{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Что нужно для развития рынка электротранспорта в России

Генеральный директор Neosun Energy Илья Лихов — о том, как устроен рынок электротранспорта в мире и что ограничивает его в России.

Реализованный проект станции для электрокаров на юге России Neosun Energy

По итогам 2018 года Россия вновь попала в число стран с плохой экологической обстановкой (согласно рейтингу Yale Center for Environmental Law and Policy).

Наравне с промышленными предприятиями источником загрязнения атмосферы служат выхлопные газы автотранспорта. Выбросы от него, как утверждает Минприроды, составляют почти половину от общего числа вредных веществ.

В мегаполисах этот показатель ещё выше. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге доля загрязнения воздуха от автотранспорта достигает 80–90 %.

Причина тому — большое количество старых машин, отсутствие фильтров на выхлопных трубах и плохое качество дорог.

Решение этих проблем Минприроды видит в переводе общественного и личного транспорта на топливо из природного газа или электричество.

Между тем другие страны уже давно идут по этому пути, и на протяжении пяти лет рынок электрокаров в среднем растёт на 60,5%. Во-первых, потому что они экологичнее, во-вторых, потому что для бизнеса и физических лиц их использование выгоднее.

Так, исследование Мичиганского университета выявило, что в год транспорт на электрическом топливе владельцам обходится дешевле почти в 2,3 раза ($485), чем автомобиль на бензине или дизеле ($1117).

При этом расходы на обслуживание электрокаров также ниже, поскольку в нём меньше деталей и расходных материалов, которые время от времени нужно менять.

Насколько востребован электротранспорт в мире и в России

Наибольшее количество электрокаров и гибридных авто приходится на рынок Китая (2 млн штук). Также электротранспорт востребован в США, Великобритании, Японии и Голландии. Спрос, однако, по всему миру неравномерный.

Данные исследования востребованности рынка электрокаров в России. К примеру, в Норвегии электротранспортом пользуется почти 50% рынка, а в нашей стране — практически никто ZSW

По данным исследования «Автостата», на начало этого года в России насчитывается всего 3600 электромобилей. Для сравнения: легковых авто на бензиновом и дизельном топливе у нас около 43,5 млн единиц.

Что касается инфраструктуры, то сейчас в России, по данным Россетей, реализующих программу развития зарядной инфраструктуры, насчитывается около 300 зарядных станций.

Львиная доля установлена в Приморье, Московской и Ленинградской областях. Также Neosun Energy недавно ввела в эксплуатацию полностью автономные зарядные станции в Южном федеральном округе России. Но опять же, это капля в море по сравнению с миром.

В Великобритании, к примеру, число зарядных станций уже перевалило за 7000, в США построено 68 800, а в Китае так и вовсе превысило миллион.

Карта зарядных станций для электрокаров SCMP

Российские власти на муниципальном уровне пытаются стимулировать переход на электрокары с помощью освобождения от налога на роскошь, нулевого транспортного налога, бесплатных зарядных станций и автостоянок. Однако этих мер недостаточно.

Что нужно для развития рынка электрокаров в России

В целом всё сводится к совместной работе бизнеса и государства.

Инвестиции в инфраструктуру для электрокаров

Одна из ключевых преград популярности электротранспорта России — суровый климат и расстояния между населенными пунктами. Поскольку есть ограничения по дальности поездки на одной зарядке, количество зарядных станций критически важно. В этом вопросе помочь может именно бизнес, и опыт уже есть.

Например, гиганты вроде Panasonic и Toyota, Renault и BMW уже взялись за увеличение ёмкости аккумуляторов.

Главы компаний Toyota и Panasonic заключили соглашение о создании совместного предприятия по производству твердотельных аккумуляторов большой ёмкости для электромобилей Nikkei

За развитие инфраструктуры в России, на мой взгляд, выгодно было бы взяться и нашим нефтегазовым компаниями — по примеру западных коллег.

Shell, например, имеющая сеть из 30 тысяч станций, только в Германии в ближайшее время планирует построить для электрокаров около 2000 зарядных станций на своих АЗС, а французский нефтяной концерн Total — установит 1000 устройств мощностью 150 кВт каждое.

На первых порах можно даже обойтись без строительства больших отдельных станций. Вполне достаточно будет на существующих автозаправках установить одну-две полноценных зарядки для электрокаров. Ведь использовать для этого обычные розетки нельзя: их мощность слишком мала и потребуется слишком много времени, чтобы зарядить автомобиль до необходимого уровня.

Поддержка сектора со стороны государства

Пока программа развития экологичного транспорта в России есть только на словах, а на практике почти не реализуется. Стимулы со стороны государства могли бы сдвинуть дело развития рынка электрокаров с мёртвой точки.

В Китае, к примеру, физическим лицам разрешили не платить налог с продаж электромобиля, упростили процедуру их регистрации, а цены на некоторые модели сделали в полтора-два раза ниже, чем на авто с бензиновым и дизельным двигателем.

Самый бюджетный электромобиль в мире — индийский Mahindra е-20, его цена в перерасчёте на нашу валюту — около 200 тысяч рублей Machindra

Серьезную поддержку рынку электротранспорта оказывают и в Европе. Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию «зелёного» транспорта со стороны государства достигли $5 млрд.

Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно) и зарядными станциями. Есть программы аренды электромобилей.

Почему бы законодательно не разрешить всё это и в России? Если это поможет заинтересовать потенциальных покупателей авто, значит подтолкнёт и бизнес как ко ввозу такого транспорта, так и к созданию своего и развитию необходимой инфраструктуры.

Впрочем, несмотря на малое количество как электромобилей, так и зарядных станций, рынок таких машин в России развивается. За минувший год он вырос на 49%.

Девелоперы и владельцы торговых центров начали активнее покупать солнечные установки на существующие и строящиеся объекты. Благодаря этому число зарядных станций и автомобилей, по прогнозам специалистов, уже в ближайшие годы может вырасти в два-три раза.

Станция зарядки рядом с торговым центром IKEA BBC
0
300 комментариев
Написать комментарий...
Ян Зовём

Сейчас никто не мешает производителям электромобилей продавать их в России. И продажи даже растут. На 49 процентов за год. Но правда это всего сотни едениц.

А что бы это были не сотни едениц, а тысячи, товарищ предлагает в это вложить кучу бюджетных денег, как например в Норвегии - "Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию зеленого транспорта со стороны государства достигли 5 млрд. долларов".

А "хорошая идея" это был сарказм.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Вот это бы зашло, инфа 100%

Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно)
Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Ага, как обычно, бедные заплатите за богатых.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Богатые все по куршавелям сидят, а бедные как раз в РФ выхлопами дышат.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Убедили, заплатить за полубогатых, которых жаба душит лишние полляма заплатить.

Так бы они на Ауди А3, допустим, попукивали бы, а так на Тесле будут кататься. Всё для бедных радость.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Там же не только полляма, там ограниченный пробег и отсутствие инфраструктуры, почему бы не простимулировать создание моды на зеленый транспорт, как он станет трендом, можно отменить льготу.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Зачем обществу делать это модным?

Пока единственный обоснованный ответ - экология.

Насколько это эффективно?

Вот пишут "целом на борьбу с пожарами и вообще на охрану лесов в России выделяется около 5 миллиардов рублей в год".

Вложения Норвегии, что упомянуты - 5 млрд долларов.

По мне, так эти деньги лучше вложить в охрану лесов от пожаров, что бы люди не задыхались от дыма. А не заменить ~ 10% легковушек на электромобили.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

В мегаполисах от чадящих авто страдают больше людей, чем от лесных пожаров.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

1) странная постановка вопроса. А не в мегаполисах, там не люди? пускай страдают?

2) Екатеринбург, Красноярск и Иркутск вполне себе большие города.

3) замена пары процентов личного транспорта, на электрический, проблему не исправит.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

1. Там нет такой остроты проблемы.
2. Я в Ростове-на-Дону живу, у нас такая проблема очень серьезна.
3. Главное, создать тренд и одобрение общества, потом остальных можно зачистить высокими экологическими налогами. Сейчас эконалог будет рассмотрен исключительно влезанием в карман.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

ЭЭЭ? В Китае нет остроты проблемы с загрязнением воздух? Насколько мне известно, это у нас по сравнению с Китаем, нет проблемы.

Тренд-то есть, денег нет. Там внизу в очередной раз сказали банальные вещи, при схожих потребительских качествах, электромобили значительно дороже бензиновых. А страна у нас бедная и проблем много.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Причем тут Китай??? Вы человек или бот?
На какую фигню только люди не тратят свои деньги, электромобиль хороший вариант, государству нужно лишь немного подсобить.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Пардон, перепутал, там дальше про Китай кучно пошло.

Так какой именно проблемы нет, и там это где? Сгоревшие деревни, смог месяцами, он кстати и в Москве периодически висит от торфяников, это всё реальные проблемы.

Но верю, что у Ростове-на-Дону, другие проблемы с чистотой воздуха.
Но насколько я знаю, их решают, восстанавливают троллейбусную сеть, которая в 90-х раза в три сократилась.

Вот новые троллейбусы, хороший вариант для вложения денег государства.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Щадящие грузовые и легковые автомобили вот настоящий экологический бич крупных городов 365 дней в году. Троллейбусы это очковтирательство, три калеки на сотню автобусов.
Нужно создать моду на электротранспорт, сделать его максимально доступным и большими налогами вытеснять грязный транспорт, для начала, не соответствующие евро-5.
Но без моды на электротранспорт, не получится добиться от общества согласия на поднятие налогов на грязный транспорт.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Простите, но вот это всё, похоже как ребёнок объясняет взрослым всю выгоды покупки нового модного гаджета.

Хотите меньше автомобилей в городах, надо развивать ОТ. Хотите беречь природу, надо развивать ОТ. При этом, он может быть и модно электрическим.

Не троллейбусы беда, а как их у вас в городе используют/не используют.

Но хочется красивую модную игрушку, поэтому только Тесла, только хардкор.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Вы живете в параллельной вселенной, у нас огромная страна, в которой наладить работу ОТ можно только в пределах садового кольца, и то не факт.
И потом, почему в такой важной сфере как экология, нужно делать только что-то одно? Надо и ОТ развивать и электротранспорт популяризировать и все что ниже евро-5 вытеснять.

PS Вам человек выше писал, как Китай добился выдающихся успехов в деле производство электромобилей, сначала создал рынок убрав пошлины, потом вернул в пользу своего производителя.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Это Вы живете в какой-то отдельной стране, где люди дешевые автомобили покупают, только из вредности.

И как бы причем тут размер страны? если мы говорим про ОТ в городах?

Я не знаю, откуда человек взял свои данные. Вот статья в вики про программу развития электроавтомобилей в Китае - https://en.wikipedia.org/wiki/New_energy_vehicles_in_China , где ничего про стимулирования импорта нет, зато сказано - "импортные автомобили не поддерживаются государственными субсидиями.

Вот если про привлечение импортных производителей, с технологиями. Тогда очень может быть.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

У нас автомобили совершенно не дешевые, так как в них до половины цены это пошлины и налоги.
Экология в крупных городах ухудшается прямо на глаза, основной вред от автомобильного транспорта, это факт.
ОТ значительно не уменьшит количество автомобилей, это тоже факт. ОТ в городах отличных от Москвы почти не развивается, т.е. маленький шанс уменьшить кол-во личных авто и без того уменьшается.
Значит нужно бить экологическими налогами, но чтобы общество их приняло (хотя бы главная, прогрессивная часть) нужна популяризация электромобилей.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Так плохо, что ОТ не развивается, надо что бы развивался.

А наличие хорошей, работающей системы ОТ как минимум сдерживает рост числа автомобилей.

Не вижу связи, между экологическими налогами и электромобилями.

Типа:

Электромобили это круто и экологично, поэтому ты должен купить Nissan LEAF за (2 272 498 рублей, цена в Японии, 2 536 712 цена в Европе, 2 139 632 рекомендованная цена в США) вместо Lada Granta ценой 600 000.

Хороший заход.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

В такой большой стране как Россия, развить ОТ можно только в Москве, максимум в СПБ, это исторический факт.
Зачем вы гранту сравниваете с нормальными автомобилями? Почему бы ее не сравнить с
https://autoreview.ru/news/indiyskiy-elektromobil-mahindra-e2o-segodnya-v-indii-zavtra-v-evrope

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Не понимаю логику Вашего утверждения.

Причем тут размер страны, если мы обсуждаем городской общественный транспорт?

Город и страна это две разные сущности.

Гранта - нормальный автомобиль, лидер продаж в РФ. Меньше снобизма.

Ну и как бы, миллион, всё равно много больше 600 000.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Ты чего под блаженного косишь? У нас очень плохое соотношение длинны дорог (направлений) на одного человека, сделать нормальный ОТ у нас выйдет сильно дороже, чем раздать каждому по автомобилю.
Только где сверхвысокая плотность населения на 1 км (Москва) можно сделать нормальный ОТ, но у нас есть еще один факто затрудняющий это - коррупция. Поэтому нормального ОТ не будет.
PS Причем тут снобизм? Ты говноповозку по название гранта сравниваешь с Nissan LEAF?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Спорить с тех аккаунтом бесполезно, еще видно не дотренировалась нейро сеть :) Человек (?) путает инвестиции и разрешение ЧС, стоимость владения и стоимость покупки, не понимает, как работают инвестиции и субсидирование авто производителей и игнорирует любые примеры других стран. Еще у человека есть только Tesla и Nissan Leaf, и человек не понимает, что если бы была реальная возможность ездить на электромобилях хотя бы в СПб и Москве - то на рынок пришла бы толпа китайцев по цене Гранты и вернулась бы Эллада по цене Гранты

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Кто же виноват, что Вы зациклены на одной мысли и не в состоянии понять написанное?

Я как раз понимаю, как работают инвестиции и заградительные пошлины. И очень сомневаюсь, что при обнулении пошлин и появлении "толпа китайцев" (с), вернулась бы Эллада.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Я зациклен?) Вот это поворот :) Это я говорю "нахрен элеткромобиль, все тушить тайгу и проводить автобусы местным медведям" на любой коментарий в этом посте?

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

ну держите в ответ свою "логику":

- Я хочу импортный электромобиль, государство должно дотировать мою хотелку.

- эээ, зачем?

- нужно развивать рынок импортных электромобилей.

- ээээ, зачем?

- ээээ, ну это, люди, экология, выхлопы.

- у нас бедная страна с кучей проблем. Может решать проблемы экологии другими способами, без дотаций зарубежных компаний. Ну там лес охранять лучше, что бы горел меньше. Или ОТ развивать, можно электрический.

- хочу электромобиль.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Я никогда не говорил:

* что хочу электромобиль
* что не надо тушить лес
* что не надо развивать ОТ

Я говорю:
* государство должно адекватно реагировать на ЧС
* государство должно коплексно подходить к экологии
* государство должно стимулировать рынок транспорта на альтернативных двигателях

Для стимулирования рынка государство может
* временно снизить/отменить отедльные налоги и пошлины
* дать преференции владельцам EV на дорогах
* субсидировать или хотя бы упростить процесс развития зарядных станций
* легализовать импорт и продажу EV в РФ юрлицами

Создание рынка EV даст
* возможность разморозить отечественные проекты
* привлечь инвестиции в виде заводов от азиатских производителей
* снижение загрязненя воздуха в больших городах

Ваши посылы:
* айда тушить тайгу
* все бедные
* все должны покупать гранту
* все силы на развитие ОТ

Они не работают потому что:
* сисетма наблюбдения и предупреждения есть, но она игнорируется местными царьками из-за отсутствия отвественности за экологию региона
* у бедных нет денег на гранту
* во многих случаях даже сейчас ОТ не в состоянии окупить даже зарплату водителя и кондуктора. Есть направления, где развитие ОТ не целесообразно.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

* дать преференции владельцам EV на дорогах
- это есть.

* временно снизить/отменить отедльные налоги и пошлины
если мы про ввозные пошлины, то это прямо противоречит

этим двум пунктам
* возможность разморозить отечественные проекты
* привлечь инвестиции в виде заводов от азиатских производителей

Ну и собственно, я не писал:
* айда тушить тайгу
* все бедные
* все должны покупать гранту
* все силы на развитие ОТ

Я писал:

- Россия бедная страна
- Лидер продаж в России, Лада - гранта, ~ 80% автомобилей покупаемых сейчас в России стоит дешевле 2 000 000.
- хотите улучшить экологию в городах, развивайте ОТ.

Ну и Вы не правы, ибо:
- Если система не работает, то её нет. Дело не только в ответственности, но и в деньгах.
- у кого нет денег на Гранту, тем более нет денег на электромобиль.
- Вас смущают дотации на ОТ, но Вы требуете дотаций для системы электромобилей. Это странно.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Нашел про тайгу. Возможно не Вы лично писали, а другой пользователь вашего аккаунта

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

ии? где Вы тут видите - айда тушить тайгу? Есть пример, куда можно с пользой употребить деньги.

Тем более, что Вы хотите опровергнуть, если я парой постов выше писал:

>> у нас бедная страна с кучей проблем. Может решать проблемы экологии другими способами, без дотаций зарубежных компаний. Ну там лес охранять лучше, что бы горел меньше. Или ОТ развивать, можно электрический.
Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Мм, прямо в тексте?)

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Это Ваша интерпретация.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Ну ок :) Моя так моя. Еще моя интерпретация - вы зацикленны, чтобы не дай бог деньги из России не оказались за ее пределами. Остальное вас не беспокоит и вы игнорируете все аргументы. Но могу вас успокоить - государство и так отлично с этим справляется, уничтожая сыр и яблоки на эстонской границе, так что можете не волноваться.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Да, как ни странно, меня беспокоит развитие несырьевой экономики России.

Ну и как бы трудно не игнорировать аргументы которых нет. Хотя был один, что плотность населения в городах России недостаточно для развития ОТ. Не знаю насколько он верен, но аргумент.

Вы лучше расскажите, как снижение импортных пошлин, стимулирует инвестиции в нашу страну, со стороны азиатских производителей.

Объясните работу этого парадоксального, для меня, экономического механизма.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

1. Создаешь инфраструктуру и спрос
2. Проводишь начальное наполнение рынка
3. Ужесточаешь правила импорта
4. Получаешь завод BYD полного цикла

Как-то так. Пока нет п1 - никто точно шевелиться не будет. А начиная с п2 появляется смысл в EV для российского автопрома.

Да, как ни странно, меня беспокоит развитие несырьевой экономики России

Я вот сейчас скажу удивительную для вас вещь, но современный мир строится на инвестициях разных стран друг в друга. Почти никакой высокотехнологичный продукт не рентабельно создавать полностью внутри одной страны, особенно если страна до этого 70 лет занималась жизнью по очень особому пути.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Зовём

Ага, значит не снижение пошлин должно перевести к инвестициям, а последующее их повышение.

Значится так.

Инфраструктура и спрос.

Хорошо, создаем инфраструктуру с использованием денег и админ-ресурса. Обязуемся все бензоколонки поставить розетки, они вроде и так это должны делать, но теперь будут это проверять.

Но спрос то всё равно остается меленьким. Даже если обнулить пошлины. Электромобили всё равно дорогие. Что бы появился спрос, скорее всего нужно не просто снизить пошлины, а дотировать покупку.

Китай так и делал, только он сразу дотировал своего производителя, а не импортного.

А Вы предлагает сначала отдать рынок и не просто отдать, а вложить в него денег, что бы потом, быть может кто-то стал инвестировать, и переносить производство.

Ну как бы так себе идея.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko
- это есть.

В Москве

если мы про ввозные пошлины, то это прямо противоречит

Каким образом?) Куда делось слово временно?

айда тушить тайгу

Правда?) Вы первым делом предложили направить деньги "на улучшение охраны леса". Вот только системы предупреждения и наблюдения есть, техника есть, а тушение здесь и сейчас - не инвестиция.

Если система не работает, то её нет.

Текущий пожар наблюдают со спутников очень давно. И внезапно и деньги, и техника нашлись по первому свистку из Москвы. Дело именно в отвественности местного правительства.

Вас смущают дотации на ОТ

Разные вещи - перманентно убыточная области и стимулирование возникновения нового рынка. Так что да, автобус, который за сутки перевезет 10 человек - плохо (и даже с точки зрения экологии), а субсидирование EV или, например, IT - хорошо.

~ 80% автомобилей покупаемых сейчас в России стоит дешевле 2 000 000

Да хоть 95. BYD e1 стоит 9к$, BYD e2 (который аналог гранты) - 13к$. В России их нет, потому что никто их не купит, потому что негде заряжать. Почему мы так усиленно сравнием гранту с лифом - я хз, но можно посчитать, например, через сколько владение лифом станет дешевле владения гранты.

Ответить
Развернуть ветку
297 комментариев
Раскрывать всегда