{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Электромобили Baker – инженерная удача неудачливого гонщика

Привет! На связи Илья, автор самого крупного телеграм канала про электромобили https://t.me/EVforum. Это вторая статья из серии публикаций, посвященных первому золотому веку электромобилей на рубеже XIX-XX веков.

Грандиозный экономический подъем и рост благосостояния граждан в начале XX века вывели США в безоговорочные лидеры мирового автопрома. Именно тогда на сцену вышли многие гиганты отрасли. Часть из них – успешно работают по сей день, для других стремительный взлет окончился крушением. К числу последних относятся производители электромобилей. Одним из самых ярких представителей этой индустрии стала компания Baker Motor Vehicle Company.

Уолтер Бейкер родился в 1868 году в Иллинойсе. Окончив школу прикладных наук, он устроился инженером в компанию по производству швейных машинок. В 1894 г. Бейкер вместе Генри Моррисом и Педро Сэломом участвовал в создании одного из первых американских электромобилей – Electrobat.

Electrobat

Машина, оснащенная двумя двигателями по 1,5 л. с. каждый могла проехать 40 километров со скоростью до 32,2 км/ч. Несмотря на скромные размеры, авто было тяжелым и неповоротливым. Виной тому была свинцово-кислотная батарея массой 726 килограммов. Чтобы выдержать такой вес, колеса «Бэтмобиля» изготовили из стали (у многих машин того времени они делались из дерева).

Уолтер Бейкер

От экипажей к автомобилям

В 1895 году Бейкер вместе с тремя партнерами создал предприятие, производившее подшипники для карет. Вскоре бизнесмены поняли, что снабжать такими деталями автомобильную промышленность – выгодней и перспективней. Еще через некоторое время Бейкер с коллегами решили сами заняться производством авто. В 1898 г. они основали Baker Motor Vehicle Company. Штаб-квартира фирмы находилась в Кливленде, штат Огайо. Всего через год предприятие выпустило свой дебютный электромобиль.

Двухместный Baker Runabout оснастили двигателем в 0,75 лошадиных сил и 2-скоростной трансмиссией. Машина весила всего 290 кг. и обладала запасом хода порядка 30-35 км. Стоимость новинки составила $850. Второй экземпляр этого электромобиля приобрел Томас Эдисон. Baker Runabout стал первым личным авто великого изобретателя. Кстати, на часть автомобилей Бейкера устанавливались разработанные Эдисоном никель-железные аккумуляторы.

Baker Runabout 1899

Следующим электромобилем компании стал Stanhope. Машина тоже получилась очень легкой – 430 кг. Двигатель в 1,75 «лошадей» позволял этой модели разогнаться до 22,5 км/ч. Запас хода составил 80 километров. Авто продавалось за $1600. Новинку представили в 1900 г., и она сразу же стала самым популярным электромобилем в США. Стоит добавить, что в том году в Соединенных Штатах насчитывалось 8 тысяч авто с двигателями всех типов.

Baker Stanhope

Невезучий Бейкер

Параллельно Уолтер Бейкер загорелся идеей побить рекорд скорости. Специально для этого в 1902 году был построен Baker Electric Torpedo. Автомобиль оснастили 12-сильным мотором фирмы Elwell Parker. Особое внимание уделили аэродинамике – пулеобразный корпус, изготовленный из белой сосны, на десятилетия опередил свое время. Болид вышел тяжелым – 1400 кг. - в основном из-за 40 свинцово-цинковых элементов, которые питали двигатель. Baker Electric Torpedo был двухместным – электромобиль пилотировал сам Бейкер, его механик отвечал за тормоза и переключал батареи по мере их разрядки. Разработка и создание болида обошлись в $10 тыс.

Baker Electric Torpedo scheme

Заезд по улицам Нью-Йорка назначили на 31 мая 1902 г. Главной целью Бейкера было побить автомобильный рекорд скорости в 120,8 км/ч, который всего двумя месяцами ранее установил француз Леон Серполле за рулем парового болида Œuf de Pâques («Пасхальное яйцо»). Понаблюдать за гонкой собрались 20 тысяч зрителей. Всего через 47 секунд после старта электромобиль почти бесшумно разогнался до 120 километров в час, а затем (по некоторым данным) до 170 км/ч. И в этот момент произошло непредвиденное.

Baker Electric Torpedo

Одно из колес Electric Torpedo угодило в трамвайную колею. Гоночная машина потеряла управление, перевернулась и врезалась в толпу зрителей. Погибли два человека, еще пятеро – получили травмы. Бейкер с напарником практически не пострадали – благодаря ремням безопасности, которые в те времена были большой редкостью. Полиция тут же арестовала гонщиков за непредумышленное убийство, но вскоре отпустила – выяснилось, что зрители вышли за ограждение трассы. Из-за трагических последствий рекорд не зафиксировали, а Автомобильный Клуб Америки решил больше не проводить гонок на дорогах общего пользования. Репутация электромобилей получила серьезный удар.

Разбитый болид восстановили, однако в гонках он больше не участвовал. Тем не менее, Бейкер не отказался от идеи установить рекорд. Для этого в 1903 году были построены две одноместных гоночных машины, получившие название Torpedo Kid. На них установили 0,75-сильные моторы от серийного автомобиля Бейкера. В августе оба болида поучаствовали в гонке электромобилей в Кливленде – на этот раз на специально оборудованном треке. Первой машиной вновь управлял Бейкер, второй – пилот по фамилии Крисхольм. По сравнению с авто других участников их болиды выглядели настоящими пришельцами из будущего.

Baker Electric Kid

Поначалу все шло неплохо, однако затем «торпеда» Крисхольма столкнулась с машиной одного из соперников. Оба электромобиля отлетели в сторону зрительских трибун, однако в этот раз обошлось без пострадавших. Бейкер, которого к тому времени окрестили «невезучим», предпочел от греха подальше сойти с дистанции. Некоторое время он еще думал о покорении новых скоростных рубежей, однако этим планам не суждено было сбыться.

Рекорды без гонок

В 1903 г. король Сиама Чулалонгкорн заказал специальную версию двухместного электромобиля Бейкера, отделанную золотом и слоновой костью. Годом позже модельный ряд компании пополнился еще двумя новинками. Обе были двухместными, имели деревянный корпус, среднемоторную компоновку и аккумуляторы из 12 ячеек.

В машинах Baker Motor Vehicle Company впервые применили многие ноу-хау, которые позже взял на вооружение весь мировой автопром. В том числе – первый приводной вал, первые стальные шариковые подшипники, первые конические шестерни заднего моста. Кроме того, многие авто Бейкера имели руль – в отличие от немалой части конкурентов, которые поворачивались с помощью рычагов.

В 1906 году корпорация выпустила 800 электромобилей, став мировым лидером в этой отрасли. К тому моменту в ее каталоге было уже 17 моделей. Спустя год автопроизводитель открыл подразделение электрических грузовиков. Позже оно также начнет собирать полицейские фургоны.

В 1909 г. вышел Baker Queen Victoria – самый роскошный на тот момент автомобиль компании, стоивший $1800. Машину оснастили 2-сильным мотором и аккумулятором на 24 ячейки. Запас хода составил 130 километров. Электромобилю принадлежат несколько рекордов по дальности поездки без подзарядки. Правда, для их установления использовались не штатные батареи, а никель-железные аккумуляторы Эдисона. Самого впечатляющего результата достиг главный инженер Baker Motor Vehicle Company Эмиль Грюнфельд. В конце 1910 г. он на одном заряде преодолел 393 километра. «Королевское» путешествие заняло 19 часов.

1908 Baker Queen Victoria

В 1912 году в продажу поступила еще одна «Виктория», на этот раз без приставки «Queen», но при этом еще более изысканная и дорогая – цена составила $3000. Электромобиль обладал весьма скромным запасом хода – всего 65 км. Тем не менее, один из экземпляров этой модели 16 лет прослужил в гараже американских президентов. Victoria предназначалась для их жен – в общей сложности за ее рулем побывали пять первых леди США.

Авто для Первой леди: первая машина 1912 года, заказанная Белым домом

Популярности электромобилей в начале 1910-х годов способствовал грандиозный энергетический скачок в Соединенных Штатах. Если в 1900 г. в стране были электрифицированы 2% зданий, то уже к 1921 году их доля достигла 37,8%. Соответственно, заряжать аккумуляторы стало гораздо проще. В 1911 г. Baker MotorVehicle Company построила гигантский гараж, в котором одновременно могли заряжаться 66 электромобилей. Также в здании имелись ремонтные боксы на 100 машин.

В 1913 году Бейкер всерьез озаботился вопросом дизайна. К тому времени кузова бензиновых машин уже начали приобретать привычный «автомобильный» вид. На их фоне электрические конкуренты, по-прежнему больше походившие на конные экипажи, выглядели безнадежно устаревшими. Так увидел свет Baker Roadster. 3-местный автомобиль не только получил передовой дизайн, но и стал самой быстрой серийной моделью для компании. 3,5 «лошади» под капотом позволяли родстеру разогнаться 48,3 км/ч. Батареи напряжением 48 вольт, состоящей из 32 ячеек, хватало на 100 км. пробега. Купить новинку можно было за $2250.

Baker Roadster

Параллельно компания продолжала выпускать электромобили с «каретным» дизайном. Среди них были как модели с полностью открытым кузовом (4-местный Baker Surrey), так и закрытые (2-местный Backer CoupeModel L). Также выпускались машины с открытым водительским местом и закрытым пассажирским салоном (4-местный Baker Depot Carriage).

Baker Coupe Model L и другие автомобили того времени

6-местные Backer Landaulet и Backer Brougham Model J стали самыми большими и дорогими серийными легковушками компании – обе весили свыше 1,8 тонн и стоили $4000. Машины оснастили двигателем в 5,9 л. с. и 6-скоростной трансмиссией, имевшей также 3 реверсных передачи. Максимальная скорость этих электромобилей составляла 38,6 км/ч, а запас хода – 80 километров, чего, впрочем, было достаточно в условиях города.

Baker Landaulet

Закат и поглощение

В 1913 г. машины Baker лишились лидерской позиции на рынке. На первое место по продажам электромобилей вышла марка Detroit Electric, которой я посвятил предыдущую статью серии.

В 1915 году продажи компании резко пошли вниз – к тому времени все больше бензиновых автомобилей стали оснащать электрическим стартером. Некоторые производители электромобилей еще держались, «пожирая» менее удачливых конкурентов. В 1916 г. Baker Motor Vehicle Company была поглощена другой крупной электромобильной корпорацией из Кливленда - Rauch and Lang. На протяжении еще 3 лет объединенная компания продолжала выпускать грузовики под маркой Baker.

В 1919 г. Уолтер Бейкер сменил работу, перейдя в совет директоров Peerless Motor Company. Компания производила люксовые автомобили с двигателями внутреннего сгорания и была одним из лидеров в этой сфере. Бейкер умер в 1955 году, на десятилетия пережив свое главное детище.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда