что по мере того, как «партнерство» Николы с GM повысит стоимость акций, ключевые держатели будут продолжать продавать остатки акций. А кто покупает эти акции? Обычные инвесторы-физлица!
13. Сам Тревор позаботился о том, чтобы не потерпеть крушение вместе с кораблем
Он обналичил 70 миллионов долларов во время IPO и изменил срок блокировки оставшегося пакета акций с 1 года до 180 дней (IPO состоялось в начале июня). Если его увольняют, его акционерное вознаграждение немедленно передается, и он имеет право получить ещё 20 миллионов долларов в течение двух лет. Милтон заложил основу для извлечения сотен миллионов из Nikola.
--------
Я не буду занимать здесь определенную позицию. Некоторые аргументы выглядят натянутыми, скриншоты переписок есть конечно же (я не стал их выкладывать, но по ссылке на расследование вы можете ознакомиться с доказательствами), но это всего лишь скриншоты. Компания Hindenburg Research не является крупной компанией с большой историей, но они уже отметились тем, что стали "киллерами" для нескольких хайповых проектов с 2016 года.
Я лишь добавлю ещё несколько занимательных фактов о Nikola:
- Во 2 квартале 2020 года компания отчиталась о выручке 36 тысяч долларов. Как оказалось, это было связано с установкой солнечных батарей в доме у директора компании Тревора Милтона;
- В компании работает сейчас около 250 человек. Неплохо для такой "крупной" компании с капитализацией, превышающей капитализацию Яндекса.
--------
Зачем мне это? Дело в том, что я занимаюсь собственными пенсионными накоплениями, создавая свой мини-пенсионный фонд и покупая в него в том числе и акции американских компаний. Я веду об этом блог в Telegram, откуда эта статья и взята. Я рассказываю о том, как я это делаю в условиях суровой российской реальности.
Nikola уже добавлена в листинг на Санкт-Петербургской бирже, и вскоре будет торговаться и будет доступна для всех россиян. Я стараюсь предостеречь всех от необдуманных решений и дать вам больше информации, потому что фон вокруг Nikola положительный, и может показаться, что это вторая Tesla, и на этом можно заработать. Думайте своей головой, принимайте решение самостоятельно, взвешивайте все точки зрения. Не теряйте деньги.
Очередной Theranos, в общем
Fake it till you make it опять не прокатило
Да это LeEco по-американски
Типа ТРЕвор? Это как если бы Тесла ИЛО
Тревор обос*ался. Сначала грозился дать ответ до конца дня, потом до начала торгов, теперь (когда торги начались) пишет следующее:
Nikola retained outside counsel Kirkland & Ellis LLP and authorized them to reach out directly to the SEC. The allegations are false and deceptive. On advice of counsel however, I won’t comment further now other than saying that we have involved SEC. It is in their hands and ihttps://twitter.com/nikolatrevor/status/1304404741036937223
И затем тут же:
have to let them run their process. I want you to see how I have addressed each point, but it will have to wait to be until the SEC finishes their work. Let's be clear, Nikola approached the SEC, not the other way around. The author wanted emotion and we won't give it to themКак говорится, кто бы сомневался...
А потом и вовсе удалил все свои твиты начинаю с Июля. Но, наверное, это действительно связано с подключением спеицалистов.
Он отрицает, что удалил их и списал это на глюки самого Твиттера. Только странно, что они появились именно после публикации разоблачения. Ещё удивительнее, что не достаёт именно тех сообщений, которые были оставлены аккурат после новости о том, что компания стала публичной:
Following the successful merger vote by VectoIQ shareholders, Nikola Corp. will officially be a publicly traded company (as of June 4) on the NASDAQ stock market as NKLA, replacing VectoIQ’s VTIQБывают же совпадения.
К слову, Тревор не выдержал грандиозного обрушения акций и всё-таки опубликовал несколько снимков пары грузовиков в боксах:
https://twitter.com/nikolatrevor/status/1304432858937741313?s=20
Не знаю, что именно это призвано доказать. По мне, если это всё, что у него есть в наличии, то стоимость компании малость переоценена. Но не могу отдать Тревору должное - очень интересно за перипетиями всей этой истории.
К слову, ему уже предлагали посрамить скептиков, к примеру опубликовав исходный видеоматериал рекламного ролика со мчащимся грузовиком. Казалось бы, чего проще? Да и вряд ли на это надо заручаться согласием юристов. Но Тревор не ищет простых путей - видимо этим гении и отличаются от простых обывателей.
Тяжеленные аккумуляторы по бокам вместо бензобаков... Мда, интересно после какой кочки шасси скрутит, на тех грузовиках которые в наличии.
Комментарий недоступен
тсс, научишь плохому!
Да когда же вы наконец осознаете, что российская реальность - просто няшка по сравнению с реальностью западной.
В части инвестиций для физлиц - так и есть, но все скептически настроены и ждут подставы. Я же пользуюсь офигенными условиями. Но обычно если строить именно так диалог, меня начинают оскорблять и называть наивным идиотом. А так согласен, наши условия ок. Особенно нк рф
Комментарий недоступен
И реклама блога;)
Да какая разница. Я присматривался к GM для инвестирования, а теперь не буду. Пахнет всё это плохо...
Прикол для GM.
Спасибо за саммари.
Добавлю ещё от себя. В разделе вакансии на сайте набирается новый свежий завод работников, это при том, что к концу 22-го они уже машины как пирожки делать.
И я ещё Теслу и Маска ругаю...
А что Маска то ругать? Ну да, ходит чувак по краю, с одной стороны делает то, что обещает и не пытается выдать чужие компоненты за свои, как это делают всякие Тераносы. С другой стороны оценка компании построена в большей части на ожиданиях и эйфории, чем на реальном производстве и доходах, немного не подфартит и ай-ай-ай, придется распродавать заводы. Но думаю подфартит, электромобили и зеленая энергетика в тренде. Будут заливать отрасль деньгами все больше. Собственно история с Николой наглядно показывает тренды. В итоге объемы производства вырастут, долговая нагрузка никуда не денется и расти акции сильно не будут. Вероятно компания прийдет к совпадению доходов, оборотов, долгам с оценкой компании через несколько, может даже пару лет. История с Николой к тому же показывает, что убийцы Теслы не очень успешны, даже при хорошем финансировании.
Оценка говна = говно. Никола со своими амбициозными планами с самого начала вызывала сомнения. Но респект, что хоть солнечные батареи Тревору поставили.
Насчет зеленой энергетики и тренда. Пока дешево заливать бензин - будет бензин. Прорыва для большинства в использовании электрокаров не предвидится. Статистика квартал за кварталом и год за годом это доказывает. И лобби нефтяников никто не отменял.
Практически все автопроизводители отказались от разработки новых моделей двигателей двс. Нефтянники покупают газовые компании и диверсифицируют зелеными технологиями. Прорыв предвидится, потомучто бензиновые авто в развитых странах в трейд ин через 5-7 лет пользования(в развитых странах авто обновляют примерно с такой периодичностью) нафиг никому не нужны будут по нормальной цене. Да и моделей электричек в 20-21 планируется большое количество. Ну и кто купит новый двс авто в конце 2020, если в 2026 двс будут ездить, но продаваться на бу рынке вряд ли?
Так и знал, что это скам. Чуйка не подвела.
Hindenburg Research собрали пруфы о тех вещах, которые в сообществе обсуждают уже месяца 3 :) Но лучше поздно, чем совсем поздно
компания мотор колесо дуюнова на максималках