Fibbee: робот-бариста, ведущий к перевороту на кофейном рынке
Привет! Я — Александр Хвастунов. Три года назад вместе с командой я начал плотно работать над foodtech-проектом. Это робот-бариста, который варит кофе с математической точностью. Проект называется Fibbee. Сейчас Fibbee с успехом покоряет московские ТЦ и БЦ, а мы без сомнений говорим, что будущее кофейной индустрии за автоматизацией.
Что подвело нас к созданию Fibbee
Кофе стал культом. Особенно это заметно в городах-миллионниках. Ещё недавно это был утренний напиток. Сейчас кофе сопровождает нас на протяжении дня — айс латте в жаркий день, раф со сладким сиропом за вечерней прогулкой и американо, чтобы этот день начать.
Люди предпочитают забежать за кофе в любимую кофейню, хотя по пути встречают десятки автоматов и кофемашин. Причины такого поведения разные. Кто-то идёт в кофейню за атмосферой, а кто-то за более качественным напитком.
При этом у кофеен нет безграничной зоны роста. В один момент развитие доходит до пиковой точки и с этим ничего не сделаешь. Бариста не успевают обслуживать поток клиентов или успевают, но забирая от качества. Результат предсказуемый — часть клиентов переходит на сторону конкурентов.
Ещё сложнее с масштабированием. Нужна грамотно проработанная операционка и собранная с нуля команда, которая сумеет удерживать сервис на заявленном уровне.
Знаю об этом на опыте. В течение четырех лет до старта работ над Fibbee совместно с партнёрами я занимался проектированием и установкой кофе-поинтов. Когда specialty-кофе только дошёл до Москвы, мы открывали первые кофейни третьей волны.
Делая заметки в работе над сторонними проектами, я понял — без автоматизации решить описанные проблемы не выйдет. Чтобы построить масштабную, сильную сеть, нужно идти новой дорогой. Fibbee выросла из симбиоза двух идей: качественный продукт за адекватные деньги и адаптивность к запросам клиентов.
Fibbee — самый клиентоориентированный бариста
До работы над Fibbee у нашей команды не было опыта в IT и программировании. Мы собрали мощную команду из топовых российских разработчиков, которые полтора года изо дня в день занимались «хардом» и «софтом». Все рабочие процессы объединены и управляются системой Fibbee IS. Мы создали первую в России киберкофейню. У Fibbee нет аналогов в СНГ и даже в Европе.
Это полноценная кофейня, на установку которой нужно всего 6 м2 площади. Внутри — кофемашина швейцарского бренда Eversys. Бренд лидирует в нише создания кофейных суперавтоматов. Чтобы адаптировать кофемашины под возможности Fibbee, мы вышли на представителей Eversys и получили доступ к тонкой настройке оборудования. Без такого оснащения было не обойтись. Разработкой молочной и сиропной системы мы занимались самостоятельно. Для управления и работы с параметрами Fibbee — самописный софт. Заказы выдают манипуляторы, которые мы тоже разрабатывали лично. На рынке не оказалось подходящих решений.
Итог — приготовление кофе с математической точностью и возможностью точечной настройки, то есть под запрос каждого клиента.
Для оформления заказа два пути: интерфейс Fibbee на условной стойке заказов или мобильное приложение. Приложение доступно для iOS и Android. В момент оформления заказ можно адаптировать под себя: задать соотношение эспрессо, воды, молока и пены (в будущем) с помощью ползунка, добавить сахар, крафтовый сироп и молоко. Мы подумали о людях с разными предпочтениями, поэтому кроме коровьего предлагаем растительное молоко — соевое, кокосовое или миндальное.
Сейчас Fibbee работает с пропускной способностью до 80 напитков за час. Заложенных ингредиентов хватает на 350 напитков. Ценообразование лояльное. Цены подчёркивают идею качественного продукта за адекватные деньги. Американо стоит 129 руб., латте или капучино — 139 руб., авторский кофе с наполнителем — до 179 руб.
У нас есть кофейная лаборатория. Во главе команды большой кофейный эксперт — Анастасия Латова. Настя работает с топовыми кофейнями третьей волны и начала погружение в кофейную индустрию 17 лет назад. Технолог с большим опытом, которая не устаёт обучаться. Лаборатория занимается качеством продукта — подбором зерна, сиропов, вопросами обжарки.
Конкуренция с классическими кофейнями
У Fibbee есть конкуренты, но не те, о которых можно подумать в первую очередь. Это киберкофейня, поэтому главный конкурент — традиционные кофейни. Хотя некоторые сравнивают Fibbee с вендинговыми автоматами. Такое сравнение ошибочно. Да, визуальное сходство есть, но даже оно минимально.
Fibbee выигрывает у кофеен сразу по четырём параметрам:
- Скорость обслуживания.
- Точная настройка напитков под запрос клиента.
- Стабильность вкуса.
- Стабильность сервиса.
У Fibbee не бывает плохого самочувствия, неудачного дня, проблем в личной жизни. Поэтому она поддерживает вкус и сервис на стабильно высоком уровне. Из-за человеческого фактора в традиционных кофейнях это утопия.
Нас сравнивают с другими робо-кофейнями, но и это сравнение мне кажется не релевантным. Fibbee — робот-бариста, которая пришла развивать кофейную культуру. Мы делаем акцент на хороший кофе, в то время как условные конкуренты слишком зацикливаются на вау-эффекте от роботизации процесса приготовления напитка.
Я не говорю, что бариста больше не нужны, но есть уверенность, что в будущем они останутся в «кофейных ателье». Посмотрите, как уверенно масс-маркет вытеснил индивидуальный пошив одежды в ателье. Это естественный процесс, который ждёт и кофейную индустрию.
Конкурентоспособность Fibbee растёт вместе с ядром лояльных клиентов. До карантина топовые локации приносили больше 250 чеков за день. В постоянных клиентов конвертировалось 15% проходящего трафика. Сейчас мы наращиваем обороты и скоро победим свои же докарантинные успехи.
Планы на будущее
Fibbee — готовый, доработанный проект, но мы не прекращаем развиваться. В голове сотни идей, способных улучшить работу робота. Для заказа разработано очень простое и удобное приложение. Мы стремимся создать по-настоящему удобное для пользователей приложение. Способное сначала покорить российский, а за ним и мировой рынок. Почему нет? Для этого наша команда находится в постоянном поиске и работает над реализацией новых фишек.
Из сервиса и мобильного приложения мы хотим выстроить экосистему, в которой можно поделиться любимыми рецептами с другими пользователями, стать участником программы лояльности и получать «плюшки», делать кастомные напитки, ставить оценки действующему меню и влиять на будущий ассортимент.
Fibbee уже работает на 9 локациях в разных районах Москвы. Все точки отмечены на карте в приложении. Это только начало. Мы упорно идём к тому, чтобы перерасти во франшизу, представленную за пределами Москвы. Мы сумели получить одобрение и доверие топовых московских торговых центров. С нами сотрудничают крупные российские и международные компании: Fibbee есть в IQ-квартале, в технопарке «Сколково», АФК «Система», в бизнес центре «Сибур Холдинг».
Сейчас команда ведёт активную разработку дополнительного проекта — mini-Fibbee. Если полноформатная версия занимаем 6 м2, то мини займёт до 2,5 м2. Это упростит интеграцию в самые разные места.
Окажитесь рядом, обязательно загляните на знакомство и вкусный кофе от Fibbee. Если захотите поделиться впечатлениями, узнать больше или посотрудничать, ждём сообщений: [email protected]
А почему уже третий год, а только три точки? Можете раскрыть хоть какие-то данные по продажам? Как долго они работают? Какая динамика?
Со стороны человека находящегося внутри рынка это выглядит странно. Если все хорошо, то должны расти быстрее. При этом есть фичи, без которых можно прожить, а есть те, без которых нельзя, но их нет. Например, то что приложение до сих пор не работает на обоих платформах. Как это может уживаться с вашей концепцией - не понимаю.
Мы приняли решение работать над COFYZ ровно год назад. В конце ноября открыли первую кофейню в Риге. Прямо перед пандемией первый КОФИЗ по франшизе в Питере. Приложение под обе платформы было сразу, абонемент был сразу и еще много чего. При этом за это время мы сделали просто огромное количество изменений на основе реального ежедневного взаимодействия с нашими гостями. Первый этап - проверка идеи признан успешным и недавно мы начали искать и новых франчайзи и помещения для расширения сети своих кафе.
Я мог бы долго рассказывать почему ваша идея не сработает именно так как вы ее сейчас видите. Начиная, хотя бы, с того что невозможно точно регулировать количество кофе в порции без существенного изменения вкуса напитка, но это будет выглядеть как поливание грязью конкурентов. Поэтому очень бы хотелось посмотреть на цифры. Вполне допускаю что у не прав, но тогда непонятно почему нет ни одной цифры продаж.
Я естественно за идею автоматизации в целом. Мы очень много над этим работаем тоже. Просто реальная жизнь она гораздо сложнее чем кажется на бумаге.
Фамилия настоящая?
По сути ребят, ни о чем Ваши аппараты. Конечно размах колоссальный, но вот кофе ничем не отличается от обычных вендингов.
Кто и как часто будет убирать помещение и автомат?
раз в день
Походу, ты никогда не был в штатах - там запросто могут разбить кулаком экран кофемашины просто из хулиганских побуждений. А уж стащить все, что плохо лежит - вообще святое. У меня кофезоны стоят в Призмах, Лентах и Максидомах в открытом доступе, но никто не ворует ни стаканы, ни сахар, ни сиропы.
Комментарий недоступен
Александр, приятно познакомиться !
В конкурентах почему-то не нашёл упоминания, скажите, что думаете про «дринкит»?
По сути это ваша почти точная копия от огромного игрока рынка. какие планы бороться с ними?
мы всегда наблюдаем за проектами Фёдора и полностью разделяем подход ДоДо к автоматизации и цифровизации бизнес-процессов и диджитальному клиентскому опыту, но у нас абсолютно разные бизнес-модели. В проекте ДринКит кофе варят бариста, как и во всех классических кофейнях, а это вновь вопрос пресловутого человеческого фактора. Добиться того уровня стабильности качества, точечной настройки под вкус клиента и скорости возможно только при помощи автоматики. Плюс, оптимизация расходов на персонал кардинальным образом влияет на операционную рентабельность проекта
Отличная идея, интересно попробовать. А вообще приятно осознавать, что у нас есть такие талантливые люди, а то обычного только слизывают идеи
Спасибо! приезжайте пробовать в наши локации пожалуйста!
Обязательно после статьи нужно попробовать. Думаю результат не огорчит)
Вопрос о сохранности зоны где сахар, салфетки и т.д - в США островки тоже есть, но там не такие дикие люди, наши могут сахар и сахарницы дергать с салфетками.
у нас тоже не дикие, нормальные люди) а вообще, сахар там можно добавить в кофе сразу в меню
Хайтек а роботы это супер! Цепляет. Но вот если бы кофе за 59р - была бы тема, а так как будто дороговато.
У нас и так цены очень демократичные, большой капучино 129 руб..
3 года назад родилась сама идея Fibbee и мы приступили в работе над проектом. Разработка дело не быстрое… Первую тестовую точку в Сколково мы открыли в конце 2018 года и далее усовершенствовали все технологические решения и программное обеспечение для того, чтобы создать оптимальное решение и масштабировать бизнес.
Про вкус, конечно когда покупатель меняет настройки, разные вкус, так как это новый рецепт по сути. Но они все проработаны.
Если говорить о продажах, то на текущих объектах среднемесячный оборот составляет 600-700 тыс. р., при том, что точки работают только по рабочим дням.У нас хорошие операционные показатели. Развею Ваши сомнения в части необходимости кастомизации – данной опцией постоянно пользуются 25% клиентов Fibbee, что является очень весомым показателем.
По поводу приложения - совсем скоро будет iOS , просто не успели всё сразу :)
И да, реальная жизнь сложна))
В офисе СИБУРа с такими ценами может работать любая бизнес-модель, в т.ч. и на Eversys с общим бюджетом несколько миллионов, А как насчет реальной конкуренции в ТЦ с Кофиксом "все по 60 руб" или с настольным вендингом от Kaffit.com c безлюдным обслуживанием - приемом PayPass карт и платежей по QR-code, ценой эспрессо от 29 руб и аналогичным качеством напитка?
Kaffit не даст аналогичное качество напитка. Швейцарские заварочные технологии пока никому не удалось превзойти. В свое время WMF пришлось купить Schaerer именно ради технологий заваривания.
Одноразовая тема какая то. Один раз в новинку попробовать можно, но потом все будет вокруг завалено стаканчиками, облито кофем и прочим сахором, сафеток и прочей чепухи не будет в принципе. Так что к аппарату нужен будет человек который за ним следит и убирает все вокруг.
У нас хорошие показатели возврата, уже на основе накопленных данных за время работы торговых точек. Залитого и заваленного ничего нет :)
Отношение к чистоте понятно, если даже в ролике, актер после перемешивания напитка кладет грязную палочку на чистый стол, вместо того, чтобы сразу ее выбросить...
Хоть бы догадались кадр с грязной палкой на столе вырезать и то хорошо )
По франшизе может планируете развиваться в ближнем зарубежье?