Бесплатный общественный транспорт: эксперимент во французском Дюнкерке Статьи редакции
Конспект статьи The Guardian о том, зачем город отказался от платы за проезд и как это отразилось на жизни горожан.
Полтора месяца назад Дюнкерк, население которого составляет 200 тысяч человек, стал самым большим городом Европы с бесплатным общественным транспортом. Бесплатно могут ездить не только местные жители, но и туристы.
На реформу Дюнкерк вдохновил опыт Таллина, который в 2013 году стал первым европейским городом с бесплатной сетью муниципального транспорта. Там передвигаться по столице без затрат могут только горожане, получившие специальную карточку.
В системе зарегистрировалось 441 тысяча человек. Раз в год власти города получают €1000 из подоходного налога каждого пользователя.
Инициативы Таллина и Дюнкерка далеко не единственные в своём роде. Согласно работам Войцеха Кебловски, специалиста по городским исследованиям Брюссельского свободного университета, в 2017 году в мире насчитывалось 99 городов с бесплатным общественным транспортом: 57 в Европе, 27 в Северной Америке, 11 в Южной Америке, три в Китае и один в Австралии.
Многие из них меньше Дюнкерка и предлагают бесплатные поездки лишь в определённое время, по определённым маршрутам и определённым категориям пассажиров.
По мнению мэра Дюнкерка Патриса Вергиета, для которого бесплатный общественный транспорт стал частью избирательной кампании 2014 года, проект снискал успех: количество пассажиров на отдельных маршрутах увеличилось на 85%. До введения бесплатных автобусов статистика была следующей:
- на машинах передвигалось 65% местных жителей;
- на автобусе — 5%;
- на велосипеде — 1%;
- пешком — 29%.
«Во Франции относительно бесплатного общественного транспорта множество предрассудков, один из них: бесплатное не может быть ценным. А вот научных исследований, наоборот, недостаёт», — считает мэр.
По мнению Вергиета, деньги — очевидное беспокойство. Раньше плата за проезд покрывала около €4,7 млн (10%) от затрат на годовое обслуживание автобусного парка. 60% приходилось на транспортный налог, который платят компании; остальные 30% лежали на плечах местной администрации.
После повышения налога казна получила сумму равную той, что поступала от продажи билетов. Передвижение на городском транспорте стало бесплатным, а нагрузка на домохозяйства не увеличилась.
Также власти Дюнкерка продлили автобусные маршруты, выделив отдельные полосы для общественного транспорта. Увеличился и автобусный парк — со 100 до 140 машин; некоторые работают на природном газе. Также в автобусах есть Wi-Fi и USB-порты для зарядки телефонов. Троллейбусов, трамваев и пригородных поездов в городе нет.
«Существенное увеличение пассажиропотока очень нас удивило. Теперь необходимо удержать пассажиров. Мы пытаемся изменить отношение людей к автобусам, — поделился с изданием мэр города. — Плата за проезд делала из пассажиров клиентов, пусть она и была небольшой. Её отмена сделала жителей сплочённее и вежливее. Мы, можно сказать, заново изобретаем общественное пространство».
Поездка корреспондента The Guardian во многом подтвердила слова Вергиета: пассажиры действительно очень приветливы.
Тем не менее у администрации Дюнкерка есть и критики. Представитель профсоюза работников общественного транспорта Клод Фоше отмечает: «То, что общественный транспорт можно сделать бесплатным для отдельных групп пассажиров, ещё можно оправдать. Но сделать его бесплатным для всех, значит, по нашему мнению, отрезать его от ресурсов, необходимых для развития».
В Париже, например, доход от продажи билетов в общественном транспорте покрывает до половины расходов на содержание. И когда мэр города Анн Идальго предложила убрать плату за проезд, экономист Фредерик Эран заявил, что эта мера бессмысленна.
«Кто же пересядет на общественный транспорт? — спрашивает Эран. — Все исследования сходятся в одном: сначала велосипедисты, затем пешеходы и только потом небольшое количество автомобилистов. Это показывает, что бесплатный транспорт — мера, направленная против пешеходов и велосипедистов и едва ли затрагивающая водителей».
Вергриет уверен, что подобные мысли — часть сложившегося предрассудка. Бесплатный общественный транспорт подходит не всем городам, признаёт мэр Дюнкерка, однако начинание полезно не только для окружающей среды и общества, но и служит жестом «солидарности» и способствует равному перераспределению богатства, нежели сокращению налогов.
«Мы подошли к делу прагматично, прежде всего соотнеся плюсы и минусы бесплатной системы общественного транспорта. В итоге мы решили, что польза перевешивает затраты. Если уж я и могу что-то посоветовать мэрам других городов, то вот мой совет: боритесь с устаревшими мнениями на счёт городских автобусов. Взгляните на ситуацию трезво, выявите достоинства и недостатки. Да, возможно, это обойдётся слишком дорого. Но на общественную справедливость и подвижность населения ценник не повесишь».
Автобус Дюнкерка в час пик.
А статистики "после" нет. Думал это при переводе просралась часть материала. Заглянул на Гардиан - а там так через жопу изначально было написано.
В итоге - материал ни о чём.
предложением раньше написано же "подскочило на 60%"
Приятно посмотреть как развивается мир, как ведутся эксперименты, как властимущие думают о людях, нам этого так не хватает
Вась, почему о тебе должен заботиться другой мужчина?
Повысили налоги для кампаний и они стали покрывать цену обслуживания автобусного парка для всех. Вот собственно и весь секрет. Так можно и на Луне галактическую стоянку бесплатной сделать, покрыв расходы за счёт рабского труда землян.
Однако есть разница:
- Повысить налог и за счет этих денег сделать услугу бесплатной
- Повысить налог и повысить цену на услугу
А где какой подход применяют, Вы догадаетесь сами
Сравнение с Таллин(н)ом не совсем корректное. Ведь в Эстонии ты можешь быть даже
По-моему это несправедливо по отношению к тем, кто не пользуется общественным транспортом, а налоги платит наравне с остальными.
Общественный транспорт должны оплачивать не все граждане, а автомобилисты. Они должны платить за право использовать в городе машину, парковаться и не ездить на общественном транспорте.
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Вообще не понимал этой темы с регистрацией. С какого хуя привилегии на почти все важные гос. услуги получают только люди с владением бетонной коробки. У тебя есть паспорт, ты родился в этой стране, этого должно быть достаточно для оказания любой услуги. Строка с адресом проживания должна быть убрана навсегда, это приватная информация и требовать ее должны только после решения суда.
Понаехи должны страдать и ощущать,что они тут временно:))
Комментарий удален модератором
про таллинн неверно. не граждане могут пользоваться а зарегистрированные жители города.
В таком случае непонятно, откуда взялась 441 тысяча человек, ведь население города почти на 20 тысяч меньше. Слово resident подразумевает и гражданина, поэтому я перевел так.
Тем временем в России https://news.mail.ru/society/35208872/?frommail=1
Объясните, пожалуйста, может быть я тупой. Как может быть бесплатным то, за что раз в год все-таки нужно платить?)
Видимо, эта тысяча берется не сверх тех денег, которые платит пользователь, а из тех, которые он и так уже заплатил в виде подоходного налога. То есть бюджет эту тысячу недополучает.
ты из тех кто любит доебаться к крайностям..
два евро на фоне средней стоимости проезда в общ транспорте в городах европы - это бесплатно!
перди блять в кресло себе, а не в комментах
В России тоже есть бесплатный транспорт. После смерти ваше тело бесплатно отвезут в морг.
В смысле?
Это оплатят родственники.
( ͠° ͟ʖ ͡°)
Комментарий недоступен
"Пока что самым крупным городом с бесплатным общественным транспортом остаётся китайский Чаннин, расположенный в провинции Хунань, чье население более 800 тысяч человек. Согласно официальным данным, в день появления на улицах бесплатного транспорта число пассажиров подскочило на 60%. Также администрация города отмечает повышение мобильности среди стариков и молодёжи и укрепившееся чувство свободы".
Китай: ты свободен... в возможности пользоваться автобусом бесплатно. А в остальном нет, извини.
Транспортная реформа в Ростове-на-Дону
В 90-е годы в Уфе какое-то время был бесплатный городской транспорт. Насколько помню, организации какую-то денежку ему платили. Но именно пассажиры ничего не платили.
Ну а ты и дальше плати налоги, покупай дорогой бензин и плати за проезд... Россия.
Помню жил какое-то время в одном 100 тысячном ЗАТО, и там были бесплатные автобусы. Потом, конечно, халява закончилась. Тут, как всегда у россии свой путь
Так ЗАТО на особом экономическом режиме так сказать, из вливающихся туда денег несложно наскрести на подобное, особый случай.
Помню как лет 15 назад в Вилючинске были бесплатные автобусы, а потом пришел Путин и понеслось.
Минтранс предлагает увеличить плату за проезд в час пик 🙃 как вам такое?
У нас в Астане тоже хотели ввести бесплатный проезд на общественном транспорте, а у нас это только автобусы, но что то не прижилось, народ взбунтовался, много людей ездят на машинах так как холодного времени года больше чем тёплого и поэтому каждый покупает машину. Но автобусы за последние годы очень качественно подняли пассажирские перевозки, сам летом ездил и очень понравилось, но с осенью опять вернулся к машине)))
Все новое - это хорошо забытое старое. В Липецке до 2002 года был бесплатный проезд. Впрочем, это были убитые икарусы и чуть менее убитые трамваи с троллейбусами. С другой стороны, в остальных городах транспорт был не лучше, но коммунизм с бесплатными таксофонами и транспортом был только в Липецке
В Таганроге (да да в том самом) был бесплатный проезд. Деньги на него выделялись емнип из транспортного налога, который платили все жители города, но было не плохо, а потом сменился мэр, сменилась да и вообще власть,и теперь все как у всех.
В день появления на улицах бесплатного транспорта число пассажиров подскочило на 60%. Также администрация города отмечает повышение мобильности среди стариков и молодёжи и укрепившееся чувство свободы.
Плата за проезд делала из пассажиров клиентов, пусть она и была небольшой. Её отмена сделала жителей сплочённее и вежливее. Мы, можно сказать, заново изобретаем общественное пространство.
В Москве тоже нужно сделать проезд бесплатным.
а в Международных Эирлайнс Украины кофе по 3 евро предлагают))