Кольцо всевластия. Как БКЛ меняет жизнь города
Привет! Это директор МосТрансПроекта Владимир Титов. Благодаря запуску в прошлом году западного участка Большой кольцевой линии (БКЛ) передвигаться по городу стало гораздо удобнее. Москвичи теперь экономят в дороге до 45 минут в день, пользуются обновленными автобусными маршрутами и гуляют рядом со станциями по благоустроенным территориям. Что же произойдет после запуска всей БКЛ в следующем году? Давайте разбираться.
Западный ветер перемен
Первые участки БКЛ между станциями «Деловой центр» и «Савеловская» были запущены еще в 2018 году, затем, в 2020 году, был введен участок от «Нижегородской» до «Электрозаводской» (пока работает в составе Некрасовской линии) а в 2021 году открылись сразу 12 станций — от «Народного Ополчения» до «Каховской». В декабре 2021 года были открыты 10 станций: это своеобразный исторический рекорд: такой длинный участок – протяженностью более 20 км — не вводился ни разу за всю историю Московского метрополитена.
Главный же эффект заключается в сокращении времени, затрачиваемом на дорогу: в среднем — до 45 минут в день. К примеру, от «Академической» до РАНХиГС раньше добирались в среднем за 45 минут, теперь — за 20 с небольшим минут, от новых ЖК в Матвеевском парке до Лужников — 17 минут вместо прежнего часа. Экономить время позволяют новые пересадки с БКЛ на МЦД на «Кунцевской», «Шелепихе» и «Рижской».
В качестве примера транспортного эффекта от введения БКЛ можно привести станцию «Кунцевскую», обслуживающую, в общей сложности, более 400 тыс. человек. В основном, это жители районов Фили-Давыдково, Кунцево и Можайский, которым приходится ездить в соседние районы — Хорошево-Мневники, Очаково-Матвеевское. Но если раньше эти поездки занимали много времени, в том числе, из-за необходимости пользоваться разными видами транспорта, то теперь, благодаря появлению БКЛ, пересадки не нужны. Как итог, пассажиры экономят до 20 минут в дороге.
Если раньше, чтобы попасть из районов Фили-Давыдково, Кунцево и Можайский на «Проспект Вернадского», нужно было ехать через центр, или садиться на автобус, который мог застрять в пробке, то сейчас можно преодолеть этот же путь через БКЛ — вдвое быстрее, чем через центр на метро. Как следствие, разгрузились и дороги, поскольку жители районов теперь могут добираться до нужного им места быстрее и проще, а садиться за руль не обязательно. Это видно, в частности, по Аминьевскому шоссе, движение по которому стало заметно свободнее — на 8-10%. Аналогичный эффект наблюдается, кстати, и в Зюзино: улица Каховка в результате открытия там станции БКЛ разгрузилась на 15%.
В связи с запуском Большого кольца меняются и маршруты наземного транспорта. Автобусы до станций БКЛ теперь ходят по новым, более удобным маршрутам. И если сложить эффект от оптимизации работы наземного транспорта с эффектом от запуска Большой кольцевой линии, то суммарная экономия времени в пути достигает почти часа. После полного пуска БКЛ будет изменено, в общей сложности, 90 автобусных маршрутов.
Дыши свободно
Сейчас активно строится восточный и северо-восточный участки БКЛ: кольцо, по планам городских властей, замкнется в следующем году. В перспективе пассажиры смогут пользоваться 31-ой станцией и более чем 45 пересадками на другие линии метро, МЦК, МЦД и пригодные железнодорожные поезда. В результате более 3,3 млн жителей Москвы, проживающих в непосредственной близости к БКЛ, смогут пользоваться новыми, более удобными маршрутами передвижения по городу.
БКЛ позволит москвичам в прямом смысле слова «вздохнуть свободнее». Сегодня в подземке есть весьма востребованные участки с очень плотным пассажиропотоком в пиковые часы. Один из них — перегон между «Авиамоторной» и «Площадью Ильича»: БКЛ разгрузит его на 15%, посчитали в МосТрансПрокте, то есть довольно ощутимо. Перегоны от «Парка Победы» до «Киевской» и от «Улицы 1905 года» до «Краснопресненской» стали свободнее после запуска западного участка линии до 22%, но после ввода всего кольца разгрузятся еще больше. Свободнее станет и на других участках линий, в частности, на центральных участках Серпуховско-Тимирязевской, Калининской и Таганско-Краснопресненской (они считаются самыми востребованными). На последней, кстати, с открытием восточного участка БКЛ появятся новые пересадки на МЦД со станции «Текстильщики». В 2023 году здесь планируется открыть пешеходный надземный переход в теплом контуре. Перейти с метро на МЦД можно будет всего за 3 минуты.
Строительством новых станций проект БКЛ не ограничивается: вокруг них также активно благоустраиваются территории. Каждый такой проект индивидуален, составляется с учетом особенностей территорий и обращений горожан. Например, территория станции БКЛ «Аминьевская» была вымощена гранитными плитами – черными из Карелии, белыми – из Башкирии, выложенными в шахматном порядке. Рядом со станцией появилось восемь новых остановок наземного транспорта, в этом году планируется озеленение территории. Прилегающая к «Сокольникам» территория (там тоже будет пересадка на БКЛ) будет вымощена красным кирпичом, там появятся деревья и кустарники, размещены скамейки, клумбы и фонари. У станции «Варшавская» планируется пешеходная зона, около «Каширской» появится новый сквер, а около кинотеатра «Тула» недалеко от «Печатников» будет обустроен скейт-парк.
О том, как транспорт приспосабливается к росту числа пользователей и их индивидуальным особенностям, расскажу в следующей колонке. Следите за новостями!
А почему про новую Кунцевскую не рассказали и переходы на Арбатскую и Филевскую линии, а также мцд? Как оцениваете получившееся решение?