{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Производитель электровелосипедов VanMoof оказался на грани закрытия — компания ищет деньги, чтобы спастись Статьи редакции

Одна из возможных причин — слишком дорогие себестоимость и ремонт электровелосипедов.

  • В 2021 году нидерландский стартап VanMoof называл себя «самой финансируемой компанией по производству электровелосипедов в мире»: на тот момент он привлёк $182 млн без учёта двух раундов краудфандинга — в 2017-м и 2019-м. По данным на Crunchbase, общая сумма инвестиций — $189 млн, по данным PitchBook — $225 млн.
  • Компания позиционирует себя как «стильный» бренд и предлагает электровелосипеды, которые будут «одновременно практичными и элегантными». Как отмечает TechCrunch, по своему подходу VanMoof мало отличается от Apple с её отношением к дизайну собственной техники.
  • Для инвесторов же VanMoof был стартапом, который предлагал эффективные способы передвигаться по городу и альтернативу автомобилю, а в пандемию Covid-19 — способ избегать контактов с людьми в общественном транспорте.
Электровелосипед VanMoof S4. Фото The Verge
  • Но в январе 2023 года издание Financieele Dagblad сообщило, что стартап попросил у инвесторов деньги, так как оказался на грани банкротства. С 29 июня VanMoof перестала принимать заказы на электровелосипеды.
  • Теперь же, говорят источники TechCrunch, компания пытается привлечь деньги в бридж-раунде — он позволит ей «остаться на плаву» до следующих инвестиций. Также VanMoof покинул топ-менеджмент — включая президента, сооснователя и гендиректора. Компания это никак не прокомментировала.
  • Решение о судьбе стартапа могут принять уже на неделе 10-16 июля, но официальные представители компании отказались отвечать на вопросы TechCrunch о её будущем.

Как развивалась ситуация

  • Проблемы с заказами начались в конце июня, а к началу июля пользователи Reddit и Twitter начали обсуждать перспективы банкротства компании. VanMoof объяснял пользователям, что не может принимать заказы из-за технических проблем, но в разговоре с TechCrunch признался, что намеренно закрыл эту возможность.
  • Это позволило компании «наверстать упущенное» и доставить уже заказанные электровелосипеды. В VanMoof не ответили, почему возникли задержки с доставкой, сколько всего невыполненных заказов и когда откроют новые.
  • Но заказы — не единственная проблема, и в течение года было несколько «тревожных звонков», пишет TechCrunch. В январе 2023-го VanMoof собирался привлечь от инвесторов от €10 млн до €40 млн (от $10,8 млн до $43,3 млн), а также предположил, что компании вряд ли удастся сохранить ликвидность без «вливания» денег.
  • Привлечь средства удалось, но не ту сумму, что планировалось — в PitchBook указано, что в январе компания собрала $5,23 млн долгового финансирования. С тех пор производитель пытается привлечь оставшиеся деньги, чтобы закрыть «дыру» в бюджете.
  • В VanMoof работает от 500 до 1000 сотрудников, но заметных раундов увольнений у компании не было — хотя это популярный ход, к которому фирмы прибегают для сокращения расходов. Однако ушла часть топ-менеджмента: например, президент Джиллиан Тэнс (глава Booking.com с 2016-го по 2019 год). А сооснователь компании Тако Карлье больше не выполняет функции гендиректора. Второй основатель, его брат Тис, не занял эту роль — и стартап оказался без управленца.

Причины

  • VanMoof сама разработала и велосипед, и приложение для управления им. Также компания отказалась от готовых компонентов при сборке, предпочитая заказывать их напрямую у производителей. Это привело к тому, что производитель терял деньги на ремонте каждого велосипеда. Исправить неполадки самостоятельно нельзя, для ремонта электровелосипед нужно отправлять в сервисный центр VanMoof.
  • Например, в 2021 году на ремонт электровелосипедов по гарантии компании пришлось выделить от €8 млн ($8,92 млн). Гарантия действует год, и за это время велосипед можно вернуть. Как отмечало FD, в 2022 году компании вернули каждый десятый заказ.
  • При этом у VanMoof нет прибыли: она показала убыток в €78 млн в 2021 году, и аналогичный — в 2022-м. Издание пишет, что себестоимость электровелосипедов слишком высокая, и, несмотря на рыночную цену в €3498 за новую модель, компания продаёт их очень дёшево.
  • Если сейчас компания и справится с трудностями, она пропустит летний сезон — это пиковое время для продажи электровелосипедов, пишет TechCrunch. И возможно, «встречный ветер» в этой «поездке» будет слишком сильным, чтобы VanMoof продолжала путь.
0
217 комментариев
Написать комментарий...
Ivan Mart

3500$ за велосипед, когда узбеки из доставки делают электропривод за пару тысяч)

Ответить
Развернуть ветку
Magistr Architecture

Это очень дёшево для любого хорошего вело, где одна рама без колес может стоит сильно дороже
Но, конечно, можно и на Мериде за 300 евро катать

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Mart

Что у этого дорогое? Скоростей нет, амортизаторов нет, тормоза как не дисковые.

Ответить
Развернуть ветку
Magistr Architecture

Рама из композитов. Топовые рамы сами по себе стоят несколько тысяч евро. Верхние линейки вплоть до 10000

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Mart

Для чего дорогая рама, на городском круизере?
Ну это же не маунтинг и не кросс

Ответить
Развернуть ветку
Magistr Architecture

Я без понятия как позиционируют себя эти ребята, но вело вполне может быть универсальным и подходить для разных задач. Поэтому рама вполне может иметь значение. Надо понимать, что это не мопед, а вело с электроприводом. Здесь геометрия рамы, ее качество и гарантийное обслуживание важны
Разве что совмещать вел для прогулок и соревнований не получится.
Так что ваш вопрос из той же серии, что и вопрос про стоимость рамы от Мериды за 300 евро и грэвела за 3000. На последнем оде можно ездить на работу

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Mart

Детали должны быть обоснованы как-то.
Дорогие и качественные рамы используются не потому, что они дорого стоят, а для определенных целей. Обычно это аэродинамика, сильные нагрузки и вес. И всё это нужно не для городских прогулок, а для шоссейных, маунтинов, кроссов и т.д.
Бессмысленно засовывать дорогую раму в городской круизер у которого нет скоростей, ароматизаторов, тормозов и т.д.
Это как на газель поставить карбоновый кузов для спорткара.

Ответить
Развернуть ветку
Magistr Architecture

Гревелы для прогулок стоят несколько тысяч евро. Потому что на них удобнее совершать прогулки.
Вес рамы важен, ее характеристики. Все имеет значение вплоть до гарантийного обслуживания и надёжности конструкции, когда ничего не отваливается на первом ухабе

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Mart

Я рад, только к чему это? То что на фото, к гревелам никакого отношения не имеет даже близко.
То что на фото - это самый дешёвый круизер на уровне велосипеда "Урал", может разве что рама нормальная.

Ответить
Развернуть ветку
214 комментариев
Раскрывать всегда