{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Будущее уже рядом: транспортные решения в арабских и азиатских странах

Привет! Это директор МосТрансПроекта Владимир Титов. Москва – один из самых прогрессивных городов по внедрению современных технологий в транспортной сфере. При этом за рубежом есть собственные интересные и необычные решения. Подробнее о них читайте в моей новой колонке.

Восток — дело тонкое

Начну свой рассказ про общественный транспорт Дубая. В Объединенных Арабских Эмиратах, напомним, преобладает мусульманское население, поэтому в Дубайском метрополитене действуют непривычные для нас правила.

Существует три вида вагонов – общий, вагон для женщин и детей, вагон для мужчин повышенной комфортности. Мужчинам в женский и детский вагон заходить строго воспрещается (как и женщинам в мужской вагон повышенной комфортности, даже если пара состоит в браке). Всего в поезде пять вагонов, которые делятся по уровню комфортности на обычные и Gold Class (высококомфортабельный для мужчин с широкими кожаными креслами). Билет на безлимитные поездки в течение дня в последний стоит в пять раз дороже – 300 рублей в переводе с местной валюты — дирхамов. Вагоны для женщин и детей стоят как обычные, но по уровню комфорта относятся к Gold Class.

Интерес представляет также система контроля порядка. Одно из самых необычных правил Дубайского метро – законодательный запрет спать на плече у другого человека. В случае, если будет обнаружено подобное «правонарушение», пассажиру придется выплатить штраф около 400 дирхам (более 6 тыс. рублей). Наказывается также стояние возле мест багажа (90 дирхам или 1,5 тыс. руб.) и сиденье на полу (62 дирхама или 1 тыс. руб). За порчу общественного имущества и вандализм карают серьезнее всего – штраф составляет 500 дирхам или 8 тыс. руб.

Дубайский метрополитен на открытых наземных участках
Вагон Gold Class изнутри

Помимо необычных правил дубайская подземка отличается высоким уровнем технологий: метро в этом городе полностью беспилотное, первая линия без машинистов появилась еще в 2009 году при запуске метро. Поскольку привычной нам кабины управления в поезде нет, пассажиры могут наслаждаться панорамным видом на городскую архитектуру по ходу движения состава. Собственное беспилотное метро есть, кстати, и в столице Катара, Дохе. Так же, как и в Дубае, местная подземке имеет внутреннюю «иерархию» вагонов с разделением на обычные вагоны, семейные (для женщин и детей) и вагоны премиум-класса, но правила здесь не такие строгие: ехать с женой и детьми разрешается в одном семейном вагоне.

Одна из станций метро в Дохе, Катар

В общем, отличий от московского метро предостаточно, особенно в части разделения на вагоны для женщин и детей и – вряд ли у нас такое когда-либо появится. Впрочем, есть и пару сходств. К примеру, в Дохе около станций расположены стоянки, где горожане могут оставить свой автомобиль: по сути это аналог московских перехватывающих парковок, сегодня их в городе более 70 штук у станций подземки, МЦК и МЦД.

Азиатский шик

Теперь давайте посмотрим на интересные транспортные решения в Юго-Восточной Азии. Китайский город Шэньчжэнь в 2018 году стал первым мегаполисом в мире, который полностью перевел свой общественный транспорт на электроэнергию: сегодня по городу курсируют 22 тыс. электрических такси и 16 тыс. электробусов. Последние могут проезжать на одном заряде более 250 км: это означает, что автобус может весь день перевозить пассажиров без отдыха, а «подпитываться» во время ночной стоянки в течение 4-5 часов. Электрификация общественного транспорта в Шэньчжэне позволила уменьшить выбросы углеводорода на 22%. Москва в этом направлении тоже активно развивается: не так давно в Красной Пахре (ТиНАО)открылся самый крупный электробусный парк в Европе, ана заводе «Москвич» планируются производить электромобили – это позволит перевести в будущем большую часть парка такси и каршеринга на электрическую тягу.

А как развивается в Китае беспилотный транспорт? В мае 2021 года в пригороде Пекина, городе Ичжуан был запущен первый в стране сервис беспилотных такси –Apollo Go. Автомобили здесь полностью самоуправляемые — за рулем нет человека. Движение машины контролирует оператор на пассажирском сиденье (как правило, помощь не требуется). Заказать беспилотное такси можно в мобильном приложении – ровно так же, как и обычное. Различие в том, что перед посадкой пассажир Apollo Go проходит обязательную процедуру идентификации, что необходимо для безопасности. Cегодня сервис набирает популярность и планирует расширяться: беспилотное такси Apollo Go есть в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Шэньчжэне, Чунцине и других городах, к 2025 году компания собирается работать уже в 65 городах. У этого сервиса, кстати, уже есть конкуренты: китайская компания AutoX уже обладает автопарком в более 1000 беспилотных робо-такси, работающих в Шэньчжэне.

Беспилотное такси Apollo Go, Китай 

А вот в Южной Корее уже есть даже беспилотные автобусы, правда, пока это небольшие «маршрутки», если говорить привычным нам языком. Речь идет о проекте RoboShuttle, который запустила Hyundai Motor в июле 2021 года в городе Седжон. Микроавтобус Hyundai H350 имеет 4-ый уровень автономности (то есть способен передвигаться без участия человека, но на ограниченной территории), тем не менее, за рулем для подстраховки все равно находится водитель. Автобус можно вызвать через приложение, как такси, на одну из 20 возможных остановок. Хочу подчеркнуть, что беспилотники до недавнего времени ассоциировались с легковыми автомобили, но теперь мы видим, как эта технология постепенно внедряется и на общественном транспорте.

Беспилотный микроавтобус Hyundai H350, Южная Корея

Беспилотники идут на взлет

Отдельно хочу рассказать про зарубежные проекты, которые в перспективе могут стать новыми видами транспорта, но пока существует в виде пилотов.

В Дубае мой интерес привлек любопытный проект 2018 года: полностью беспилотные и автономные капсулы, рассчитанные на 10 человек каждая (или 20, если все пассажиры едут стоя), передвигающиеся по отдельным выделенным полосам со скоростью около 20 км/ч. Капсулы могут двигаться отдельно друг от друга или собираться в целые поезда со сквозным проходом для пассажиров. Нечто похожее многие из нас видели в советских фантастических фильмах для детей. Такой вид транспорта, в теории, может заменить такси или автобус, когда речь идет о поездках на средние и короткие расстояния. Сегодня капсулы продолжают тестироваться и развиваться.

Перспективный проект Дубая - автономные беспилотные капсулы

В том же Дубае ведется работа по созданию беспилотных дронов и вертолетного такси: совсем недавно, в июне 2022 года проводились первые тестирования проекта ААТ (Autonomous Air Taxi, «Автономное воздушное такси»). Дроны-такси развиваются скорость до 100 км/ч, работая на электричестве. В кабине могут разместиться два человека, при этом есть полное оборудование на случай непредвиденных обстоятельств (парашюты и девять запасных батарей). Ожидается, что к 2030 году такой вид транспорта станет массовым.

Перемещаемся в столицу ОАЭ - Абу-Даби. Здесь с 2006 года строится город будущего - Масдар-Сити (с арабского «масдар» - «источник»), концепция которого – почти полное исключение углеводородных выбросов в атмосферу. Основная часть электричества в этом городе уже вырабатывается с помощью солнечных батарей и других возобновляемых источников энергии. Для перемещения по городу будут использоваться беспилотные такси-капсулы, рассчитанные на несколько пассажиров, и электрические автобусы-шаттлы EcoBus. Последние будут снабжены специальными светоотражающим стеклами, чтобы минимизировать нагрев от жаркого арабского солнца. Также запланировано строительство метро. Замечу, что первоначальный проект города предполагал полный отказ от личных автомобилей, но впоследствие их все же решили оставить, но только при условии, что они будут электрическими или водородными.

Еще один проект «на перспективу»: беспилотное такси-вертолет, Дубай
Электробус, курсирующий по улицам Масдр-сити, Абу-Даби

Москва не отстает от зарубежных городов по уровню цифровизации транспорта и внедрении новых технологий. В качестве примера можно привести работающую в метрополитене систему оплату по лицу FacePay и постепенную электрификацию наземного общественного транспорта. В рамках проекта «Энергия Москвы» активно развивается система зарядок для электромобилей. В этом году планируется запуск электрических круглогодичных речных трамваев. Обо всем этом буду рассказывать вам в своих следующих колонках.

0
3 комментария
Olga Barinova

круто, действительно, будущее уже ближе чем мы думаем

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off
Начну свой рассказ про общественный транспорт Дубая

Стоило начать свой рассказ с грязных разбитых электричек Подмосковья... Упс, сорри, это же МосТрансПроект, а Москва - не Россия.

Ответить
Развернуть ветку
Vit Mih

"разделения на вагоны для женщин и детей и – вряд ли у нас такое когда-либо появится" — не зарекайтесь. Эффект Mечети Парижской Бoгoмaтери наблюдается не только в евростолицах .

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда