{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Заменят ли бухгалтеров роботами? Эволюция бухгалтерии и четыре всадника прогресса: от ручного счета до чат-бота

Бухгалтерское дело в России появилось 300 лет назад во время реформ Петра I. Профессия прошла путь от первого российского бухгалтера Тиммермана до специалистов с компьютерами и смартфонами и осталась актуальной. Пока что.

От полутора до трех миллионов человек (именно столько в России бухгалтеров по данным из разных источников) волнует вопрос: «Исчезнет ли профессия бухгалтер в будущем?». В том виде, в котором она существует на большинстве предприятий, — скорее всего, да. Роботизация бухгалтерии точно будет развиваться и некоторые типы бухгалтеров останутся не у дел.

Кто заменит бухгалтера и почему

Часто обязанности бухгалтера в организации размыты. В разных компаниях специалисты выполняют разный набор функций. Далеко не везде собственник может точно сформулировать критерии эффективности работы бухгалтера, и человек занимает рабочее место, потому что так принято.

На самом деле, уже сейчас предприятия некоторых форм собственности не нуждаются в отдельном сотруднике, а часть компаний выбирает аутсорсинг, чтобы за те же деньги или дешевле получить поддержку группы специалистов в любое удобное время.

Нужна ли бизнесу Марь Иванна, которая не может ответить на запрос прямо сейчас, потому что у неё перерыв и ромашковый чай? Или уже в обозримом будущем все операции будет выполнять чат-бот в приложении, который не ходит на перерыв, не болеет, не пьет ромашковый чай, да и чай вообще?

Как было раньше, как есть сейчас и лишат ли технологии Марь Иванну булки с маслом в будущем, решили разобраться специалисты Фингуру, вспомнив, как эволюционировала профессия: от плановой экономики до наших дней.

Эра счетоводов и первый всадник прогресса — калькулятор

Во времена плановой экономики вид собственности был один — социалистический. Все принадлежало государству. Бухгалтерский учет был частью единой системы народнохозяйственного учета. План счетов для всех предприятий был единым, документы и методологии — унифицированными. Важна была не прибыль, а выполнение плана и минимизация расходов.

Ключевыми критериями эффективности бухгалтера были скорость и правильность подсчета.

Чтобы изобразить бухгалтера первой половины XX века, достаточно показать человека с русскими счетами. Позже появились арифмометры — настольные вычислительные машины — самым популярным в СССР был «Феликс» (по аналогии с Дзержинским его называли «Железным Феликсом»). В период с 1929 по 1978 выпустили несколько миллионов вычислительных машин.

Но вплоть до 70-х годов счеты оставались самым массовым вычислительным прибором. Консервативные специалисты продолжали доверять только себе и своим рукам, упорно сопротивляясь прогрессу.

В 60-70-х годах появились полностью электронные калькуляторы «Вега» и «Искра 123». Калькулятор заставил бухгалтеров изменить привычкам и повлиял на ценность человека в профессии. Если работа со счетами требовала специальных навыков, то с калькулятором сложный вычислительный процесс был под силу десятилетнему ребенку.

Конечно, документы не могли сами себя обсчитать на калькуляторе. Процесс требовал участия человеческих, в данном случае — бухгалтерских, рук. Обсчитывать документы и вносить данные в гроссбухи продолжали дамы в строгих костюмах, которые научились стучать по кнопкам, не глядя. Критериями эффективности оставались скорость и точность.

Несмотря на то, что первые компьютеры в СССР появились ещё в пятидесятых годах, их влияние на работу бухгалтеров было незначительным. Большие дорогие машины стали прерогативой крупных предприятий, малые и средние продолжали работать с калькуляторами.

Эра бухгалтеров-счетоводов продолжалась до 1988 года и закона «О кооперации в СССР». Впервые за всю историю социализма кооперативам разрешили заниматься торговлей. Через три года, с образованием независимой РФ и зарождением коммерции, мир бухгалтеров окончательно перестал быть прежним.

Считать все еще было нужно, но добавилась новая функция — контролирующая. Если во времена СССР никаких заминок с движением документов не было — всё предоставлялось четко и вовремя, то теперь «бумажки» нужно было собирать с контрагентов и проверять. Бухгалтер-счетовод частично превратился в бухгалтера-контролера.

Эра контролеров и второй всадник прогресса — программа учета

Девяностые — время перемен, которое одни вспоминают с романтическим вздохом, а другие — с ужасом. Сложная экономическая ситуация и кризис оставили огромную часть населения без работы. Некоторые профессии сильно трансформировались, и не все смогли приспособиться. В том числе и бухгалтеры, которые теперь должны были работать в условиях рыночной экономики.

Новый экономический строй требовал новых законов и регулирующих органов. В 1990 году образовалась государственная налоговая служба. Никто не понимал, как она будет работать. Учились все: и бизнесмены, и бухгалтеры, и сотрудники налоговой.

Фильмы про «лихие девяностые» подарили нам образ бухгалтера того времени: пухленький, в белой рубашке, очках и галстуке мужчина средних лет, который ведет бандитам двойную бухгалтерию. На самом деле, в бизнес пришли женщины из советских кооперативов.

Сначала прогресс отобрал у бухгалтеров счеты, теперь позарился и на калькуляторы. В России начали массово распространяться ПК.

Первые персональные компьютеры появились еще в восьмидесятых. Это были машины отечественного производства, которые после перестройки не выдержали конкуренции с компьютерами IBM. На базе MS-DOS, а позже и операционной системы Windows, появился первый бухгалтерский софт — программы учета.

В это время вышли на рынок «Парус», «Практик» и «1С», которая, благодаря успешной бизнес-модели, стала лидером и остается им до сих пор.

Свалившиеся как снег на голову технологии, которые должны упростить жизнь, не радуют среднестатистическую Марь Иванну. Она с треском и скрипом осваивает работу с ПК, делая пометки в тетради, чтобы не забыть, какие кнопки нажимать. Самые продвинутые используют наклейки на клавиатуру с функциями клавиш.

Теперь все считает компьютер, бухгалтеры-счетоводы со счетами и арифмометрами уходят со сцены. Их место занимают бухгалтеры-контролеры. Они собирают и проверяют документы, вносят их в систему, общаются с налоговой инспекцией, сдают отчеты.

Декларации все еще подаются в бумажном виде. Бухгалтеры выстаивают огромные очереди в налоговой и мечтают о добром инспекторе, который не выпишет штраф.

Система требует серьезных изменений. В 1998 году заместителем министра по налогам и сборам назначают Михаила Мишустина, которого СМИ назовут «сисадмином всея Руси». Именно Мишустин собрал команду, которая запустила процесс диджитализации налоговой в конце девяностых. В нее вошли люди, с которыми он был знаком через Международный компьютерный клуб (МКК), организованный Мишустиным и Амдиляном ещё в 1990 году и ставший первой IT-тусовкой в России.

Благодаря Мишустину и его соратникам в начале нулевых появилась возможность сдавать налоговые декларации на дискетах, однако к ним необходимо было приложить бумажную копию. С 2003 года отчеты можно сдавать по ТКС, но их по-прежнему необходимо дублировать «бумажками». В 2005 здравый смысл побеждает. Теперь можно обойтись ТКС и ЭЦП ( электронной цифровой подписью) и не стоять в коридорах налоговой с пачкой бумаг.

Нововведения упрощают жизнь бухгалтеров, частично избавив их от рутины. К переменам приспосабливаются молодые специалисты, и в профессии появляется новый тренд: отдавать бухгалтерию на аутсорсинг. Девушки-бухгалтеры ведут сразу несколько организаций.

Буквально за десятилетие профессия сильно трансформируется. Впереди неизвестность. Фантастические фильмы рисуют будущее, где среди летающих автомобилей и роботов бухгалтер с бумажными декларациями выглядел бы, как повозка с лошадью, припаркованная рядом с Lamborgini.

Окончание эры контролеров и третий всадник прогресса — ЭДО

Не успевают бухгалтеры освоить новые технологии, как перед ними разворачивается очередное поле боя. Следующим всадником прогресса становится электронный документооборот (ЭДО). Его начинают тестировать в начале нулевых, но пока электронные декларации — условие необязательное.

Благодаря ЭДО, потребность в сборе бумажек постепенно отпадает. Тем, кто его использует, не нужно ничего физически подписывать, ставить мокрые печати и отправлять по почте. Вроде жизнь должна стать проще, но не все проявляют сострадание к деревьям и переходят на электронный документооборот.

Новый порядок вызывает волну сопротивления и новые волнения в профессиональных кругах. Теперь меньше документов теряется, можно оперативно получать счета и акты, сдавать декларации в электронном виде. Функции бухгалтеров в организации снова оказываются под большим вопросом. ЭДО снимает с них львиную долю рутины, и теперь не каждый бухгалтер на предприятии загружен на 100%.

Эра консультантов и четвертый всадник прогресса — чат-бот

В 2013 году, с приходом Михаила Мишустина в ФНС , начинается внедрение автоматизированной системы контроля налога на добавленную стоимость (АСК НДС).

Система анализирует электронные декларации, проводит сверку данных компаньонов и контрагентов и находит в них расхождения. Этот процесс не требует непосредственного участия человека.

В 2015 году подача электронных деклараций в России становится обязательной.

Бухгалтеров накрывает очередной волной технологического прогресса, которая медленно превращается в цунами.

В профессиональных кругах ругают правительство. Мол, это не упрощение жизни — это дань моде на диджитализацию.

Становится сложно прятаться за стопкой бумаг. Чтобы не кануть в небытие, бухгалтерам приходится менять мышление и приносить бизнесу дополнительную ценность. Перестать ограничиваться функцией контролера и взять на себя функцию консультанта.

Конечно, пока на рынке есть предприятия старого формата, в них будут работать Марьи Ивановны. Не только бухгалтеры сопротивляются изменениям, но и многие бизнесы не используют потенциал современных технологий и решений. Им комфортнее действовать по старинке, ограничиваясь лишь необходимыми мерами, которые навязаны государством.

Прогрессивному бизнесу, который стремится к максимальной эффективности, важно, чтобы задачи решались быстро, услуги предоставлялись 24/7 и всё было под рукой.

Эффективный предприниматель не хочет писать отдельное письмо Марье Ивановне о том, что Петрова нужно отправить в отпуск. Жизнь диктует новые правила. Он больше не звонит диспетчеру, чтобы вызвать такси, заказывает еду через приложение, не едет на другой конец города, чтобы провести встречу, которую можно провести онлайн.

Услуги бухгалтера он тоже хочет получать в подобном формате. И те, кто готов ему их предоставить, будут преуспевать.

Такой формат — не далекое будущее. Уже сегодня есть мобильное приложение с чатом, куда можно отправить фото документов, а обработают их команда бухгалтеров и бот.

Чат-бот круглосуточно выполняет типовые задачи без участия человека: формирует 2-НДФЛ и платежки на выплаты сотрудникам, оформляет отпуска и больничные.

Есть формы собственности, которым вообще больше не нужны бухгалтеры и достаточно функций мобильного приложения, — самозанятые, ИП 6%.

Со временем системы налогообложения будут оптимизироваться и изменения коснутся других форм собственности. Однако это вряд ли случится в ближайшие десять лет. Изменения — это процесс. Чтобы чат-бот мог взять на себя больше функций, необходимо упростить саму систему налогообложения. Для большинства организаций пока что невозможно полностью убрать бухгалтера из связки «бизнес-налоговая».

Кроме того, не каждый бухгалтер в компании выполняет свои прямые обязанности. Нередко на них вешают функции кладовщиков, менеджеров по закупкам, кассиров или секретарей. Плюс, не каждый предприниматель готов менять мышление и переходить на новый способ работы: разбираться с чат-ботом или другим софтом, который упростит жизнь. Задачи решаются руками Марьи Ивановны и слава Богу.

И всё же. Исчезнет ли профессия бухгалтера в будущем?

Времена менялись, а с ними и бухгалтеры, которым приходилось адаптироваться к новым реалиям. С одной стороны, на профессию влияли политическая, экономическая и технологическая ситуация в стране, с другой — базовые принципы бухгалтерии существенно не изменились со времен Луки Пачоли. Всё та же двойная запись остается основой построения баланса.

Сегодня в России вести бизнес не так сложно, как это было в начале девяностых, когда коммерция только зарождалась. Есть понятные законы и система налогообложения, ЭДО и электронные декларации, умные программы учета и аутсорсинговые компании, которые могут обслуживать как малый бизнес, так и крупные компании.

Технологии избавили бухгалтеров от большого количества рутины, и сейчас у бизнеса есть потребность в консультировании: по оптимизации налогов и финансовому здоровью компании.

Сегодня и в обозримом будущем профессия бухгалтера будет оставаться актуальной. Ее полная автоматизация требует существенных изменений в налоговом законодательстве. Но каждый год рутины становится меньше и специалисты, которые занимаются перекладыванием бумажек, становятся не нужны.

Технологии разгрузят бухгалтеров, а потребность в консультировании бизнеса будет расти. Квалифицированные специалисты, которые умеют не только обрабатывать первичку, но и видеть финансовую ситуацию сверху, оптимизировать ее , не нарушая законы, будут востребованы и сейчас, и в будущем.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Екатерина Шолохова

В статье нет информации о том, что бухгалтера обеспечивают не только сдачу деклараций (на самом деле это вторично), а учёт материальных запасов и затрат предпринимателя. Т. е. выполняют  одну из важнейших функций предприятия - сохранение активов. Не надо говорить, что делают это кладовщики (это простые операторы) над ними всегда стоит контроль - бухгалтерия. И передать сейчас роботу эту функцию, это значит пустить вора в склад. И почему то забыли про начисление зарплаты. Попробуйте передать на производственном предприятии зарплату роботу - 1С даже не может решить вопрос начислений по сдельной оплате, если это завод, о чем вы говорите.... 

Ответить
Развернуть ветку
Павел Тимохин

Екатерина, бухгалтеры уже давно перестали выполнять функцию сохранения активов. Вы когда-нибудь участвовали на крупных предприятиях в инвентаризации? Бухгалтерия даже инвентаризационную опись на текущую дату сформировать не может - приходится формировать её на основе складского или оперативного управленческого учёта. Предприниматели в России уже давно перестали пользоваться бухгалтерской информацией для сохранения активов - в бухучет она всегда отражается с большим опозданием. Всё, что требуется сейчас от бухгалтера - это отчитаться в контролирующих органы, чтобы уменьшить налоги с минимальными рисками. А контролировать свои активы и управлять бизнесом предприниматели уже давно прекрасно научились без помощи бухгалтеров с помощью CRM и ERP систем, которые содержат более актуальную и полную информацию. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Павел Тимохин

В продолжение темы. Налоговое законодательство поменяют так, чтобы роботам было проще справляться с задачей учета: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/v-pravitelstve-predlozhili-krupneyshuyu-s-1990kh-nalogovuyu-reformu-otmenit-nds-ndfl-i-sobirat-nalog-s-prodazh-1029457726

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Литвиненко

После прочтения официальных новостей от Минфина (20 августа) про мониторинг бизнеса в режиме онлайн, -> интернет запестрил новостями про автоматизацию бизнеса в бухгалтерии.
И сегодня где-то уже на этом ресурсе читала подобное
В статье мне понравилось, что есть акцент про сопротивляющиеся прогрессу компании, согласно и печально, поскольку у них сидят статичные бухгалтера во главе Марь Иваны
И я, как консалтер услуг, говорю предпринимателем и бухгалтерам, что это уже безвыходность и предлагаю им готовые решения, все равно не верят и на надеятся на «ману небесную».
Но к 2025 году все мы будем «под колпаком», то есть автоматизированы
Жаль операционных бухгалтеров, останутся без работы
Жаль предпринимателей, которые не смогут выйти из тени

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Григорьев

Идиоты хотят заменить бухгалтеров роботами. Мне недавно бухгалтер на нашем заводе подробно разъяснила сложный вопрос принципов выплаты зарплаты при моем переводе в другой цех. Более того, она предотвратила расчёт со мной при увольнении, так как по ошибке меня хотели уже уволить, а не перевести в другой цех. Робот такое сможет сделать?
Идиоты технократы, которые хотят уничтожить человечность на предприятиях и в компаниях! Почему? Ради своей прибыли: что бы тупые "успешные предприниматели" начали увольнять своих бухгалтеров! И работники останутся без зарплаты в первый же месяц. И начнут бунт. А этого хрена-предпринимателя засудят за невыплату зарплаты вовремя! 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Михайлов

Бухгалтеры вымирают? Мишустин молодец? Вот так набросили! 😂

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ermolov

Совсем не вымрут )

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мальков

   Почему рутину якобы автоматизируют, а работы у бухгалтерии меньше не становится?
   Плюс какая-то прорва отчетов от государства добавилась в последнее десятилетие. У них что, данных и без этого было мало? На формирование отчетов, проверку и передачу (пусть даже полностью компьютеризированные) требуется время.
  Бухгалтерский аутсорс обычно означает, что внутри организации надо платить дополнительные деньги другим сотрудникам, так как аутсорс не делает все, что делал внутренний бухгалтер. А в бухгалтерии бардак начинается, так как у семи нянек дите без глаза.
  Самое главное - в бухгалтерии процентов 30% нетиповых операций и задач. Это вы не замените чат-ботом. И аутсорсером, ведущим одновременно по 20 организаций, не замените. А в остальных 70% тоже нужно минимальное человеческое участие, а также постоянная проверка и настройка. 
  Не верю в эти моднявые штучки. Для начала хотя бы сократите СОВОКУПНЫЕ рабочие действия старомодного бухгалтера процентов на 35. Без добавления работы другим сотрудникам. А потом поговорим.
    Режим самозанятых и остальная бухгалтерия - это небо и земля. Самозанятость - это эксперимент без претензии на какие-то значимые налоговые поступления.  На остальные налоги государство живет и только добавляет там постоянно бухгалтерам работы.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Михайлов

У меня конечно упрощенка 6% но есть сотрудники и большой оборот через валютный контроль. Я к примеру через бухгалтерский сервис веду без бухгалтера. Все эти отчёты не готовлю, они автоматом формируются, а я смс-кой подтверждаю. Уже очень много лет так и никаких проблем. Я думаю лет десять назад, я бы за это платил бухгалтеру тысяч 15-20 в месяц, а сейчас тысячу за автоматизацию, которая сама всё делает.
Конечно, есть бухгалтерия более сложная, но это не значит, что там нельзя большую часть процессов и отчётов автоматизировать. Такие как - оформление сотрудника, формирование отчётов и справок 2ндфл и т.д. 
А лет через ещё десять я предполагаю , что, можно будет автоматизировать вообще всё.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мальков

1) Банком то у вас явно не бухгалтерский сервис занимается. Либо сами занимаетесь, либо платите сотруднику. А так бы платили бухгалтеру.
2) Сотрудники с их отпусками, приемами-увольнениями. Это же надо вести, чтобы отчеты формировались. От бумажных документов по кадрам закон вас тоже не освобождал. Да и сами отчеты -неужели все всегда у вас с ними гладко, не надо мудохаться, только смс-кой подписал и все? Не верю в это. Даже у меня гладко не было, а я понимаю на стыке бухгалтерии и IT.
3) режим УСН 6% самый простой после самозанятых и патентов. Логично бы было, чтобы хотя бы его можно как-то автоматизировать с выигрышем в затратах.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Михайлов

1) А что банком заниматься? Платёж подтвердить смской? Или что вы имеете введу? Банк формирует выписку автоматически загружаешь в сервис. Единственное, что надо верно указывать, это назначение платежа. Все платежи налоговые и в другие гос.органы сервис сам формирует и указывает. Платежи себе или клиентам, это надо быть упоротым оленем, чтобы неверно указать назначение.
2) По сотрудникам тоже документы и отчёты в сервисе автоматически формируются. Только смской подписал и всё. По ведению кадров, тоже всё автоматизировано, сейчас я не обязан иметь бумажные тома. 
3) Да, я об этом и пишу, что выгода очевидна. Экономия примерно 1500% Если более сложная форма собственности и система налогообложения, будет экономия меньше, может на 50% всего, но будет. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мальков

   При валютных платежах раньше для банка не только платежки были нужны.
  Ну и я, так подозреваю, вас не проверяют госорганы просто из-за малого размера. Там бы и выяснилось, какие бумажные тома вы не обязаны иметь и что еще вы не обязаны делать.
  Думал, что глупо с вами спорить. Так как если вы сами считаете, что есть экономия в вашем личном бизнесе, то, наверное, вам лучше знать. Но вижу, что вы партнерствуете с этим Фингуру. А значит не следовало бы вам якобы на личном примере писать о его эффективности.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Михайлов

1. И сейчас для банка не только платежи нужны.
2. Проверяют, всех проверяют) И мне каждый год шлют по два-три требования чето пояснить. Но как правило, много ума не надо чтобы на них ответить. Ты просто поясняешь в свободной форме, что не понимает инспектор и всё. 
3. Я "партнерствую" с Фингуру, но Фингуру - это сервис аутсорс бухгалтерии, где люди не хотят тратить своё личное время и доверяются бухгалтерам. Просто у них есть чат-бот, которые без участия человека решает простые задачи. А я не с ними работаю, а веду бухгалтерию сам в другом автоматизированном сервисе.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда