Во всем мире остановлены полёты Boeing 737 MAX: что это значит для корпорации Boeing и всех нас
Рассказываю как авиалюбитель и редактор в авиакомпании.
Что случилось
29 октября 2018 года разбился лайнер индонезийской Lion Air, 10 марта потерпел крушение самолёт Ethiopian. Оба самолёта — новейшие Boeing 737 MAX, оба разбились спустя несколько минут после взлёта.
Авиакомпании начали массово отказываться от эксплуатации лайнера, государства запретили его полеты и посадки. 14 марта все 371 «Боингов» остановили полёты и остались на земле. Авиакомпании приостанавливают получение новых лайнеров (всего Boeing заключил контракты на поставку более 4500 737 Max).
Это крупнейший удар по компании Boeing за всю её историю. А ведь только год назад американский авиапроизводитель обошёл по числу заказов своего конкурента — европейский Airbus.
Что не так с Boeing 737 MAX
Расследование катастрофы в Эфиопии ещё продолжается, но по косвенным признакам можно сделать вывод, что оба происшествия связаны — и в них виновата MCAS. Это электронная система, которая измеряет угол атаки (то, насколько самолёт задирает нос). Если MCAS кажется, что угол атаки слишком большой, она начинает автоматически опускать нос лайнера вниз, чтобы его скомпенсировать.
В обычных случаях MCAS работает хорошо, но при особенных неисправностях она активно мешает пилотам, и они могут с ней не справиться.
Представьте, что в вашу машину встроена система, которая следит за тем, насколько ровно вы едете. Вдруг случается небольшая поломка датчика, которая сбивает систему с толку, и во время поворота машина борется с вами, не давая завернуть — в итоге вы въезжаете в столб.
Компания Boeing не предупреждала авиакомпании и пилотов о работе системы MCAS, о ней выяснили только после катастрофы в Индонезии в октябре 2018 года.
Тогда Boeing разослала инструкции, которые помогают лётчикам лучше понять систему и отключить её в случае необходимости. Летчик Денис Окань, который пилотирует в том числе и 737 MAX, пишет, что инструкция — непростая, и стресс от внештатной ситуации мешает её выполнить.
Можно ли исправить проблему самолёта
Компания Boeing обещала «пропатчить» систему MCAS ещё в 2018 году, но не успела сделать это ни до падения лайнера Lion Air, ни после — до катастрофы Ethiopian. Сейчас авиапроизводитель обещает «выкатить хотфикс» до мая 2019 года. Если после этого самолёты протестируют и признают безопасными, 737 MAX снова поднимутся в воздух. Но когда это случится — пока неизвестно.
Однако работа системы MCAS — это не просто ошибка в системе управления самолётом. Чтобы сделать 737 MAX экономичнее и привлекательнее для покупателей, инженеры установили на него усовершенствованные двигатели, с большим диаметром.
Такие двигатели не помещаются под крылом, их пришлось вынести немного вперёд и вверх. Это изменило поведение самолёта во время взлёта, с которым и пытались бороться с помощью системы MCAS. Поэтому просто отключить её нельзя — это не решит «хардверной» проблемы лайнера. Можно ли устранить эту особенность патчем — пока непонятно.
Что это значит для Boeing
Остановка полётов 737 MAX привела к падению стоимости акций Boeing. Компания потеряла более 14% стоимости за три дня — более $21 млрд капитализации. Это крупнейшие неприятности авиапроизводителя за всё время его существования.
Обычно при падении самолётов акции Airbus, Boeing и немногочисленных небольших производителей не теряют в стоимости или теряют незначительно. Но в случае с 737 MAX произошла уникальная ситуация — от использования лайнеров стали отказываться сами авиакомпании, не дожидаясь официальных запретов властей.
Это говорит о недоверии авиакомпаний к заверениям Boeing о безопасности самолётов. Последним ударом по доверию стала просьба авиапроизводителя запретить полёты 737 MAX в США, где у Boeing традиционно сильно лобби. Вернуть его будет непросто — Boeing придётся приложить много усилий, чтобы убедить всех в том, что ошибку удалось исправить.
От запрета на полеты Boeing 737 страдают авиакомпании, для них простой самолётов — убытки в миллионы долларов каждый день. Авиакомпания Norwegian уже подаёт в суд на Boeing, могут последовать и другие иски. Если авиакомпании смогут доказать в суде вину авиапроизводителя, то Boeing придётся заплатить огромные неустойки, и акции просядут ещё сильнее.
Программа 737 MAX будет продолжена, но исправление этой ситуации может стоить Boeing миллиарды долларов, которые уйдут на выплату компенсации семьям погибших, срочные доработки лайнеров и компенсации авиакомпаниям, а также на скидки на продукцию, которыми попробуют вернуть их лояльность. Кроме того, из-за скандала пришлось перенести презентацию новейшего дальнемагистрального самолёта Boeing 777X с уникальным складывающимся крылом.
От проблем 737 MAX очевидно выиграет его конкурент, новейший лайнер от Airbus — A320neo. Тем авиакомпаниям, которые уже заключили «твёрдые» контракты на 737 MAX, будет сложно пересесть на А320neo, но потенциальные покупатели охотнее выберут европейский беспроблемный лайнер.
Что это значит для пассажиров
Ситуация с Boeing никак не повлияет на пассажиров и стоимость билетов. 371 самолёт — это незначительное число для гражданской авиации, в которой работают десятки тысяч лайнеров.
В России летало только два 737 MAX — во флоте авиакомпании S7, теперь оба самолёта стоят на приколе. В 2019 году получать новые лайнеры собирались в «Победе», Nordstar и Utair, а также в «Уральских авиалиниях». Авиакомпании справятся с этими трудностями, на рынке достаточно свободных машин.
Тяжелее всего будет «Победе» — компания заказала 20 новых лайнеров с поставкой до 2021 года. Теперь планы удвоить флот с помощью новых самолётов под угрозой, а перейти на эффективного конкурента A320neo будет сложно — лоукостеру важно держать флот из одного типа самолётов, чтобы экономить на обслуживании и найме.
Авиация по-прежнему остается самым безопасным способом перемещения на значительные расстояния. Катастрофы — это ужасно, но нужно понимать, что после каждой катастрофы самолёты становятся всё безопаснее и безопаснее.
Забыл отметить, что пилоты Boeing 737 MAX сообщали о проблеме с MCAS 23 раза с 2017 года.
Это много или мало, как нам понять? Может там о проблемах в других системах сообщали не меньше.
Отличная статья, Сергей!
Так Boeng выпустил оповещение о проблеме и способе отключении MCAS. Как я понимаю, этих оповещений много или они не до всех доходят, или не получают должного внимания. К сожалению, пилоты не знали, или не вспомнили об этом.
ИМХО, виноват тут не только Боинг. Почему после стольких повторений и первой катастрофы Lion Air не было разослано письмо со статусом "АХТУНГ!!11" ?
Скажи пожалуйста, есть ли такая проблема на остальных 737 боингах, без преписки MAX? В частности интересуют модели, указанные на скрине.
Комментарий недоступен
А при чем тут автономное вождение, когда виноваты инженеры, создавшие самолет с единой точкой отказа, самолет, который отделяется от катастрофы неисправностью ОДНОГО датчика? Такие во все века были, это не связано с умными машинами. Построят дом — он развалится, построят корабль — он утонет сразу после спуска на воду, и т.д. Потому что замена на нейросеть криворукой обезьяны в кресле водителя — это половинчатое решение. Нужно менять еще и криворукую обезьяну в креслах конструктора и программиста.
Я все жду когда нейросетям дадут управлять чем-то большим, там ошибку-то и не найти и не исправить потом, все зависит от обучения.
У Боинга хотя бы все еще можно управлять самолетом штурвалом напрямую, без компьютера.
В Айрбасе уже давно нету физического управления, только джойстик, компьютер и куча программ ))
Если это не очередной стёб, то вы смотрите на проблему на обывательском уровне. 2 случая за 5 месяцев это много и погибли люди.
С другой стороны, сколько случаев происходит по ошибке экипажа, когда они неверно оценили обстановку? В сложных погодных и технических условиях люди имеют привычку принимать далеко не всегда оптимальные решения, потому такая система и была вообще создана. Мне не хочется думать, что вы реально считаете себя умнее всех инженеров и специалистов Boeing, которые принимали участие в создании систем полетов. И я верю что в перспективе системы типа такой смогут спасти тысячи жизней.
Будущее весьма радужное, так как человеческий фактор привел ко много большему кол-ву аварий, у нас в Ростове упал так самолет, полгорода в трауре было, у кого-то или родственник там был или знакомый или знакомый знакомого
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0_Boeing_737_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D0%94%D0%BE%D0%BD%D1%83
Плюс сократится стоимость билета на самолет, если отказаться от пилотов вовсе, я думаю процентов так на 10-20%
Это точно! До появления автоматики самолёты вообще не падали. И экипаж был больше, а значит пилотам летать было веселее.
Гидроусилители, кстати, тоже бывает сбоят. Отключить нафиг. Руки сильнее будут.
Спасибо! Хорошая заметка. Круто, когда автор может просто объяснить непростые вещи.
Вот еще
https://www.youtube.com/watch?v=mf1ie6V5VvY&t=9s
Комментарий недоступен
Ну за что он должен сесть? Как я понимаю все тесты были пройдены, добро на полеты получены причем от всех стран. Вам лишь бы кого то посадить и найти виноватых. Нужно выводы делать и исправлять ошибки, а не сажать.
А из Тойоты и других автопроизводителей, производтелей запчастей кто-то сел? Там тоже сотни людей гибло. А фармацевтические компании? Всем пох. Кстати еще один довод в пользу отсутствия возможности саморегуляции у человечества. Жажда обогащения побеждает.
Можно рассчитывать только на себя, нельзя верить, что за тебя подумали производители.
Там нет коррупции, её переименовали в лоббизм :)
Есть другая информация. В частности, вот что писали о полёте самолёта Lion Air, который был перед тем, как произошла катастрофа:
«Экипаж попытался вернуть стабилизатор на место с помощью кнопок на штурвале, но это дало лишь временный эффект — когда пилот отпускал кнопку, система вновь направляла самолет вниз. Потратив несколько минут на борьбу с автоматикой, пилоты отключили электронное управление стабилизатором (как того требует инструкция для подобных ситуаций на всех моделях Boeing 737). После этого стабилизатором управляли вручную специальным колесом. Самолет благополучно завершил рейс в Джакарту; пилоты внесли информацию о неполадках в бортовой журнал, однако почему-то не указали в документе, что в полете возникла проблема со стабилизатором».
https://meduza.io/feature/2019/03/13/posle-dvuh-pohozhih-katastrof-po-vsemu-miru-zapreschayut-polety-noveyshih-boingov-v-chem-problema-posledney-modeli-boeing-737-ee-mozhno-ispravit
Давайте тогда сажать всех. Начнем с генерального директора Боинга, парочки главных инженеров и конструкторов, не забудем разработчиков MCAS, потом тех кто давал допуск на полеты, и пройдемся по всем причастным в каждой стране и авиакомпании. Все знали и скрывали, а если не знали, значит некомпетентны и допустили смерть людей. И если посте таких чисток, кто-то еще захочет что-то там придумывать, то им же хуже.
Комментарий недоступен
А кто тогда дальше будет развивать авиастроение, если всех пересажать?
Комментарий удален модератором
Ну последнее утверждение сомнительно. В технике всё больше и больше софта. А как пищется и тестируется софт мы знаем... Часто на живом траффике только и можно отловить кучерявые косяки. А тут трафик буквально живой.
Смотрите с дивана не свалитесь.
Похоже что софт в вашем представлении пишется также , как вы написали слово "пищется".
Очень тонкий подъеёб! БРАВО!!🥴
Если бы я играл на бирже в долгую, я бы закупался акциями Боинга. Запомните этот твит.
Когда ничем не рискуешь и не играешь всерьез, то так говорить легко.
PS закупайте акции Антонова.
В свое время сталкивался с контролем качества ПО в авионике, там просто экстраординарные требования к качеству кода и его тестированию. Если кейс который приводит к крушению лайнера тупо не проверили - тут то и возникают очень большие вопросы к компании Боинг и их отделу QA.
пили статью на тему
Каждый компонент может быть написан идеально, но вот система в целом может вести себя неадекватно в граничных условиях и вот сэмулировать все граничные условия для сложной системы - задача крайне нетривиальная.
Комментарий удален модератором
Круто написано, и понятно, вместо 1000 публикаций в прессе!
А это не пресса разве?
Ну за победу!
могут объявлять тендер хоть на обслуживание Space X - у них нет ни одного самолёта 737 MAx
спасибо за статью, теперь всё понятно в этой ситуации
За что люблю вс.ру так это за возможность повстречать в комментах экспертов всех мастей,в том числе людей способных объяснить Боинг как им лучше строить лайнеры,проектировать автопилот, и так далее
статья хорошая, доходчиво рассказана ситуация с авариями боингов. "после каждой катастрофы самолёты становятся всё безопаснее и безопаснее",с этим трудно поспорить, но в каждой катастрофе гибнут люди, боингу "хватило" 2-х катастроф чтобы установить причину.Мне кажется родственникам и близким погибших должны быть по фигу проблемы боинга, и иски которые в скором времени повалятся справедливы со всех сторон.Финансовые проблемы боинга вполне им же и заслужены.
Всё таки летать это страшно. Летал два раза в жизни, первый раз в трёхлетнем возрасте, я ничего не помню о том полёте, но родители говорят что я ходил по проходу и собирал конфеты с пассажиров. Второй раз летал в ноябре этого года. Полёт был короткий, но полностью расслабиться и перебороть свой ужас я едва ли смог. А когда пошёл в туалет, то всю дорогу пока писал держался за поручень, будто бы это спасло меня в случае если бы пол подо мной провалился бы))
Комментарий недоступен
Боитесь, что пол провалится в самолете? Странные люди. Вот в поезде, да, это пиздец страшно. А самолеты - самый надежный вид транспорта
Комментарий недоступен
Денис Окань (КВС, инструктор) ещё после первой катастрофы предположил, что там могло пойти не так. Уж Боинг-то в таком случае тоже не мог быть не в курсе проблемы, но надо было дождаться ещё одной катастрофы, чтобы забегали.
Вот, кому интересно, почитайте: https://denokan.livejournal.com/197572.html
После первой катастрофы в 2018 году Boeing заявил, что "...величина угла атаки передаётся в бортовой компьютер, который в некоторых случаях попытается опустить нос самолёта, передав соответствующие управляющие сигналы рулям высоты. Если при этом пилоты не проявят осторожность, их действия могут привести к ситуации, когда вернуть рули высоты в безопасное положение и выровнять самолёт становится невозможным...." (The angle of attack readings are fed into a computer that in some cases will attempt to push down the nose using the elevator trim system. If pilots aren’t careful, they can cause severe nose-down trim settings that make it impossible to level a plane.)
Тоесть будут виноваты пилоты???
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Ржавые корыта-убийцы.
Ну почему ржавые.
Оставлю это здесь...
Комментарий недоступен
Точка дистрибуции была отличной в момент падения. Конечно, чёрный юмор, но это выглядело эпично.
Комментарий недоступен
Ага, вынуждена оставить на земле все 20 самолетов MAX, которые заказаны, но ещё не поступили в эксплуатацию. Как-то отразится на прибыли аэрофлота? Думаю, никак.
Вот! Вот поэтому я никогда не накатывал обновления винды сразу после их выхода. И ненавижу Windows 10 за невозможность отказаться от обновлений.
Мы получили тот мир, который заслуживаем.
С другой стороны, за счёт смертей людей систему обкатают и отладят будущим поколениям на счастье. Как это было с ракетостроением.
Все возможно, зачем вы так..
«не давая завернуть» - завернуть что во что? Можно уточнить? 🤦🏼♂️
Селедку в газету
как раз и штаты тоже приземлили 737. Еще немножко подождать и можно будет покупать на минимуме
Когда шортить?
10 марта
Это ж надо такое написать:
«Катастрофы — это ужасно, но нужно понимать, что после каждой катастрофы самолёты становятся всё безопаснее и безопаснее.»
Давайте поймём, чем больше людей погибнет в авиакатастрофах, тем безопаснее будут самолеты?!
Нет, не буду понимать. Автор, вы бредите?
Читать было интересно, до последнего жуткого предложения!
Комментарий удален модератором
Благодарю
Компенсация избыточного кабрирующего момента переходом в пикирование? Отлично!
У вас есть предложить что-то получше?
Касательно иска Norwegian предположение о многомиллионных выплатах - домысел в чистом виде, потому что за всю историю прецедентов выплаты компенсаций авиакомпаниям от производителей самолётов не было.
Читал, что будто бы от пилотов и ручного управления самолетами в боинге думали отказаться еще с вводом в эксплуатацию 757 (80е)
"""после каждой катастрофы самолёты становятся всё безопаснее и безопаснее""" - главное не грохнуться до того как пофиксят баги
Спасибо, очень интересно, сам редко летаю, но планирую.
а что никто не пишет "вот в сша-ке как всегда, ничего сделать не могут по уму? все через задницу"
?
ahhhh, poor poor Pobeda 🤣🤣🤣🤣🤣
Вот это попадос
Не чего это не значит для вас, пиндосы как всегда обвинят русских, за не качественные поставки, например титана, а летать будут все равно на их старых самолетах!