{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Европа. Uber. Грузоперевозки

Привет, меня зовут Алексей Козлов, проект «Везет Всем» (www.vezetvsem.ru).

Хочу продолжить тему, поднятую в предыдущей статье, и остановиться подробнее на рынке проектов по автомобильным грузоперевозкам в Европе.

По моему мнению, рынок европейских IT-проектов в грузовых перевозках развивается более агрессивнее последние три года, чем в США (по количеству сделок): активно идут венчурные сделки и сделки M&A. Возможно, это объясняется ключевой ролью автомобильных перевозок для экономики Евросоюза в сравнении с другими видами транспорта, а так же устойчивой и прозрачной нормативной базой с контролирующими функциями.

Aleksey Kozlov

В таблице выше представлены основные игроки европейского рынка по автомобильным грузоперевозкам, согласно классификации описанной в первой статье. Можно выделить несколько ключевых моментов:

1) В Европе были и остаются, широко представлены биржи по грузоперевозкам (marketplace lite). Timocom, Trans.EU, Teleroute являются основными проектами в этом сегменте с хорошей мультиязычной адаптацией, в том числе на русском языке. Ярким аналогом таких платформ в рунете является ATI.su. Стоит отметить, что многие биржи обросли полным функционал TMS-систем (Transportation management system) и другими сопутствующими сервисами: проверка контрагентов, коллекторские услуги. Назвать их «lite» с точки зрения сложности разработки нельзя. Мы классифицируем их с точки зрения бизнес-модели, а это — подписка, консалтинг и реклама.

2) На европейском рынке появляется много проектов, поглощенных представителя офлайн бизнеса, либо созданных в партнерстве (внутренние акселераторы, совместные предприятия). Например, компания SalooDO.com — цифровой экспедитор, выращенный во внутреннем акселераторе DHL, ориентированный на догруз и возвратную логистику. Его протестировали в Германии и раскатывают сейчас в Африке и на Ближнем Востоке, что с точки зрения конкуренции правильный шаг, а база клиентов "старшего брата" должна помочь в экспансии. Другой пример, Drive4Schenker - это совместный проект американского маркетплейса Uship.com (не доступен из России) и немецкого офлайн гиганта DB Schenker, ориентированный на экспедиторов и перевозчиков. Как я понимаю, материнская компания сливает на площадку спотовые заказы от своих клиентов и распределяет между сторонними перевозчиками. Аналогичный проект есть от "Деловых Линий", GetCargo.ru. Стоит также отметить сотрудничество флагманского европейского uber-проекта Sennder с автопроизводителем SCANIA (один из инвесторов) и поглощение стартапа CronoTruck французским гигантом Gefco.

​ Aleksey Kozlov

Анализируя представленную таблицу по объему инвестиций, надо отметить два фактора:

1) В 2016-2017 годах максимальное число проектов в этой отрасли получили инвестиций и возможность реализовать свои планы, 9 проектов получили больше 1 млн. долларов.

2) В 2018-2019 только 4 из них смогли продолжить подымать раунды: OnTruck и Sennder (оба Uber Heavy), Movinga, QuiQUp (last mile, как Dostavista). Проект ChronoTruck был поглощен стратегом. Остальные пока сделали один раунд, но в среднем он больше 13 миллионов долларов.

3) Из 138 миллионов в 2019 году венчурного финансирования 100 пришлось на Sennder, возможно такая агрессивная политика связана с активизацией "Uber Freight" на европейском рынке. Movinga за 5 лет насобирала 92 млн. долларов, к тому же поглотила конкурента Move24.

Анализируя проекты в Европе, хотелось бы остановиться на двух кейсах подробнее: Alpega Group и OnTruck.

Блицкриг. Alpega.

Три года назад на европейском рынке транспортной логистики появилась компания с четкой продуктовой философией и большими деньгами - Alpega Group, фондируемая CastikCapital. С тех пор компания приобрела:

1) Inet-logistics - австрийская облачная TMS с широким функционалом.

2) Бельгийскую компанию Wolters Kluwer Transport Services, под управлением которой находилась биржа Teleroute и TMS TransWide.

3) Тендерную TMS-площадку TenderEasy.

4) Испанскую биржу Wtransnet.

5) Еще биржу из Восточной Европы, 123Cargo.

Данное сочетание продуктовой линейки дает отличные возможности в борьбе с любым uber-проектом.

Во-первых, такая широкая линейка SAAS (Software as a service) TMS для разных отраслей и размеров бизнеса позволяет зайти в любую производственную или торговую компанию как софтверный партнер, потихоньку анализировать потребности заказчика и в какой-то момент предложить партнеру закрывать заявки, которые самостоятельно он не справляется (доступ к биржам). Легким движением руки мы видим как SAAS превращается в LAAS (Logistics as a Service), и заказчик передают свою логистику полностью на аутсорсинг Alpega.

Во-вторых, Alpega не поглощает компании ради канибализации, а сохраняет мультибрендовость, продукт, команду и даже CEO компаний. Вновь поглощенные компании продолжают работать каждый в своем сегменте, как отличная продуктовая команда с большими возможностями по ресурсам.

В-третьих, Alpega переводит всех на единый формат данных, позволяя получать максимум синергии проектам от коллобарации.

Резюме: Alpega демонстрирует очень интересный инвестиционный кейс на транспортном рынке, когда пазлы собирают в единую картину, которая имеет больший потенциал для роста. Они объединили marketplace и TMS за короткий срок, потратив 300-400 млн. долларов (моя оценка), получив готовый продукт, команду, клиентов, выручку, технологии и скорее всего даже прибыль ( как минимум операционную).
В 2019 году Alpega начала работать на рынке США и, судя по отзывам, весьма успешно.

Путь самурая. Ontruck.

В противовес спруту от Alpega Group рассмотрим испанский uber-проект "OnTruck". Проект создан в 2016 году, начал с Испании, сейчас представлен в 4 странах, поднял 3 раунда на общую сумму 42 млн. долларов. Моя ставка на выживаемость uber-проектов в Европе именно на Ontruck, и вот почему:

  1. Географическая экспансия. За последние два года проект вышел на рынки Англии, Франции, Голландии, помимо родной Испании. Это говорит о том, что ребята обкатали модель выхода на локальные рынки и готовы продолжать. Уверен, в следующем году будет Германия.
  2. "Ontruck" специализируется не только на магистральной FTL, но и на городской, региональной малотоннажной доставке, что позволяет предоставлять более конкурентный продукт и глубоко погружаться в бизнес-задачи заказчика, захватывая его отдел логистики. Малотоннажная перевозка менее сложная технически, как следствие, ниже риски и проще внедрять цифровизацию.
  3. Фаундеры привлекают правильные и последовательные раунды с отличными фондами: 2016 год "seed" - 2 млн. евро, 2017 год "round A" - 10 млн. долларов, 2018 год "round B" - 25 млн. евро. Уверен, в следующем году будет раунд на 40-60 млн. под Германию и Восточную Европу.
  4. Благодаря постоянно обновляемому внутреннему блогу команды, часто можно увидеть кусочки внутренних процессов, на основании которых, делается вывод, что команда очень четко понимает проблемы цифровизации транспортной отрасли и как их решать. Например, показательна статья от 2017 года про ML.
  5. Недавно Ontruck купил испанский проект Briver (локальный uber для грузоперевозок в Испании, Каталония). Это была дочерняя компания Wtransnet, которую как раз поглотила Alpega Group.

Резюме. Если представить, что мы ставим на скачки, я бы выбрал испанского жеребца "Ontruck". Мое мнение, что они делают все максимально правильно. В конце 2019 года их официальные цифры об обороте (GMV) 22.5 млн. евро (1,6 млрд. рублей) превосходят мои ожидания, для сравнения это всего в 5 раз меньше одного из лидеров российского офлайн рынка компании "GlobalTruck", которая торгуется на бирже и имеет аудированную отчетность, и в 4 раза больше GMV моего проекта "Везет Всем".

Не стоит упускать из внимания, что конкурент Sennder, имеет в партнерстве лучшего грузового автопроизводителя SCANIA, который может дать отличную фору для захваты рынка. Мое мнение, что перевернуть рынок магистральных FTL (Full Truck Load) возможно только в партнерстве с производителем подвижного состава. Scania уже имеет одну из лучших систем контроля движения и вождения, которые позволяют контролировать риски "человеческого фактора". Такое партнерство может сыграть и в сторону автопроизводителя. Они смогут продавать не просто коммерческий транспорт, а готовый бизнес: купил грузовик - получил контракты от Sennder. В итоге, покупатель не "фуру" приобретает, а инвестирует в бизнес с понятной доходностью.

Европейский рынок автомобильных перевозок на ближайшие 5 лет представляет большой интерес, советую всем наблюдать. Если у вас есть инсайды, информация или нашли неточность у меня, буду рад комментариям. Следующий в обзоре американский рынок.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Anton Vukolov

Интересно, хоть и не имею отношения к логистике
Но цифры оборота для Европы кажутся мизерными, не?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kozlov
Автор

Вы про Ontruck? 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Vukolov

Ну да, там только по нему есть цифра

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kozlov
Автор

Все относительно. Я видел в мире грузовые uber, которые подняли денег больше, а GMV был меньше. Для консервативного европейского рынка у ребят хорошие темпы, уверен у них еще выручка (комиссия) на уровне 10-15% будет с этого оборота, а большой европейский рынок позволит им сохранять темпы 250% еще 3-4 года. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Leshchenko

Леш, а вставь, плз, ссылку про статью от ML от Ontruck

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kozlov
Автор
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexey Leshchenko

"Малотоннажка проще технически, чем FTL-магистралка" - а почему ты так считаешь?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kozlov
Автор

Потому что, груз легче :) Расстояние короче, как правило, скорости меньше, меньше последствия от неправильного крепления или размещения груза в кузове. Риск перегруза, ДТП, нарушение норм РТиО. Риски меньше, поэтому масштабировать проще. 

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Гуревич

👍

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда