Wheely пожаловался голландским властям на СП «Яндекс.Такси» и Uber из-за передачи данных Дептрансу Статьи редакции
Это противоречит регламенту Евросоюза о защите персональных данных, за нарушение которого грозит штраф до €20 млн или 4% глобальной выручки за предыдущий год.
Сервис для вызова премиальных автомобилей Wheely обратился в Управление Нидерландов по защите данных (Dutch Data Protection Authority, DDPA) и пожаловался на зарегистрированную в Голландии MLU Ltd. Об этом сообщает Forbes со ссылкой на письмо Wheely.
MLU, совместное предприятие «Яндекса» и Uber, «активно и открыто» передаёт Дептрансу Москвы «чувствительную информацию» о поездках своих клиентов и водителей, говорится в письме. Речь идёт о данных о местоположении.
Это конфиденциальная информация, на основе которой можно вычислить родственные связи и политические, профессиональные, религиозные и сексуальные предпочтения, пишет Wheely.
Это противоречит регламенту Евросоюза о защите персональных данных (General Data Protection Regulation, GDPR), который действует с мая 2018 года, в том числе за пределами ЕС, заявляет Wheely. Регламент утверждает, что на передачу данных третьим лицам должны быть законные основания.
«Законными основаниями» Wheely называет федеральный закон, а московских локальных указов или приказов, в том числе и авторства Дептранса, для этого недостаточно.
За нарушение GDPR компания может получить штраф до €20 млн или 4% глобальной выручки нарушителя за предыдущий год. Максимальный штраф непосредственно от DDPA ниже — €1 млн, утверждает Forbes со ссылкой на исследование консультантов Dentons.
Wheely неоднократно предупреждал MLU о нарушениях и призывал их прекратить: например, глава сервиса Антон Чиркунов писал об этом операционному директору «Яндекса» Грегу Абовскому и предупреждал, говорится в письме. Тогда Чиркунов предупреждал, что будет вынужден доложить о нарушениях голландскому регулятору.
«Мы комментируем конкретные случаи только когда провели расследование и обнаружили нарушение GDPR», — заявили изданию в DDPA.
В «Яндекс.Такси» отказались от комментариев. В Дептрансе на момент публикации заметки не ответили на запрос издания.
- 12 мая 2020 года московские власти позволили сервисам перевозок по заказу вернуться к работе после ограничений из-за пандемии, если компании будут соблюдать санитарные требования и передавать данные о водителях, статусе машины и геолокации в Единую региональную навигационно-информационную систему (ЕРНИС) Дептранса.
- Wheely отказался передавать данные, и московский суд в августе приостановил работу сервиса на 90 дней.
- В сентябре сервис пожаловался в Офис уполномоченного по информации в Великобритании (ICO) на давление со стороны московских властей из-за приостановки работы. Ответа от регулятора пока не было, рассказал Forbes представитель Wheely.
- Все остальные игроки московского рынка, включая «Яндекс.Такси» и Uber, сотрудничают с Дептрансом, заявлял в июле руководитель ведомства Максим Ликсутов.
- Дептранс собирает в ЕРНИС данные о передвижении общественного транспорта, транспорта ЖКХ и скорой помощи, а службы такси подключили к системе в 2017 году.
- В 2017 году Дептранс потребовал делиться данными и от Wheely, говорит Чиркунов. «Когда мы смогли объяснить, что мы не такси, а сервис перевозок по заказу (у Департамента нет на этом рынке полномочий, деятельность на федеральном уровне регулируется Ространснадзором), то тон существенно смягчился», — заявил он.
Обновлено 8 октября. В «Яндекс.Такси» заверили, что передают всю информацию конфиденциально.
Комментарий недоступен
Зайдите на канал Медиакиллер в Telegram и вбейте "Wheely". Много интересного узнаете.
Комментарий недоступен
"Недавно мы писали, что сервис перевозок Wheely попался на нецелевых расходах денег инвесторов (они закупали рекламу постов-срачей Чиркунова с властями Москвы в твиттере, покупали заказухи у блогеров-таксистов на YouTube). Некоторые ситуации должны дойти до такой стадии абсурда, чтоб безумие их участников раскрылось во всей красе, и, кажется Wheely постигла именно эта бесславная участь: попытку разыграть карту борьбы за прайваси с государством не оценили в американском Forbes, а скоро грядет и скандал с водителями. То есть Wheely, которые якобы отстаивали права водителей, попали в свою же ловушку - водители теперь требуют от них прозрачности истории со своими данными.
Напомним, прямо сейчас действует 90-дневный запрет суда на работу Wheely в Москве. Офис компании опечатан, но перевозки Wheely не приостанавливаются, что Чиркунов даже не думает скрывать. С учетом того, что его адвокаты в это время подают ходатайства о досрочном помиловании, это прямая роспись в нарушении закона и двуличии. С предельно ясным намеком про это написали в Forbes США, без формулировок вроде «Wheely борется с российским data-диктатом, защищая данные пользователей», как это привык транслировать Чиркунов. Написали как есть: власти Москвы требовали данные водителей для безопасности пассажиров, а Wheely их передавать не стали и теперь работают нелегально.
Самое смешное, что в статье Чиркунов ссылается на Общее положение о защите данных (GDPR), которое он якобы нарушит, если предоставит данные водителей государству. НО GDPR ЭТОГО И НЕ ЗАПРЕЩАЕТ! Зато GDPR запрещает компаниям использовать личные данные сотрудников, о которых те не знают. Почитайте, сейчас в Британии на эту тему крупный скандал — водители судятся с Uber за то, что тот использует их данные о стиле вождения и общении с пассажирами, чтоб ранжировать доход таксистов. А теперь еще и самих Wheely обвинили в этом: председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что оператор премиальных такси Wheely сам нарушает общее положение о защите данных.
Учитывая все абсолютно идиотские причины для страйков и увольнения водителей из Wheely, которые они узнают случайно — мятая рубашка, цвет брюк, спущенная маска — Чиркунов сам является прямым нарушителем GDPR, не раскрывая водителям как эксплуатирует их данные и за что увольняет.
Вспомним, как GDPR применяется на практике: финский орган по защите данных расправился с шведской финансовой фирмой Svea Ekonomi за отказ сообщить 83-летнему мужчине, что автоматизированные системы посчитали его слишком старым для кредита. Деду просто отказали без объяснения причин, а он пошел в суд, который выиграл, опираясь на GDPR.
Wheely решили пиариться на теме защиты данных, значит должны быть сами кристально честными по отношению к своим сотрудникам. Но сейчас сами же попали в свою ловушку с GDPR: если пара недовольных хитрыми схемами водителей Wheely обратятся в органы по защите данных, 30 миллионов долларов инвестиций, которые так нужны Wheely, утекут к кому-то более расторопному — тому, кто понимает, что прежде чем разворачивать сомнительную пиар-кампанию, нужно спрятать все собственные косяки.
Кстати, отдельно смешно, что сыночка экс-губернатора побежал жаловаться на российские власти в Лондон. Это прямо новая реальность какая-то униженных и оскорбленных детей проворовавшихся толстопузов из власти."
Комментарий недоступен