{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Мы забрали чужую собственность»: что происходит с авиацией и на чём теперь будут летать россияне Статьи редакции

Главное из репортажа «Редакции».

  • Гражданская авиация — одна из самых импортозависимых отраслей российской экономики. Авиапарк местных компаний, который до «военной операции» вмещал около 1000 лайнеров, состоял в основном из иностранных самолётов, говорит «Редакции» авиаэксперт Фёдор Борисов. Например, в парке «Аэрофлота» было 185 самолётов и только 9 из них российского производства.
  • Большая часть флота компаний находится в лизинге, так как арендовать суда им проще и выгодней, чем покупать. Обычно самолёты можно брать в операционный или финансовый лизинг. В первом случае компания эксплуатирует самолёт, платит за аренду и спустя какое-то время возвращает его лизингодателю. А при финансовом лизинге компания в течение нескольких лет выплачивает полную стоимость самолёта, а затем может получить его в собственность.
  • Чаще всего контракты заключали по первой схеме. Поэтому в феврале после того, как ЕС обязал лизинговые компании разорвать договорённости с перевозчиками из России и отозвать свои самолёты, у российских компаний не получилось их выкупить. Как писал РБК, им нужно было вернуть 500 лайнеров на $20 млрд. Но значительная часть из них всё же осталась в России: Минтранс предложил их не возвращать без решения специальной комиссии, а за аренду платить в рублях.
  • Часть иностранных самолётов тогда перевели в российский реестр, а Росавиация выдала им сертификаты лётной годности, которые были отозваны европейским регулятором в марте. С точки зрения международного права это незаконно. Двойная регистрация недопустима, самолёт может быть зарегистрирован только в одной стране, говорит юрист Олег Аксаментов. Поэтому выполнять международные рейсы такие самолёты не могут — скорее всего, их арестуют.

У вас угнали машину, перебили номера, поставили на учёт и получили документы. Министр транспорта так и сказал об этом, [мы забрали чужую собственность].

Андрей Литвинов, командир Airbus A320
  • В результате арестов российские компании уже потеряли 78 самолётов. В последний раз за рубежом задержали судно «Аэрофлота». Его арестовали на Шри-Ланке в начале июня по требованию ирландской лизинговой компании. Но почти сразу арест сняли: помогли договорённости между властями России и Шри-Ланки.
  • Теперь среди всех самолётов в парке авиакомпаний легально летать за границу могут всего несколько иностранных лайнеров, принадлежащих российским компаниям, а также суда российского производства. А именно 148 самолётов Sukhoi Superjet 100.

  • SSJ-100 эксплуатируются с 2011 года. В максимальной компоновке они перевозят до 103 пассажиров. Это ближнемагистральные самолёты, дальность их полётов ограничена. В 2019 году на них перевезли 5,7 млн человек — это всего 4,4% от общего пассажиропотока всех российских авиакомпаний. Самолёты критиковали из-за частых поломок и дороговизны проекта — об этом писал The Bell.
  • К тому же они на 70% состоят из импортных комплектующих, которые тоже в феврале попали под санкции, говорит Литвинов. Например, моторы для них выпускала франко-российская компания PowerJet. Она уже приостановила их отгрузку и обслуживание, после чего с ремонтом лайнеров начались проблемы.
  • Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в «Ростех») работает над тем, чтобы выпустить Sukhoi Superjet New — это тот же SSJ-100, но с импортозамещёнными запчастями. Его первый полёт с российским мотором запланирован на 2023 год, а серийный выпуск самолёта должен начаться в 2024 году.

  • Выполнять международные рейсы в будущем сможет также среднемагистральный самолёт МС-21. Его хотели выпустить ещё в 2017 году, но сроки постоянно сдвигались. Предполагалось, что он получит американские двигатели от компании Pratt & Whitney. Но в марте поставки прекратились, а ОАК сообщила, что выпустит в этом году два лайнера вместо четырёх.

Сделать опытный самолёт, в котором все системы будут полностью российского происхождения, и освоить серийное производство с высоким темпом выпуска комплектующих — это две разные задачи. Главный вопрос, как скоро мы сможем от штучного производства перейти к серийному.

Олег Пантелеев, авиаэксперт
  • В марте сразу после того, как возникли проблемы с покупкой комплектующих, несколько крупных российских авиакомпаний наладили альтернативные маршруты поставок, говорит Пантелеев. Тем не менее «Победа» объявила, что сократит флот с 41 до 25 лайнеров, а списанные самолёты пойдут на запчасти.

  • Из-за санкций и невозможности покупать сертифицированные комплектующие напрямую у производителя, могут возникнуть проблемы с безопасностью полётов, говорит Борисов. Так произошло, например, с Ираном: в первые годы санкций власти выпустили из-под контроля поставки запчастей из третьих стран, на самолёты ставили буквально всё подряд, и спустя какое-то время они стали падать.

  • По его словам, чтобы этого не допустить в России, правительству нужно выработать новую систему, которая бы позволила оценить, какой контрафакт безопасен, а какой нет.

  • Но по мнению Тимура Тынчерова, директора по планированию S7 Technics, иранский сценарий в России маловероятен. Он объясняет, что у каждой запчасти есть свой паспорт. А в Федеральных авиационных правилах указано, деталь с каким паспортом специалист может поставить на самолёт.
  • Просто завезти комплектующие из третьих стран и поставить их на судно невозможно, говорит Тынчеров. Это общемировые правила, которые действует и в России. Чтобы в этой схеме что-то поменялось, в стране надо изменить закон.
0
121 комментарий
Написать комментарий...
Oleg Oleg

Что-то подобное уже слышал уже "верхняя Вольта с атомными ракетами"
а теперь шесть пакетов санкций ввели и всё никак не получается заморить голодом Россию.
Может потому что хер получится?
Экие вы либерасты смешные.
Самое главное наверняка ведь в Нигерии никогда не был и не знаешь как там живётся.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Atmashkin

Про голод вы хорошо упомянули. Только рано. Поставки новой сельхозтехники заморожены, доступа к системам обслуживания у дилеров схт сейчас нет, зч пока есть. У нас нехватка техники это +200% к тому что есть. Мы от голода не помрем, но назвать это нормальной жизнью будет сложновато. Так себе победа.
Да, отечественные трактора и комбайны имеют более половины импортных комплектующих. Пока собирают из остатков. Полностью локальные модели есть, но лишь в качестве номинальных и самых дешевых под госпрограммы. В плане рабочего инструмента они были очень непопулярны.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

война рано или поздно кончится и западу неминуемо придётся договариваться с Россией если он хочет хоть какое-то влияние продолжать оказывать.
Что касается запчастей к сельхоз машинам то они вполне себе идут. И будут идти. сейчас у нас капитализм. вы можете себе представить чтобы Советский Союз продолжал поставлять Германии газ? А мы по-прежнему платим Украине деньги за транзит газа.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Atmashkin

Удобно, когда у вас нет прямых контактов с западными партнёрами, когда не вы _лично_ решаете проблемы оплат и логистики, когда не вы лично объясняете своим партнерам в Европе, США и Украине, что вы в полном ахуе от происходящего, что 20 лет вы доказывали всему миру, что с русскими можно иметь дело и что репутация для нас — не пустое слово.
Я отношусь к тем, которые «бизнес адаптируется, как то там договорятся, к осени будет как обычно». Ну что я могу сказать: ждите.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Гладышев

Ну потеря доверия - это общемировая проблема. Эпоха глобализации заканчивается.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

Думаю что не заканчивается просто переформатируется.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

У меня партнёры в основном на востоке и они как раз в полном охуении от поведения Запада. Например от запрета платежей через swift. Кстати, а перед вами кто-нибудь оправдывался в 2011 году когда Каддафи грохнули?или когда санкции ваодили по абсолютно надуманным поводом вроде трусов Навального или отравления скрипаля?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Atmashkin

Каддафи норм чувак был? Ну ок

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

В нулевых очень много людей путешествовали на машинах на велосипедах на мотоциклах из России в Африку. Лилия была единственной страной где на каждом шагу чиновники не требовали взятки. ну ещё можно почитать про ливийское здравоохранение ливийский проект переброски подземной воды и многое другое что было при Каддафи. Да, поэтому Каддафи ок на фоне особенно других лидеров арабских стран

Ответить
Развернуть ветку
118 комментариев
Раскрывать всегда