Вся правда об электромобилях: DiDi отвечает на самые популярные вопросы пользователей VC
Чем ближе становится мир, по дорогам которого передвигается в большинстве своем электротранспорт, тем горячее обсуждается эта тема. На счет электрических автомобилей с каждым днем появляется все больше мнений, наблюдений, мифов и устаревших стереотипов. Сервис по заказу поездок DiDi решил ответить на популярные комментарии пользователей, в которых они сомневаются в большом будущем электрокаров. Спойлер: сомнения проверку фактами не выдержали.
Производство электрических автомобилей пока что и правда связано с экологическими издержками. Но если посмотреть на весь жизненный цикл — производство, эксплуатация, утилизация, — то окажется, что электромобили значительно меньше воздействуют на природу, чем их аналоги с двигателем внутреннего сгорания. На сколько именно меньше, можно прочитать в отчете, который в июле 2021 года представил Международный совет по экологичному транспорту (ICCT). В исследовании учитывались выбросы парниковых газов от электромобилей среднего размера, которые были зарегистрированы в Индии, Китае, США и Европе за последний год. Лучше всего экологический эффект проявился в Европе, где уровень выбросов электрокаров за жизненный цикл на 66-69% ниже по сравнению с бензиновым или дизельным автомобилем. В США электромобили производят на 60-68% меньше выбросов. В Китае и Индии, где значимая доля электричества генерируется угольными электростанциями, этот показатель ниже. Но и там уровень выброса электрокаров меньше, чем у автомобилей с ДВС: в Китае — на 37-45%, в Индии — на 19-34%.
Кроме этого, ученые работают над созданием новых типов батарей, в которых перечисленные в вопросе металлы (литий, никель, кадмий, кобальт) либо совсем не нужны, либо нужны в сильно меньшем количестве. Например, в Техасе в лабораторных условиях уже создали топливный элемент без кобальта, способный держать такую же емкость, как и его стандартные аналоги.
На самом деле средняя дистанция, которую могут преодолевать новые модели электромобилей без подзарядки, впечатляет. Как подсчитало Агентство по охране окружающей среды США, в среднем они способны проезжать 400 км, а некоторые модели — до 650 км. И если пока еще в некоторых странах (в том числе и в России) на этом пути можно и правда не встретить придорожную станцию для подзарядки, то в ближайшие годы ситуация изменится. Большинство стран мира заявляет планы и публикует стратегии по развитию в ближайшие годы инфраструктуры для электрокаров. Есть такая цель и у России — к 2030 году власти планируют построить 80 тыс. зарядных станций. Но уже сейчас есть прецеденты длительных поездок, и удачно завершилось несколько кругосветных путешествий на электромобилях. В будущем удобство пользования электрокарами продолжит повышаться. В некоторых странах, например, Норвегии, запускают сети питания, работающие через Wi-Fi, чтобы машины заряжались на ходу. Уже созданы и концепты электромобилей, работающих на солнечной энергии, и проекты зарядных ветряных станций.
Что же касается дороговизны электромобилей, разумнее всего учитывать в подсчетах не только цену покупки, но и стоимость эксплуатации. И по второму показателю электромобили в среднем на 20% дешевле своих бензиновых аналогов. Дело не только в том, что электроэнергия стоит меньше жидкого топлива. Экономия достигается еще и за счет техобслуживания: в электромобилях попросту нет фильтров, масла и других деталей и комплектующих, которые нужно регулярно менять.
Инфраструктура для развития электротранспорта развивается — точно так же, как и вся отрасль экологичной мобильности. В России уже существуют проекты поддержки электрических автомобилей, особые зоны для их тестирования и льготы для их покупателей. Например, в Москве владельцы электрокаров активно пользуются возможностью парковаться и заряжаться на станциях подзарядки бесплатно. В августе 2021 года правительство утвердило концепцию развития электротранспорта до 2030 года — в соответствии с ней в стране скоро будет создана база для массового производства электрокаров. Логично, что рука об руку с этим шагом будет идти и адаптация инфраструктуры.
Процесс интеграции электрокаров в повседневную жизнь общества не может «спускаться» сверху вниз, в нем участвуют сразу несколько сторон. Все больше компаний и жителей переходят к осознанному потреблению, где забота об окружающей среде — один из важнейших приоритетов. А использование машины на электрической тяге становится одной из составляющих этой заботы.
Россия давно взяла курс на постепенное снижение зависимости от природных ресурсов в структуре экономики — и сдвиги в этом направлении уже есть. Поэтому для нефтяных компаний снижение спроса на их продукцию не станет чем-то непредвиденным. Им придется адаптироваться к этому тренду, иначе они рискуют потерять свою роль как в российской, так и в мировой экономике. При этом сам энергетический сектор все меньше зависит от нефтегазовых продуктов. Доля энергии, полученной с помощью возобновляемых источников, растет — в том числе и в России. В совокупности почти 40% электричества в стране генерируют ГЭС и АЭС. Мы учимся добывать и хранить электроэнергию более эффективными способами и безопаснее для окружающей среды. Крупные российские компании, в том числе государственные, активно разрабатывают технологии для этого — например, в Роснано занимаются вопросами накопления энергии.
Системы управления беспилотным автомобилем программируются так, чтобы в экстремальных ситуациях машина тормозила по возможности мягко и пассажир оставался в безопасности. Искусственный интеллект способен просчитать такие сценарии куда лучше водителя-человека. Человек принимает решения в сложных ситуациях инстинктивно. По некоторым исследованиям, на это у него уходит от 0,6 до 1,5 секунды. В то же время робот гораздо быстрее обрабатывает всю доступную ему информацию, оценивает риски и принимает действия, чтобы предотвратить аварию. Человек устает, не замечает детали, смотрит в смартфон во время вождения. А беспилотные технологии без устали считывают информацию от лидара, камер с 360-градусным обзором, сенсоров и в целом «видят» ситуацию на дороге гораздо полнее. Не говоря уже о том, что автопилот никогда не отвлечется и не заснет за рулем.
Смысл в том, что такси может стать сегментом рынка, через который электротранспорт быстрее и эффективнее «войдет» в повседневную жизнь. Да, электрокары пока действительно дороже своих аналогов, а инфраструктуру для них еще предстоит довести до совершенства. Купить их в личное пользование может далеко не каждый. Но заботиться о природе и переходить на экологичный транспорт нужно уже сейчас. По прогнозам, в России к 2025 году в сфере пассажирских перевозок будет занято около 700 тыс. автомобилей. Если хотя бы часть этого огромного парка перейдет на электрическую тягу, экологическая ситуация по всем регионам страны улучшится.
При этом компании, работающие в сфере такси, обладают ресурсами для ускорения этого процесса. Они даже становятся флагманами разработки специальных электромобилей для такси. Например, DiDi совместно с автопроизводителем BYD выпустили модель электромобиля D1 для работы в такси. При его разработке учитывались миллионы рекомендаций и отзывов водителей и пассажиров. Результатом стал автомобиль с повышенной безопасностью, эффективностью в эксплуатации и высоким уровнем удобства для водителей и пассажиров. Электрокар умеет предупреждать о сходе с полосы и определять усталость водителя, анализируя его сосредоточенность на дороге. В нем есть кнопка SOS, внешний и внутренний видеорегистратор, а вход водителя в систему происходит с помощью функции распознавания лиц. Такие модели электрокаров как D1 помогут пользователям такси оценить электротранспорт по достоинству и убедиться в его безопасности, удобстве и экологичности.
Комментарий недоступен
Alex, точные сроки пока не назовем, но, разумеется, планы на расширение у нас есть. Ну а насчет отзывов: мы благодарны за любые. Они помогают найти недочеты и сделать сервис лучше.
Ваши электромобили JAC iEV7S в Краснодаре с фотографии нарушают ПДД.
Семен, здравствуйте! Если правильно понимаем, вы стали свидетелем нарушения ПДД автомобилем нашего сервиса? Если можно, пришлите нам подробности на электронную почту [email protected]. Обязательно со всем разберемся. И благодарим за неравнодушие.
Нет, вы неправильно понимаете, а включаете дурака. У вас в посте на заглавной фотографии (которую вы уже выпилили) автомобили нарушали ПДД.
Привет. До какого числа можно посмотреть в Сколково на BYD D1? Где еще можно посмотреть будет данную модель после окончания презентации в Сколково? С кем можно обсудить возможность покупки BYD B1 для такси и сотрудничества по предоставлению мобильных DC станций зарядки для таксопарков, которые запустят BYD D1?
Андрей, здравствуйте! Рады, что проект вам интересен.
Наш D1 выставлялся в рамках форума "Открытые инновации", который проходил всего один день, 7 декабря. Поэтому сейчас на него посмотреть уже не получится. Но мы обязательно будем рассказывать о всех так или иначе связанных с ним новостях здесь и на наших страницах в соцсетях. И как только будем готовы обсудить сотрудничество и продажи - тоже напишем. Всё только начинается! :)