{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Стартап «Кама» запланировал привлечь $150 млн на производство электромобилей и выкуп завода Ford в Татарстане — RTVI Статьи редакции

Компания разработала четыре модели — городской, семейный, для такси и служб доставки, указано в презентации для инвесторов.

  • Презентацию «Кама» для инвесторов изучил RTVI, её подлинность подтвердил один из тех, к кому стартап обращался за финансированием, и близкий к компании источник. Проект хочет продать 37,5% компании и привлечь $150 млн «для создания функциональных прототипов и развития серийного производства». Остальные доли останутся у «КамАЗа», других инвесторов и сооснователей, среди них бизнесмен Рубен Варданян и глава «КамАЗа» Сергей Когогин. Вся компания оценивается в $400 млн.
  • «Росатом» вложит в проект $20 млн, указано в презентации. Информацию подтвердили два источника издания. Деньги потратят на «батареи, моторы, электрику». «У “Росатома” план простой — вложенные деньги потом рассчитывают многократно отбить оплатой за батареи для этих электромобилей, которые будет поставлять завод “Росатома” под Калининградом», — говорит один из собеседников RTVI. Пресс-служба «Росатома» отказалась от комментариев.
  • «Кама» ведёт переговоры о финансировании с ВЭБ.рф, «Яндексом» и «Лабораторией Касперского», говорит источник издания среди инвесторов. С «Яндексом» подписано соглашение о «совместном тестировании прототипов электромобилей, сотрудничестве продуктовых команд в разработке авто и ИТ, а также переводе парка такси на электромобили, включая “Атом”».
  • В пресс-службе «Яндекс Go» сказали, что общаются с разными компаниями, но в инвестраунде «Камы» не участвуют. Также в презентации отмечено, что стартап подписал соглашения об использовании электромобилей с Дептрансом Москвы и китайской Didi.
  • С «Лабораторией Касперского» стартап обсуждает создание защищенного шлюза на базе Kaspersky OS для безопасной передачи данных в электромобиле, уточняет источник RTVI. Представители разработчика отказались от комментариев.

Производство

  • «Кама» планирует производить электромобили «Атом» на двух заводах: штамповкой деталей займутся на предприятии турецкой Coskunoz в Елабуге, сваркой кузова, покраской и сборкой машин — на заводе микролитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах.
  • ЗМА принадлежал Ford Sollers и выпускал легковые автомобили Ford. В 2019 году американская компания остановила производство в России, а в 2020 году выставила ЗМА на продажу. «Кама» ведёт переговоры о выкупе завода за $20 млн, рассказали изданию источник среди инвесторов и собеседник, близкий к стартапу.
  • Директором по разработке «Атома» стал бывший топ-менеджер «АвтоВАЗа» с опытом в структурах Volkswagen и Mercedes-Benz Харольд Грюбель, указано в презентации. Директором по производству — Вольфганг Хольман, работавший в Skoda и Volkswagen. Также к команде присоединился директор по инжинирингу производителя электромобилей Byton Ларри Ванг.

Модели «Атома»

  • В презентации есть четыре вида электромобилей: городская модель «Дуо» с двумя дверьми, семейный «Фэмили», отдельные авто для такси — с салоном, «ориентированным на пассажира и удобным доступом к багажу», и доставки — «с системой контроля качества и температурного режима пищи».
  • Запас хода у всех моделей — до 500 км на одном заряде, скорость до 170 км/ч. У «Атома» будет собственная операционная система и управление со смартфона.
  • Прототипы планируют представить в первом квартале 2023 года, а серийное производство запустить в четвёртом квартале 2024-го. В декабре 2021-го Когогин называл примерную цену электромобиля — более 1 млн рублей. В планах компании: к 2030 году производить около 472 тысяч «Атомов» в год, из них две трети — на экспорт, при позитивном сценарии.

Кто ещё производит электромобили в России

  • В июле 2022 года оборонный концерн «Алмаз-Антей» представил прототипы электромобиля E-Neva. В сентябре на заводе в Липецке начали сборку электромобилей Evolute. В августе разработчик электромобилей Zetta заявил о проблемах с финансированием и запуском проекта, но опроверг его закрытие.
  • По данным «Автостата», за 2021 год в России продали 2254 новых электромобиля, это в 3,1 раза больше, чем за год до этого. Самые популярные модели — Porsche Taycan, Tesla Model 3, Audi e-tron, Tesla Model Y и Nissan Leaf.
Инфографика RTVi, данные «Автостат»
0
184 комментария
Написать комментарий...
MT Advanced

"штамповкой деталей займутся на предприятии турецкой Coskunoz в Елабуге, сваркой кузова, покраской и сборкой машин — на заводе микролитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах."
Понятно, железо (в буквальном смысле этого слова) - свое. А как насчёт всего остального?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Аккумуляторы, очевидно - тоже свои. Электродвигатели не вижу проблем свои делать.

Электроника будет импортная, да.

Ответить
Развернуть ветку
MT Advanced

"Аккумуляторы, очевидно - тоже свои".
Если Вам очевидно, то поделитесь пожалуйста, кто производит, какой объем выпуска, как и где испытывались, каковы результаты испытаний?
И заодно расскажите, где в РФ производятся сервомоторы постоянного тока мощностью 45+ кВт.
А то всепропальщики, нытики и либероиды беснуются, а на самом то деле...

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Вы бы статью прочитали - не делали бы таких комментариев. Там расписано, что росатом делает завод батарей.

Ответить
Развернуть ветку
MT Advanced

Я прочитал, что Росатом делает завод батарей. Я нигде не прочитал, что Росатом сделал батарею и ПО для нее, испытал на какой-либо технике в течение определенного периода по определенной методике.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Ну - литиевые батарейки не являются какими то сверхтехнологичными устройствами. Сомнений что их в состоянии сделать особых нет. Технология классическая, без каких либо сомнительных инноваций.

Если бы были планы внедрить какую то инновационную батарею - то тут сомнения уместны.

Ответить
Развернуть ветку
MT Advanced

С Вами все понятно. Для Вас аккумуляторная батарея для электромобиля - всего лишь набор батареек. Проехали.
За электромоторы что скажете?

Ответить
Развернуть ветку
MT Advanced

С Вами все понятно. Для Вас аккумуляторная батарея для электромобиля - всего лишь набор батареек. Проехали.
За электромоторы что скажете?

Ответить
Развернуть ветку
MT Advanced

И насчёт двигателей Вы как-то странно промолчали.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

А что в рф с электродвигателями? Десятки производителей, все делают, всяких разных типов и видов. Даже не знаю какие сомнения в производственных возможностях в этой части. Для авто может потребоваться кастомная модель - но это прям не сложно.

Ответить
Развернуть ветку
Скрытый Потанцевал

гг, вот в моей старенькой тесле стоят подшипники skf керамические в двигателях, а вы какие поставите, чтобы 18k rpm можно было крутить ? хорошие вам не продадут. ну и сейчас строят электрокары на IPM-SynRM моторах, кто из десятка производителей освоил этот тип ? а что по силовой электронике, там токи приличные надо SiC MOSFET ставить, cree не продаст – санкции, на реостатах от троллейбусов старых управление делать ?

Ответить
Развернуть ветку
MT Advanced

Ой, ну тему высокоскоростных подшипников можно обойти. Фигня, всего-то сделать торк-мотор на 2500 rpm и передать момент на колеса в соотношении 1:1. А то что в мире до этого никто не делал, то просто потому, что легли понимаете ли все под производителей керамических подшипников, под Timken да под SKF, и работать нихрена не хотят. А вот в России возьмут да и сделают. Вот будет инновация всем инновациям инновация.
P.s. Если это кто-то из Ростеха прочитает, то не удивлюсь, если через пару месяцев вдруг вылезет проект распила бабла под эту тему.

Ответить
Развернуть ветку
Скрытый Потанцевал

еще знаменитая обмотка славянка или солянка, как там ее, не сыграла. моторы дуюнова, народное ай-пи-оу

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

На китайских подшипниках сделают - как обычно. Производителей подшипников в мире не так много, к слову - и двигатели они не делают, никакой монополии.

Ответить
Развернуть ветку
Чудак человек

да чо вы бисер оптимизма рассыпаете(и перед кем)!
Возьмут китайский соплатформенник (благо у китаев сейчас электромобилей, как у дурака фантиков) - все что в РФ подходящего сами делают - как то адаптируют и впихнут в него. Сверху натянут жестянку. Даже не решаюсь определить - какого дизайна. Всё!
Конечно "но есть нюансы"
При этом описанное мною, самая короткая из реалистичных схем.

Ответить
Развернуть ветку
Скрытый Потанцевал

в это – верю, но ведь таким образом можно получить авто уже устаревшее на пару поколений, зачем строить завод - бери Китай, лепи шильдик да продавай

Ответить
Развернуть ветку
Чудак человек

Например корейцы так и делали. Брали старый авто и собирали его под своей маркой (но хуже) - например Mitsubishi Pajero (древний) - Хендай Галлопер. Потом конечно и сами начали создавать.
А китайцы скорее брали старые и новые разработки - занимались реинжинирингом (что могли сами переделать) миксовали и тоже делали... и тоже хуже оригиналов.
Вместо "лепи шильдик" - собственная сборка и частичный реинжиниринг дают новые компетенции, а так же загрузку тех мощностей, какие комплектующие способны делать. Все таки это профит.
К сожалению по опыту 10-15 летней крупноузловой сборки и даже про-ва в России нужно отметить, что значительного числа компетенций российский автопром не приобрел: не в коня корм. Попробуют еще раз :)

Ответить
Развернуть ветку
Скрытый Потанцевал

у китая бездонный рынок сбыта, а куда из рф сбывать ? да, сейчас растет новый рынок авто-вдов, но хватит ли ресурса мужей на его стимуляцию, чтобы выйти на устойчивый спрос хотя бы на 100к новых электрокам в год ? мне кажется, электротранспорт будущего это коляска инвалидная, которая сможет ездить по барьерной среде.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

В целом схема правильная. С нуля запускать лучше копированием - а дальше уже пытаться развивать. Главное, развивать

Ответить
Развернуть ветку
MT Advanced

Поконкретнее, пример российского сервомотора постоянного тока мощностью 45+ кВт. Желательно серийного.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Привет чем здесь серийный сервомотор и электрокар? Они в них не используются.

Если нет таких моторов - значит на них нет тут спроса. А при необходимости сделать могут - особых тайн в них нет

Ответить
Развернуть ветку
Po...

Ага и то не сложно и это легко сделаем ... одни сказки ... а как до дела доходит так оказывается что и нету них...на ...

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Как то сделали ж летающие самолеты без значительного количества импортных деталей. Это факт - я про мс-21 и ssj new. Электродвигатели точно проще авиационных

Ответить
Развернуть ветку
Чудак человек

Росатом к 2025 году запустит. https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/17/03/2022/623332479a79475d497b3346
А пока "отверточное" будет - иранских наверное.

Ответить
Развернуть ветку
MT Advanced

Запустит что? И наверное что? И как я понял ключевое слово "наверное".
Т.е., если читать между строк, то получается
"потом, когда-нибудь, может быть, наверное, если получится".

Ответить
Развернуть ветку
Фоксик

Возможно ключевое слово "запустит".
- а вот папа говорит, что Хрущев не только спутник запустил, но и сельское хозяйство

Ответить
Развернуть ветку
Чудак человек

"Спутник" не Хрущев запустил. Скорее "Спутник при Хрущеве - запустили". а с/х - то он.

Ответить
Развернуть ветку
Чудак человек

По ссылке все написано.

Ответить
Развернуть ветку
Чудак человек

Электроника будет импортная - пишите "китайская", не промахнетесь.
А вообще не к добру тут упомянутая Лада Х-рей, полная копия по платформе Рено Сандеро, так и тут вполне логично натянуть ru жестянку на глобус любого соплатформенного китайца. И электро двигатели и аккумы - заморачиваться не надо.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Электрическая платформа не особенно сложна. Можно и свою сделать! Конечно, китайская будет дешевле - но ее прийдется локализовать под наши батареи минимум.

Ответить
Развернуть ветку
Коммунист

Разработка новой "не особо сложной" платформы (электрической или традиционной) стоит сотни миллионов долларов и занимает ~5 лет (до выпуска первых партий)

Ответить
Развернуть ветку
Чудак человек

Понимаете какое дело - у авто вообще есть платформа. и там много мелочей. От подвески: амортизаторы (есть мнение что авто на электротяге тяжелее и др развесовки) элементы устойчивости и т.п всякие там элементы управления - тяги, и т.д.
те. Кама может взять Реношную платформу (на которой все последние ВАЗы выпускались) и впихнуть туда электрическую начинку. Ну я думаю такое себе выйдет - Ларгус электрический уже начали, по заявленным ттх, он то еще.
или разработать полностью свою платформу электрокара - в это я не верю.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

У Камы есть люди, которые в состоянии организовать разработку своей платформы. Ничего супер-технологичного в проектировании или инженерии платформы нет. У нас много автомобильных заводов даже в стране, чтобы найти профильных специалистов - тот же аурус смогли ж сделать на новой платформе.

Ответить
Развернуть ветку
181 комментарий
Раскрывать всегда