«Мы забрали чужую собственность»: что происходит с авиацией и на чём теперь будут летать россияне Статьи редакции
Главное из репортажа «Редакции».
- Гражданская авиация — одна из самых импортозависимых отраслей российской экономики. Авиапарк местных компаний, который до «военной операции» вмещал около 1000 лайнеров, состоял в основном из иностранных самолётов, говорит «Редакции» авиаэксперт Фёдор Борисов. Например, в парке «Аэрофлота» было 185 самолётов и только 9 из них российского производства.
- Большая часть флота компаний находится в лизинге, так как арендовать суда им проще и выгодней, чем покупать. Обычно самолёты можно брать в операционный или финансовый лизинг. В первом случае компания эксплуатирует самолёт, платит за аренду и спустя какое-то время возвращает его лизингодателю. А при финансовом лизинге компания в течение нескольких лет выплачивает полную стоимость самолёта, а затем может получить его в собственность.
- Чаще всего контракты заключали по первой схеме. Поэтому в феврале после того, как ЕС обязал лизинговые компании разорвать договорённости с перевозчиками из России и отозвать свои самолёты, у российских компаний не получилось их выкупить. Как писал РБК, им нужно было вернуть 500 лайнеров на $20 млрд. Но значительная часть из них всё же осталась в России: Минтранс предложил их не возвращать без решения специальной комиссии, а за аренду платить в рублях.
Часть иностранных самолётов тогда перевели в российский реестр, а Росавиация выдала им сертификаты лётной годности, которые были отозваны европейским регулятором в марте. С точки зрения международного права это незаконно. Двойная регистрация недопустима, самолёт может быть зарегистрирован только в одной стране, говорит юрист Олег Аксаментов. Поэтому выполнять международные рейсы такие самолёты не могут — скорее всего, их арестуют.
Теперь среди всех самолётов в парке авиакомпаний легально летать за границу могут всего несколько иностранных лайнеров, принадлежащих российским компаниям, а также суда российского производства. А именно 148 самолётов Sukhoi Superjet 100.
- SSJ-100 эксплуатируются с 2011 года. В максимальной компоновке они перевозят до 103 пассажиров. Это ближнемагистральные самолёты, дальность их полётов ограничена. В 2019 году на них перевезли 5,7 млн человек — это всего 4,4% от общего пассажиропотока всех российских авиакомпаний. Самолёты критиковали из-за частых поломок и дороговизны проекта — об этом писал The Bell.
- К тому же они на 70% состоят из импортных комплектующих, которые тоже в феврале попали под санкции, говорит Литвинов. Например, моторы для них выпускала франко-российская компания PowerJet. Она уже приостановила их отгрузку и обслуживание, после чего с ремонтом лайнеров начались проблемы.
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в «Ростех») работает над тем, чтобы выпустить Sukhoi Superjet New — это тот же SSJ-100, но с импортозамещёнными запчастями. Его первый полёт с российским мотором запланирован на 2023 год, а серийный выпуск самолёта должен начаться в 2024 году.
- Выполнять международные рейсы в будущем сможет также среднемагистральный самолёт МС-21. Его хотели выпустить ещё в 2017 году, но сроки постоянно сдвигались. Предполагалось, что он получит американские двигатели от компании Pratt & Whitney. Но в марте поставки прекратились, а ОАК сообщила, что выпустит в этом году два лайнера вместо четырёх.
В марте сразу после того, как возникли проблемы с покупкой комплектующих, несколько крупных российских авиакомпаний наладили альтернативные маршруты поставок, говорит Пантелеев. Тем не менее «Победа» объявила, что сократит флот с 41 до 25 лайнеров, а списанные самолёты пойдут на запчасти.
Из-за санкций и невозможности покупать сертифицированные комплектующие напрямую у производителя, могут возникнуть проблемы с безопасностью полётов, говорит Борисов. Так произошло, например, с Ираном: в первые годы санкций власти выпустили из-под контроля поставки запчастей из третьих стран, на самолёты ставили буквально всё подряд, и спустя какое-то время они стали падать.
По его словам, чтобы этого не допустить в России, правительству нужно выработать новую систему, которая бы позволила оценить, какой контрафакт безопасен, а какой нет.
- Но по мнению Тимура Тынчерова, директора по планированию S7 Technics, иранский сценарий в России маловероятен. Он объясняет, что у каждой запчасти есть свой паспорт. А в Федеральных авиационных правилах указано, деталь с каким паспортом специалист может поставить на самолёт.
- Просто завезти комплектующие из третьих стран и поставить их на судно невозможно, говорит Тынчеров. Это общемировые правила, которые действует и в России. Чтобы в этой схеме что-то поменялось, в стране надо изменить закон.
Представьте, берете вы машину в кредит на 5 лет. Исправно платите 4 года, а на 5 год, банк вдруг решает не принимать ваши деньги. Вы отправляете им деньги- они их не принимают. Вы приезжаете в банк- суете им деньги - а они "нет, мы не можем, нам сверху постучали".
А потом банк говорит- отдавайте машину, вы за нее не платите.
Что вы будете делать? ездить на своей машине? или посушаетесь банка?
Берете машину в кредит, ездеете 4 года, на 5 год устраиваете террористический акт и вас садят в тюрьму с блокировкой счета, платить за машину вы больше не можете и по закону должны отдать банку
Комментарий удален модератором
Если у клиента заблокирован счет то это клиент не способен исполнять свой договор с банком, поэтому машину отбирают
Комментарий удален модератором
"Но так никогда не работало и не работает."
Вообще-то это так и работает. Если у клиента заблокирован счет (например по признанию в экстремизме в реалиях рф), то он не может ни с кем расплачиваться, осуществлять переводы по счетам и тд, что вызывает просрочку по долгам/ипотекам и тд, и банк соответственно принимает меры.
Комментарий удален модератором
И я правильно понимаю что в вашем понимании любое воровство, убийство, геноцид, развязывание войн и тд можно обосновать суверенитетом и это будет универсальным ответом на любое совершенное преступление в рамках международных отношений? То есть оправдывая суверенитетом можно творить абсолютно что угодно, а те кто против- посягают на этот суверенитет
Комментарий удален модератором
"США напали на десятки стран, убили миллионы и миллионы, последствия на многие поколения. И что?"
Ну США никого не оккупировали и к себе не присоединяли, более того эти страны и никто больше не признавал сша агрессором и активно против не высказывался, значит всех все устраивало
"Где ваши выпученные глазки и сжатые кулачки? Все хорошо?"
Все болен чем хорошо ибо США нападали на диктатуры и человеческоненавистнические режимы, которые занимались геноцидом и развязыванием войн, ни на одну демократию США не нападали
"США украли 300 миллиардов долларов. Просто взяли и не вернули."
Да, в условиях войны которую начала РФ США так поступили ибо Россия агрессор и напала на дружественную США страну, если закон о санкциях позволяет им это сделать, то рф знало на что шло, учитывая опыт Ирана. Если не хотите соблюдать мировую безопасность то и получайте мировую изоляцию что даже Казахстан обещает соблюдать санкции
"Иран уже через это прошел, у него и украли деньги. а потом еще покупали нефть, а оплату за нее... замораживали"
Зная это зачем надо было вступать на те же грабли?
"Но самое главное, при чем тут аэрофлот?"
Аэрофлот не причем, просто санкции введены против государства и его контрагентов. Аэрофлот часть этого государства, если бы он был не аэрофлотом а туркиш аирлайнсом санкции не ввели бы
" Да, сегодня эти шулера громят РФ и вам это нравится. но завтра шулера все равно останутся шулерами и они распатронят уже вас и никто вам не поможет."
Пока что только рф меня растрапонивает последние лет 5, все что дали мне сша начиная от культуры, игр и моей айти специальности было мне во благо, все что мне дала и дает рф - получаю только убытки и ограничения.
Комментарий удален модератором
Даже немного не так. Автократии и прочие диктатуры - 100% зло, либеральные демократии - 50/50, социальные государства типа скандинавских - больше добро, чем зло. То что в Америке и Европе есть проблемы, не означает что фашистский режим рф добро
Комментарий удален модератором
Да, абсолютно идентичная ситуация с Россией, у немцев тоже была автократия, реваншистские настроения после проигрыша в войне(в случае с Россией холодной), боль по утраченным территориям с этническими немцами(русскими) и антилиберализм, запрет на демократию. По всем признакам подходит под текущую РФ
И к тому же я вам кажется говорил что в либеральных демократиях 50 добра и 50% зла, их никто не идеализирует, проблема в том, что в автократиях 100% зла, в них нет ничего хорошего и все что они делают идет населению во вред. Я всю жизнь живу в России и всю жизнь недоволен этим, даже когда зарабатывал 1 млн руб в месяц до спецоперации, мои родственники много лет живут в ЕС и всем довольны хоть и зарабатывают 3 тысячи евро на двоих и живут с ипотекой, я когда у них пожил немного - впервые почувствовал себя просто счастливым из-за нахождения в той стране, приехал в рф- опять вечный депрессняк, ненависть ко всему миру и вечные проблемы с банальными вещами вроде кокаколы и айфонов которые норма для всего мира
Комментарий удален модератором
"страна в мире, страна, на совести которой миллионы и миллионы убитых и искалеченных жизней - либеральная демократия."
Советский союз никогда не был либеральной демократией и гитлеровская германия тоже. Жертвы США не дотягивают даже до 1 млн человек
"Что касается счастья, то я не встречал счастья в Европе"
Только что из Европы- люди реально позитивные, счастливые, да, есть жалобы на дорогой бензин, но помимо этого все остальное просто шикарно, и товары есть, и уровень жизни и медицины который нам не снился, и уровень зарплат, и в целом это все что есть в рф но намного лучше.
"мечтает на пенсию переехать жить в РФ"
А почему не сейчас? Почему это он будет ждать до пенсии? И он в курсе что в рф пенсия 15 тыс руб против 1800 евро в европе?
Нет, Америка не добро, и Россия не зло, просто у правительства РФ ценности, цели и методы их достижения не совпадающие с декларацией прав человека ООН и государство настроено на уничтожение собственного и соседнего населения и передачу суверенитета Китаю, США и Европа в первую очередь ориентированы на благополучие и уровень жизни своих граждан
Государство находится над банком и над клиентом.
Государство банка находится над банком, банк выполняет законы государства, в котором он работает. Государства решили что другое государство ответственно за развязывание агрессивной войны и ввели санкции, санкции сделали невозможным работу по договорам и самолеты попросили вернуть из аренды обратно, клиент решил украсть эти самолеты потому что находится не в юрисдикции банка и ему за это ничего не будет, это как если бы приезжего признали террористом по 282 и заблокировали счета, а он вместо отдачи машины угнал ее к себе на родину в ***стан где банк не может его достать
Комментарий удален модератором
Ну с этой точки зрения так и есть, но я отвечал на пример комментатора выше