Трибуна
Kirill Zheleznov
2964

«Будем!» — площадка для поддержки любимых мест в кризис

Площадка, на которой гости могут поддержать свои любимые места в кризис 2020 года.

В закладки

Контекст

Только начался 2020, грянул коронавирус, малому бизнесу сразу стало плохо: люди сидят дома, а бары, кафе, рестораны, студии разоряются. Бизнесу нужна поддержка и деньги, от государства пока ничего хорошего дождаться не удалось, поэтому каждый сам по себе крутится как может.

В то же время мы с коллегами работаем в стартапе Tokenomica — платформе для выпуска цифровых ценных бумаг. Понимая, что до выпуска ценной бумаги проект может и не дожить, мы придумали другой способ привлечь деньги проектам здесь и сейчас — по сути распродать будущий денежный поток этих самых проектов.

Идея

Идея родилась простая — сделать так, чтобы проект смог легко начать торговать сертификатами на будущие услуги, а лояльные гости могли легко покупать и потом использовать сертификаты, получая услуги со скидкой.

На идею натолкнуло решение, которое сделал Dictatura Æstetica Bar на Красном октябре, в который мы с коллегами из Tokenomica нередко ходим обедать и не только обедать:

​Переходите к ребятам в канал https://t.me/dictaturaestetica

Мы очень долго пытались понять, как это работает, и поняли лишь, что это какое-то сложное решение не от хорошей жизни и так делать не надо, поэтому сразу же решили делать коробочное решение, которое бы покрывало все стадии жизни сертификата.

Так родился «Будем!».

Стадии жизни сертификата выделили следующие:

  • Информационная — нужно рассказать, что сертификат дает и где он действует.
  • Платежная — пользователю нужно оплатить сертификат и получить его.
  • Учетная — проекту нужно контролировать, сколько будущих услуг он распродал, сколько сертификатов и в каком объеме ему уже предъявили, а сколько еще в обороте.
  • Финальная — пользователю нужно прийти в бар, кафе, ресторан и использовать сертификат, бару — проверить, что сертификат валиден.

Для реализации всего цикла идеально подходят пластиковые карточки и другие программы лояльности, но нам показалось, что в такой ситуации вряд ли кто-то сможет позволить себе такую заморочку. Более того, клиент сейчас сконцентрирован на выживании, поэтому нужно сделать за него как можно больше операций.

Немного контекста 2

Как я уже сказал, мы работаем в Tokenomica — задачи в «Асане» здесь не переводятся, а большие релизы идут за большими релизами непрерывно.

Поэтому реализовать проект решили со следующими ограничениями:

  • Никакого нового кода от штатных программистов.
  • Никакого дизайна от дизайнеров.
  • Три человека и три дня на подготовку к старту продаж.

Благословляю

Артем Толкачев
СЕО Tokenomica

Зондер-команда была определена быстро (Лена, Женя, привет!). Мы дистанционно побрейнштормили, накидали тасок в «Асану» и поехали реализовывать.

влезло почти все, но мы все успели

Реализация

Выбрали инструменты:

  • Asana для управления задачами.
  • Tilda для всех лендингов и страничек.
  • Figma для иллюстраций.
  • Эквайринг нескажукакой пока не снизят комиссию.
  • Waves-кошелек как инструмент для выпуска, хранения и перевода баллов. Мы в Tokenomica используем Waves для выпуска цифровых ценных бумаг, но для этого кейса решили, что Waves подходит даже еще лучше — да, можно легко реализовать весь функционал работы с баллами через централизованную базу данных, но такую базу нужно строить и администрировать, а зачем, когда децентрализованная уже работает. Как бонус — удобное мобильное приложение для пользователей в комплекте.

Распределили задачи по категориям:

  • Продукт — все, что связано с пользовательским путем: лендинги, шаблоны писем, инструкции, факи, автоматизация, прием денег.
  • Процессы — внутреннее описание процедур, их автоматизация.
  • Лигал — понятно, что война все спишет, но мы постарались максимально серьезно подойти к оформлению отношений между пользователями, заведениями и нами.
  • Админ — все, что связано с мелкими задачами по документам и получению доступов.
  • Маркетинг — все, что связано с подготовкой к запуску и с продажами.

Пользовательский путь выбрали такой.

Для бизнеса:

  • Приходишь на лендинг.
  • Заполняешь форму.
  • Подписываешь договор, внося идентификационный платеж.
  • Верстаем страницу по шаблону.
  • Выпускаем токен.
  • Добавляем в админку.
  • Подсоединяем эквайринг.
  • Бар получает QR код для приема баллов и ссылку на страницу.
  • Бар идет рассказывать про страницу коммьюнити.
  • Раз в неделю бар получает отчет по его сборам вместе с собранными деньгами.

Для пользователя:

  • Пользователь на главной, выбирает заведение.
  • На странице заведения вводит нужную сумму, платит картой.
  • На почту приходит информация для доступа к кошельку с баллами.
  • После карантина пользователь приходит в бар и переводит баллы, сканируя QR-код заведения.
  • Заведение видит у себя начисление баллов, отмечает заказ как оплаченный по предоплате и отпускает гостя с богом.

Конкуренция

Мы увидели, что несколько баров уже запустили свои программы по продаже сертификатов, поэтому с самого начала отвели существенную часть скрипта для продажи описанию преимуществ нашего подхода перед другими решениями:

Над самодельными формами (как здесь) — простота учета и зачета баллов, нормальное юридическое структурирование, скорость запуска.

Над программами лояльности и купонными сервисами — быстрая и бесплатная настройка, супер низкая комиссия (если сравнивать с купонными сервисами).

Забегая вперед можно отметить, что сейчас любая комиссия воспринимается заведениями как нечто невозможное — приходится объяснять, что у нас тоже есть расходы, которые мы обязаны нести.

Результаты в части подготовки к запуску

Глобально — все получилось, в понедельник сервис был полностью готов к запуску. Что не получилось:

  • Сделать совсем без программистов — пришлось потратить около 10 часов, чтобы доработать разработанные ранее механизмы по автоматизированном выпуску токенов и их переводу, подсоединив к простенькой админке. Можно было бы сделать и без автоматизации, но наша зондер-команда рисковала утонуть под запросами, а этого не хотелось.
  • Успеть раньше всех — проекты уже сами начали собирать лендосики на Тильде, собирая деньги на личный аккаунт в яндекс.деньги (опять же, война все спишет, но мы решили так не делать).

Остальное получилось — все автоматизировали, лендинги нарисовали, письма сверстали, договоры вычитали, список таргетов (90 проектов) составили, список инфлюенсеров и сми для поддержки — финализировали.

Результаты по состоянию на сегодня

Запустились менее успешно, чем планировали: ожидали, что бары и кафе вообще не будут отказываться и поголовно вступят в ряды наших клиентов — время тяжелое, откладывать не имеет смысла, расходов никаких. Тем не менее добавление мест идет не так быстро — за сутки не очень активной работы по холодным контактам удалось добавить четыре места, да и не все добавились полноценно.

До инфлюенсеров руки дойдут завтра, со СМИ пока также не получилось — кто-то не занимается благотворительностью, а другие просто игнорируют.

Монетизация и планы

Изначально предполагалось, что мы будем зарабатывать несколько процентов сверху того, что тратим на эквайринг. Сейчас мы берем с проектов 5% от собранных средств, при этом 4% мы тратим на эквайринг — это очень больно, и мы пытаемся эту цифру снизить, но за сутки нам это не удалось.

Понимаем, что на этой истории мы не заработаем денег. Наши глобальные планы: сделать бары, кафе, студии с самым крепким коммьюнити акционированными барами — ведь каждый же хочет иметь свой бар, правда?

Если у вас уже есть бар — пишите budem@tokenomica.com или по контактам на сайте, мы вас оперативно добавим.

Оставляйте комментарии, пишите ваши идеи и предложения по доработке — бэк-лог пока почти пустой :)

{ "author_name": "Kirill Zheleznov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 19, "likes": 23, "favorites": 46, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 116939, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 02 Apr 2020 15:16:03 +0300", "is_special": false }
Право
Юридическая упаковка стартапа – базовые документы и необходимые шаблоны
Мы тут часто пишем про стартапы и финансирование. В качестве антикризисной меры решили собрать и выложить базовые…
Объявление на vc.ru
0
19 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
9

Отличная идея ! Удачи вам!

Ответить
8

Я лучше за фул прайс куплю услугу когда (если) она мне будет нужна чем куплю обещание дать скидку когда-нибудь потом.

Те кто уверен что их бизнес выживет через год пусть в банках кредитуются, а не за мой счет, ну а тем кто не уверен я денег за обещания тем более не дам ))

Ответить
0

Справедливо.

Ответить
1

А если я купил сертификат, а бар закрылся через месяц?

Ответить
4

К сожалению, это ваш риск - бар обычно дополнительно предупреждает об этом на странице, но дополнительно описали в соглашении :(
Инструмент, скорее, рассчитан на лояльное заведению коммьюнити - вряд ли это можно считать хорошим инвестиционным инструментом, который позволит дешевле есть и пить в будущем. 

Ответить
2

Спасибо за то что сами честно признаете что это деньги на ветер.

Ответить
6

Это эмоциональная история - я верю в свой бар и я верю, что еще приду туда выпить свой законный Фрэнч 75 когда все это кончится.
Если будет некуда приходить - буду плакать, но не по 2000 рублей, которые заплатил, а по бару.

Ответить
0

А для вас бар это что? Локация, посетители, напитки, персонал? 
Или собственники?

Ответить
1

В смысле "если"?

Ответить
–1

А смысл? Закроются одни, а на их место придут другие. Сейчас бы переживать из за "где присесть" пожрать.

Ответить
1

Это чтобы ваш бар любимый остался.

Ответить
0

Хз, если баром рулит не только здравомыслящий, но и порядочный чел, он не станет в таком участвовать, потому что никакого бара, очень вероятно, не останется.

Ответить
0

Кажется, что тут нужно грамотно управлять ожиданиями - все таки никто не обещает, что точно окажет услугу, поэтому пользователь знает, на что он идет.
Конечно, это концепт не для всех, а может вообще ни для кого - время покажет.

Ответить
0

Интересно как просчитана прибыль. Лендинг за 5% комиссии и продвижение - кажется слишком мало (включая все расходы). Хотя если проект имиджевый и есть ресурсы в штате, то почему бы и нет. 

Идея в любом случае интересная. 

Мы сами создали лэндинги на тильде и предложили покупать фанатам сертификаты и побочную продукцию. За 2 недели - 2 продажи (160$), при 50$ бюджете на рекламу. Сегодня будем тестировать карты лояльности за 1$. Посмотрим как пройдет. 

Ответить
0

Что продаете?

Ответить
0

Настольные игры и подарочные сертификаты

Ответить
0

А если закроется заведение или ? Вы будете отвечать и возвращать деньги?

Ответить
0

Не взлетит, зря время потратили( Тут вон каждый второй пишет, что у него денег нет вообще, ага, будет он сертификаты покупать, которыми еще неизвестно когда воспользуется. Сейчас тратить деньги на такие вещи - верх глупости. Хотя, история с вирусом показывает, что дураков у нас много.

Ответить
0

про saveourfaves.org конечно не слышали

Ответить

Прямой эфир