Логистика недалекого будущего или куда грузы покатятся
Как изменится логистика в ближайшие 10 лет? В конце года правительство РФ приняло Транспортную стратегию до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Разработанный Минтрансом проект амбициозен и отвечает общемировым трендам – ориентация на клиента, цифра, развитие инфраструктуры. Мы решили сравнить планы государственного масштаба с теми тенденциями, которые уже есть на рынке и понять, что нужно для их реализации.
Что там в мире?
Будущее, которое рисует мировая транспортная отрасль, безусловно, пересекается с отечественным вектором. Согласно “Радару логистических трендов” DHL, один из ключевых трендов – цифровизация. В первую очередь аналитика больших данных и машинное обучение.
Исследовательская компания Statista, данные которой приводит РБК, прогнозирует рост рынка ИИ в мировой транспортной отрасли и логистике до $10,3 млрд к 2030 году. По оценке экспертов Accenture, 65% компаний в логистике и перевозках уже испытывают или используют в работе решения на базе ИИ. Причем, один из наиболее ярких примеров использования ИИ в сфере логистики — системы предиктивной аналитики. Инвестиции в стартапы в логистике за последние десять лет в 3,5 раза больше средней цифры по всем отраслям.
Клиентоориентированность – другой тренд, который по мнению специалистов DHL, будет определять лицо отрасли в ближайшие 5-10 лет. Партнеры, пользующиеся услугами логистических компаний, все больше стремятся получить быструю, удобную и качественную транспортировку грузов, и доставку их в установленный срок. К слову, клиентоориентированные компании на 60% прибыльнее тех, что не фокусируются на клиентах, отмечает РБК со ссылкой на данные Deloitte.
А у нас?
Отечественная транспортная отрасль следует в русле мировых трендов. Представляя новую Транспортную стратегию, министр транспорта РФ Виталий Савельев отметил, что в центр внимания – интересы клиентов: пассажиров и грузовладельцев. Клиентоцентричность нашла свое отражение даже в структуре документа: впервые стратегия структурирована не по видам транспорта, а по категориям услуг для населения и бизнеса.
Предпосылками к обновлению Транспортной стратегии стали как макроэкономические показатели, так и значительные технологические изменения, произошедшие и в России, и в мире. Поэтому в числе главных задач новой стратегии не только повышение транспортной доступности территорий, увеличение мобильности населения, рост объемов и скорости транзита грузов, но и цифровая трансформация отрасли, ускоренное внедрение новых технологий.
Развитие клиентского сервиса, цифровизация и повышение операционной эффективности – не новые тренды, крупные логистические компании уже уверенно движутся по этому пути и в B2C-, и в B2B-сегментах. Эти «три кита» лежат и в основе пятилетней стратегии Первой грузовой компании (ПГК), к реализации которой мы приступили еще в 2019 году. В последнее время скорость и масштаб изменений в отрасли усиливаются и для того, чтобы оставаться конкурентоспособными – важно не только следовать современным тенденциям, но и задавать тренды.
Путешествие к клиенту
Для развития отношений с клиентом в ПГК внедрили так называемый Customer Journey Map («клиентский путь») – метод, который предлагает поставить себя на место клиента, благодаря этому – идентифицировать и быстро исправить наиболее актуальные клиентские проблемы.
Так, еще в самом начале «клиентского пути» в компании поняли, что каждому новому клиенту для начала работы с ПГК нужно собрать аж девять (!) документов. Хотя любой пользователь онлайн сервисов знает, что для начала работы с каким-нибудь приложением на смартфоне зачастую достаточно эсэмэской подтвердить номер телефона. В итоге оптимизации количество необходимых для работы документов удалось сократить до двух.
Другой пример – скорость согласования заявки. Раньше эта процедура занимала три-четыре дня, хотя тот же опыт онлайн заказа такси показывает: для современных сервисов норма – это минуты. Понятно, что между легковым автомобилем и грузовым составом разница есть, но почему нельзя подтверждать заявку день в день? Мы нашли способ сделать и это.
По сути, все цифровые решения, которые реализует компания сегодня – цифровые модели, предиктивная аналитика и прочее, – все они направлены на то, чтобы повысить уровень клиентского сервиса, обеспечить партнеров вагонами в те сроки и в том объеме, который им требуется.
Цифра к цифре
Как и любая отрасль, которая имеет дело с материальными объектами, грузовые перевозки по железной дороге еще не скоро станут полностью цифровыми. Есть операции, где физическое присутствие представителя компании необходимо – например, приемка вагонов в вагоноремонтном депо. Искусственному интеллекту, пожалуй, рановато доверять функции «материально ответственного лица».
Другое дело, что в грузоперевозках много алгоритмизируемых операций, а значит – много данных, которые можно использовать как для принятия решений оператором, так и предоставляя на их основе новые удобные сервисы клиенту. И если сегодня это вопрос конкурентоспособности, то завтра станет вопросом выживания бизнеса.
Мы поняли это одними из первых. В результате буквально за несколько лет создан целый спектр цифровых сервисов. Это и система прогнозирования спроса, которая помогает клиенту оценить, когда и в каком объеме ему понадобятся вагоны, и «Цифровой вагон», осуществляющий предиктивную аналитику технического состояния подвижного состава, и «Навигатор», помогающий подобрать вагоны, которые могут прибыть на нужную станцию быстрее и с меньшими затратами...
Экономический эффект от использования этих продуктов превышает затраты на их разработку и команду. Не в последнюю очередь именно ставка на «цифру» позволила компании закончить непростой 2020 год с чистой прибылью в 26,2 млрд рублей и выросшим на 6% грузооборотом – несмотря на «ковидный» спад объемов перевозок в целом по отрасли.
Спрос на людей
Дальнейшее развитие клиентских сервисов и цифровых технологий, наряду с обновлением подвижного состава – один из ключевых приоритетов ПГК, как и отрасли в целом. Согласно стратегии компании, на эти цели планируется направить до 80 млрд рублей инвестиций.
Очевидно, что нужны те, кто будет искать и внедрять эти цифровые решения. В ПГК уже в следующем году количество IT-специалистов составит четверть от общего числа сотрудников. И это явно не предел. Вырастут объемы входящих данных – значит, потребуются новые data-инженеры и аналитики, которые помогут их качественно собрать и обработать, Развитие клиентских сервисов создает спрос на специалистов на стыке маркетинга, логистики и IT, способных разрабатывать индивидуальные логистические схемы и сервисные программы для конкретных клиентов.
Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть на наши вакансии на HH.RU.