Заведомо провальный стартап или сможем заработать?
Как мы с другом запускаем интернет-магазин продуктов питания в 2020 году в Москве в условиях жесткой конкуренции.
В прошлом году я написал статью на тему вложения 1 миллиона рублей в какое-нибудь дело. Я выбирал тему, связанную с интернет-торговлей, т.к. хорошо в ней разбираюсь - интернет-магазины, различные площадки (инфопорталы, форумы), создание и продвижение сайтов, партнерки. Инфобизнес и прочее сомнительное, из-за чего мне потом может быть некомфортно на душе не рассматривал. Та статья получилась разоблачающей и даже вошла в топ самых читаемых за прошлый год на vc.ru, но ситуация на рынке немного разочаровала меня.
В виду того, что я сам являюсь предпринимателем и во мне есть огромное желание создавать, но нет духа авантюризма, то вкладывать как инвестор миллион в чужой проект я так и не решился. Тем более было мнение, что миллион для любого стороннего стартапа — это категорически мало.
Проблемы интернет-магазинов
Будучи в прошлом наемным сотрудником в банковских структурах, я четко осознал, что главное, чем постоянно должна заниматься любая компания, чтобы стать успешной - это оценка рисков. Оценка должна быть на каждом этапе и исходя из неё должны приниматься те или иные решения. В моем случае она происходит просто в голове и выглядит как вопрос "А что, если...?".
Имея действующий интернет-магазин, в котором часть работы отдана (или как говорят адепты успешного успеха - делегирована) сторонним исполнителям, нам постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, на которые мы не можем повлиять.
- В первую очередь - это конечно же логистика, доставка. Тут думаю, нет смысла разжевывать почему.
- Вторая проблема - нечестные конкуренты, работающие в черную, занижающие цены (демпинг), рушащие рынок. Это как мелкие чудаки, так и крупные конторы (беру, озон, вд).
- Третья проблема - специфичные поставщики. Нет товара, товар не тот, товар бракованный, склад не работает, принтер не печатает и т.д.
- Четвертая проблема - сотрудники. Хорошие специалисты стоят дорого и не идут работать в мелкие компании, коей мы и являемся.
- Пятая - специфика ниши, нет повторных заказов.
Те, у кого есть свой интернет-магазин прекрасно меня понимают. Имея этот набор проблем, я хотел, чтобы новый проект не был зависим от них. Или хотя бы от половины из них.
Старый приятель
И тут в конце прошлого года ко мне обратился мой давний приятель (далее - партнер) с идеей открыть интернет-магазин продуктов питания. Стоит отметить, что в продуктах питания я мало что понимаю, не разбираюсь в их видах и прочем. Для меня сыр - это сыр, его на хлеб кладут, рыба - это рыба, её с пюрешечкой едят и т.д.
У партнера же есть большой опыт работы с продуктами питания, свой работающий бизнес в нише b2b, имеется склад с необходимым оборудованием, товар и более-менее надежные поставщики. То есть есть готовая база для старта нового проекта в сфере интернет-торговли.
Что натолкнуло его на эту мысль? Все просто, сотрудники соседних компаний и фирм, где находится склад у партнера, стали приходить к нему с просьбой продать им продукты в розницу. Можно сказать, что не имея сайта сарафанное радио уже дало некий прирост клиентов в несуществующий бизнес. Более того, партнер самостоятельно пытался запустить интернет-магазин на бесплатном конструкторе сайтов. Понятно, что ничего путного из этого не вышло.
Он понял, что создать сайт на коленке и завести туда товар недостаточно, оказывается нужно изначально продумывать все нюансы сайтостроения с учетом юзабилити, заниматься продвижением и раскруткой с учетом сео-шмео, маркетингом, рекламой и т.д. Нужен человек, который шарит в этих ваших интернетах. Изучив этот рынок, который как оказалось не ограничивается Перекрестком и Утконосом, я согласился.
Почему должно получиться?
Суть бизнеса в целом крайне проста. Покупаем продукты оптом - продаем в розницу через интернет-магазин. Обсудив глобальные вопросы, мы решили, что на первом этапе будем продавать только замороженные продукты с длинными сроками годности, чтобы избежать рисков потери товара в случае его не реализации. Сперва это будет замороженная рыба, морепродукты, мясо и консервация.
Вы спросите, а почему будут покупать у нас? Есть две основные причины - цена и качество. Мы можем предложить клиентам самую низкую цену на товар просто потому что у партнера самые низкие цены на закуп. При этом мой партнер очень тщательно относится к выбору поставщиков и качеству продукции, а я в свою очередь всегда делаю упор на сервис при работе с клиентами. То есть в плане качества товара и низкой цены мы уверены на 100%. Также у нас есть уверенность, что в совокупности с хорошим продвижением и тем же сарафанным радио эти факторы должны привести со временем к хорошим продажам, несмотря на потенциальную конкуренцию с гигантами данного рынка.
По состоянию на февраль 2020 года:
- миллион раз обсудили структуру бизнеса и зоны ответственности;
- создали и наполняем контентом сайт на другой CMS, которая соответствует современным требованиям, но при этом не просит больших вложений;
- 2 раза переработали ассортимент товара;
- решили, что сделаем этот проект открытым и планируем запустить ютуб-канал, на котором будем выкладывать видео о том как развивается или разваливается этот проект.
Почему же я согласился? Возвращаясь к проблемам, в этом проекте нет 3-х из них - конкуренты не демпингуют в виду специфики ниши, поставщики надежны и товар на нашем складе, продукты покупают регулярно. Также частично решена проблема логистики. Необходимые для первоначального функционирования сотрудники тоже есть. Поэтому я смогу сосредоточится непосредственно на создании качественного интернет-магазина.
Название и сайт пока выкладывать смысла нет, но если будет интерес, то через пару месяцев напишу ещё одну статью или же просто дам ссылку на ютуб-канал, если до этого дойдет.
Жду критику, как обычно. Пожалуйста, отговорите меня.
Вы много обсудили и продумали про бизнес со стороны бизнеса, но я не понял только одного - а какую проблему вы хотите помочь решить людям? Зачем вы будете кому-то нужны?
Есть доставка у Перекрёстка, есть Утконос или какие-то там ещё подобные сервисы. Чем они плохи и чем вы будете лучше?
Увидел, конечно, про цену и качество, но это ведь каждый второй заявляет. Вообще не аргумент же.
у людей нет проблемы. они просто покупают еду там, где им понравилось и едят её.))
помимо перекрестка и утконоса оказалось, что есть ещё тысячи мелких интернет-магазинов, продающих продукты. ну и в перекрестке с утконосом нет такого ассортимента рыбы и морепродуктов, например, который будет у нас. мы ориентируемся больше на деликатеску сейчас.
В Перекрёсток я иду, чтобы купить целую кучу еды сразу. Вы что, предлагаете мне заняться рыбой и морепродуктами отдельно от всей другой продуктовой корзины? Нет у меня времени на это.
да, я мыслю также, именно потому что не разбираюсь в продуктах. но как оказалось есть множество людей (даже среди моих знакомых), которые хотят купить например 5-10 килограмм отличных стейков на какое-то мероприятие и не могут это сделать в перекрестке. они покупают рыбу и мясо в нишевых магазинах или на рынках. едут туда специально. ужасно, конечно.))
И у вас уже есть аналитика по тому, сколько будет этих людей, которые придут к вам за отличным стейком?
тут нет противоречий. мы не решаем проблему глобально. люди всегда будут хотеть есть, и у них нет проблемы с точки зрения где купить или что-то ещё. я говорю о том, что есть много магазов, где люди покупают продукты и это не перекресток. так почему бы им не стать нашими покупателями?
Так они уже где-то покупают. Почему бы им стать вашими покупателями?
всё просто - цена и/или качество.
Комментарий недоступен
иногда хочется попробовать чего-то нового. хочется сравнить. плюс маркетинг и продвижение.
любой бизнес на торговле чем-то когда-то начался. вот раньше я технику в юлмарте покупал, потом ютинете, потом в олди, потом ещё где-то, хотя на каждом этапе меня более-менее все устраивало. причин почему люди будут покупать в другом месте очень много и разных.
может мы предложим новым клиентам скидку 30% на первый заказ и ещё 20% на два следующих.
инструментов сделать так, чтобы покупали в нашем магазине достаточно.)
Вы вроде бы хотите критику, но при этом не даёте никакой конкретики. Что тогда вы предлагаете критиковать-то?
"Может мы предложим" - это, конечно, крутое планирование.
"Иногда хочется попробовать чего-то нового" - насколько иногда? Какому количеству людей? В вашем плане есть конкретные цифры или ваши ожидания ограничиваются общими словами?
"Инструментов достаточно" - например? А у конкурентов их нет?
моя мысль в статье была в том, что я решил не вкладывать лям в сторонние проекты, а заняться новым для себя проектом, описал в целом почему решил заняться им, как он в общем выглядит и что мы делаем. эта статья пока что не об аналитике и цифрах.
Но ведь тогда и нет конкретного предмета для критики...
В большей мере я имел в виду критику в плане написания статьи и меня лично. И возможно тех моментов, которые мы не учли. Может кто-то тоже занимается продуктами питания и напишет "бегите, голубцы"...
А, ясно. Критикую: в статье вы спрашиваете мнение - взлетит или не взлетит. Никто сейчас не сможет ответить вам на это, т.к. нет никакой конкретики: сколько вы ожидаете клиентов, кто ваш клиент, чего он хочет и от чего страдает, почему будет покупать у вас, кто ваши конкуренты, чем они хороши и плохи, и чем вы планируете быть лучше. Не общие слова, а конкретные цифры, основанные на чём-то.
спасибо за критику)
Не за что! с вас 5000руб в адрес любого из центров помощи бездомным: https://www.google.com/search?q=%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80+%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B8+%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D1%85&rlz=1C1EJFA_enRU765RU765&oq=%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80+%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B8+%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D1%85&aqs=chrome..69i57j33.3595j0j7&sourceid=chrome&ie=UTF-8