{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что нужно для развития рынка электротранспорта в России

Генеральный директор Neosun Energy Илья Лихов — о том, как устроен рынок электротранспорта в мире и что ограничивает его в России.

Реализованный проект станции для электрокаров на юге России Neosun Energy

По итогам 2018 года Россия вновь попала в число стран с плохой экологической обстановкой (согласно рейтингу Yale Center for Environmental Law and Policy).

Наравне с промышленными предприятиями источником загрязнения атмосферы служат выхлопные газы автотранспорта. Выбросы от него, как утверждает Минприроды, составляют почти половину от общего числа вредных веществ.

В мегаполисах этот показатель ещё выше. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге доля загрязнения воздуха от автотранспорта достигает 80–90 %.

Причина тому — большое количество старых машин, отсутствие фильтров на выхлопных трубах и плохое качество дорог.

Решение этих проблем Минприроды видит в переводе общественного и личного транспорта на топливо из природного газа или электричество.

Между тем другие страны уже давно идут по этому пути, и на протяжении пяти лет рынок электрокаров в среднем растёт на 60,5%. Во-первых, потому что они экологичнее, во-вторых, потому что для бизнеса и физических лиц их использование выгоднее.

Так, исследование Мичиганского университета выявило, что в год транспорт на электрическом топливе владельцам обходится дешевле почти в 2,3 раза ($485), чем автомобиль на бензине или дизеле ($1117).

При этом расходы на обслуживание электрокаров также ниже, поскольку в нём меньше деталей и расходных материалов, которые время от времени нужно менять.

Насколько востребован электротранспорт в мире и в России

Наибольшее количество электрокаров и гибридных авто приходится на рынок Китая (2 млн штук). Также электротранспорт востребован в США, Великобритании, Японии и Голландии. Спрос, однако, по всему миру неравномерный.

Данные исследования востребованности рынка электрокаров в России. К примеру, в Норвегии электротранспортом пользуется почти 50% рынка, а в нашей стране — практически никто ZSW

По данным исследования «Автостата», на начало этого года в России насчитывается всего 3600 электромобилей. Для сравнения: легковых авто на бензиновом и дизельном топливе у нас около 43,5 млн единиц.

Что касается инфраструктуры, то сейчас в России, по данным Россетей, реализующих программу развития зарядной инфраструктуры, насчитывается около 300 зарядных станций.

Львиная доля установлена в Приморье, Московской и Ленинградской областях. Также Neosun Energy недавно ввела в эксплуатацию полностью автономные зарядные станции в Южном федеральном округе России. Но опять же, это капля в море по сравнению с миром.

В Великобритании, к примеру, число зарядных станций уже перевалило за 7000, в США построено 68 800, а в Китае так и вовсе превысило миллион.

Карта зарядных станций для электрокаров SCMP

Российские власти на муниципальном уровне пытаются стимулировать переход на электрокары с помощью освобождения от налога на роскошь, нулевого транспортного налога, бесплатных зарядных станций и автостоянок. Однако этих мер недостаточно.

Что нужно для развития рынка электрокаров в России

В целом всё сводится к совместной работе бизнеса и государства.

Инвестиции в инфраструктуру для электрокаров

Одна из ключевых преград популярности электротранспорта России — суровый климат и расстояния между населенными пунктами. Поскольку есть ограничения по дальности поездки на одной зарядке, количество зарядных станций критически важно. В этом вопросе помочь может именно бизнес, и опыт уже есть.

Например, гиганты вроде Panasonic и Toyota, Renault и BMW уже взялись за увеличение ёмкости аккумуляторов.

Главы компаний Toyota и Panasonic заключили соглашение о создании совместного предприятия по производству твердотельных аккумуляторов большой ёмкости для электромобилей Nikkei

За развитие инфраструктуры в России, на мой взгляд, выгодно было бы взяться и нашим нефтегазовым компаниями — по примеру западных коллег.

Shell, например, имеющая сеть из 30 тысяч станций, только в Германии в ближайшее время планирует построить для электрокаров около 2000 зарядных станций на своих АЗС, а французский нефтяной концерн Total — установит 1000 устройств мощностью 150 кВт каждое.

На первых порах можно даже обойтись без строительства больших отдельных станций. Вполне достаточно будет на существующих автозаправках установить одну-две полноценных зарядки для электрокаров. Ведь использовать для этого обычные розетки нельзя: их мощность слишком мала и потребуется слишком много времени, чтобы зарядить автомобиль до необходимого уровня.

Поддержка сектора со стороны государства

Пока программа развития экологичного транспорта в России есть только на словах, а на практике почти не реализуется. Стимулы со стороны государства могли бы сдвинуть дело развития рынка электрокаров с мёртвой точки.

В Китае, к примеру, физическим лицам разрешили не платить налог с продаж электромобиля, упростили процедуру их регистрации, а цены на некоторые модели сделали в полтора-два раза ниже, чем на авто с бензиновым и дизельным двигателем.

Самый бюджетный электромобиль в мире — индийский Mahindra е-20, его цена в перерасчёте на нашу валюту — около 200 тысяч рублей Machindra

Серьезную поддержку рынку электротранспорта оказывают и в Европе. Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию «зелёного» транспорта со стороны государства достигли $5 млрд.

Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно) и зарядными станциями. Есть программы аренды электромобилей.

Почему бы законодательно не разрешить всё это и в России? Если это поможет заинтересовать потенциальных покупателей авто, значит подтолкнёт и бизнес как ко ввозу такого транспорта, так и к созданию своего и развитию необходимой инфраструктуры.

Впрочем, несмотря на малое количество как электромобилей, так и зарядных станций, рынок таких машин в России развивается. За минувший год он вырос на 49%.

Девелоперы и владельцы торговых центров начали активнее покупать солнечные установки на существующие и строящиеся объекты. Благодаря этому число зарядных станций и автомобилей, по прогнозам специалистов, уже в ближайшие годы может вырасти в два-три раза.

Станция зарядки рядом с торговым центром IKEA BBC
0
300 комментариев
Написать комментарий...
Ян Зовём

Сейчас никто не мешает производителям электромобилей продавать их в России. И продажи даже растут. На 49 процентов за год. Но правда это всего сотни едениц.

А что бы это были не сотни едениц, а тысячи, товарищ предлагает в это вложить кучу бюджетных денег, как например в Норвегии - "Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию зеленого транспорта со стороны государства достигли 5 млрд. долларов".

А "хорошая идея" это был сарказм.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Вот это бы зашло, инфа 100%

Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно)
Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Ага, как обычно, бедные заплатите за богатых.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Богатые все по куршавелям сидят, а бедные как раз в РФ выхлопами дышат.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Убедили, заплатить за полубогатых, которых жаба душит лишние полляма заплатить.

Так бы они на Ауди А3, допустим, попукивали бы, а так на Тесле будут кататься. Всё для бедных радость.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Там же не только полляма, там ограниченный пробег и отсутствие инфраструктуры, почему бы не простимулировать создание моды на зеленый транспорт, как он станет трендом, можно отменить льготу.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Зачем обществу делать это модным?

Пока единственный обоснованный ответ - экология.

Насколько это эффективно?

Вот пишут "целом на борьбу с пожарами и вообще на охрану лесов в России выделяется около 5 миллиардов рублей в год".

Вложения Норвегии, что упомянуты - 5 млрд долларов.

По мне, так эти деньги лучше вложить в охрану лесов от пожаров, что бы люди не задыхались от дыма. А не заменить ~ 10% легковушек на электромобили.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

В мегаполисах от чадящих авто страдают больше людей, чем от лесных пожаров.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

1) странная постановка вопроса. А не в мегаполисах, там не люди? пускай страдают?

2) Екатеринбург, Красноярск и Иркутск вполне себе большие города.

3) замена пары процентов личного транспорта, на электрический, проблему не исправит.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

1. Там нет такой остроты проблемы.
2. Я в Ростове-на-Дону живу, у нас такая проблема очень серьезна.
3. Главное, создать тренд и одобрение общества, потом остальных можно зачистить высокими экологическими налогами. Сейчас эконалог будет рассмотрен исключительно влезанием в карман.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

ЭЭЭ? В Китае нет остроты проблемы с загрязнением воздух? Насколько мне известно, это у нас по сравнению с Китаем, нет проблемы.

Тренд-то есть, денег нет. Там внизу в очередной раз сказали банальные вещи, при схожих потребительских качествах, электромобили значительно дороже бензиновых. А страна у нас бедная и проблем много.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Причем тут Китай??? Вы человек или бот?
На какую фигню только люди не тратят свои деньги, электромобиль хороший вариант, государству нужно лишь немного подсобить.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Пардон, перепутал, там дальше про Китай кучно пошло.

Так какой именно проблемы нет, и там это где? Сгоревшие деревни, смог месяцами, он кстати и в Москве периодически висит от торфяников, это всё реальные проблемы.

Но верю, что у Ростове-на-Дону, другие проблемы с чистотой воздуха.
Но насколько я знаю, их решают, восстанавливают троллейбусную сеть, которая в 90-х раза в три сократилась.

Вот новые троллейбусы, хороший вариант для вложения денег государства.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Щадящие грузовые и легковые автомобили вот настоящий экологический бич крупных городов 365 дней в году. Троллейбусы это очковтирательство, три калеки на сотню автобусов.
Нужно создать моду на электротранспорт, сделать его максимально доступным и большими налогами вытеснять грязный транспорт, для начала, не соответствующие евро-5.
Но без моды на электротранспорт, не получится добиться от общества согласия на поднятие налогов на грязный транспорт.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Простите, но вот это всё, похоже как ребёнок объясняет взрослым всю выгоды покупки нового модного гаджета.

Хотите меньше автомобилей в городах, надо развивать ОТ. Хотите беречь природу, надо развивать ОТ. При этом, он может быть и модно электрическим.

Не троллейбусы беда, а как их у вас в городе используют/не используют.

Но хочется красивую модную игрушку, поэтому только Тесла, только хардкор.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

В большинстве развитых стран как раз таки комплексный подход. И нормы выхлопа и трамваи и мусорозаводы и электромобили. А в России к сожалению нет. Никакой стратегии. Хотя что можно ожидать от бандитского режима? У них только одна стратегия: больше своровать из бюджета и удержать власть любой ценой .

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Да, да. Не бандитское, честное правительство, в бедной, северной стране живущей в первую очередь за счет продажи минеральных ресурсов, сразу бы озаботилось дотациями для крупных западных концернов. Других то проблем у нас нет.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Вы сами себе противоречите. Не могут сочетаться 3 утверждения вместе: честное правительство, богатая минеральными ресурсами страна, бедное население. Какое то из этих утверждений неправда. Как вы думаете какое?

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

я себе не противоречу, поскольку - "богатая минеральными ресурсами страна,", я не говорил. Я писал, живёт за счет экспорта, а это другое.

Но вообще сочетается достаточно простое. Берется сумма экспорта минерального сырья и делится на количество населения.

Потом тоже самое делается с другими сырьевыми экспортёрами: Канадой, Норвегией, Саудовской Аравией и сравниваются полученные числа.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Я не понял. В России все живут за счёт продажи ресурсов и не работают? И не смешите людей утверждением "честное правительство". Если о роли ОТ можно поспорить то на счёт честности российского правительства спорить невозможно, это железный факт что они бандиты.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Работают, но живут за счёт продажи ресурсов. Доля государства в экономики очень большая, а бюджет, это в первую очередь сырьевая рента.

Вы можете делать прекрасную колбасу, но если Вы её продаете бюджетникам, то Вы живете за счет сырьевой ренты. Нет её, у бюджетников нет денег, Вы разоряетесь. Как-то так.

Где я утверждал, что у нас сейчас "честное правительство"? Я выразил сомнение, что реально честное правительство должно выдавать субсидии на импортные электромобили.

Ответить
Развернуть ветку
297 комментариев
Раскрывать всегда