Я задолбался искать съемное жилье и создал робота, который делает это вместо меня
Привет! Меня зовут Лев. Я разработал «умного» помощника по поиску жилья HomeBro. Расскажу о том, что привлекло 8000 пользователей, при чем здесь нейросети и почему довольные съемщики присылают мне донаты.
Предыстория: лучшее делают для себя
Вы когда-нибудь пытались снять жилье в Москве? Тот еще адок.
Мой последний раз был, когда я только устроился продакт-менеджером в Яндекс. Три недели я без остановки листал сайты объявлений и группы в соцсетях, пытаясь выцепить что-то адекватное. В итоге все-таки нашел подходящий вариант, отстегнул агенту 25 тысяч, а поиски постарался забыть как страшный сон.
Спустя полтора года я захотел сделать что-то Свое. С нуля. Мечта. Вот это все.
В прошлом у меня уже была одна попытка – с друзьями делали онлайн-платформу для конкурсов в духе «Минуты славы». Запустились и даже немного подзаработали, но выстрелить не смогли. Из плюсов – я серьезно прокачался в разработке, а также понял важную для себя вещь:
Начиная новый заход, я перебрал много идей разной степени упоротости, пока не вспомнил про свой опыт поиска квартиры. Вопроса, в какую сторону копать, больше не было.
Проблемы
Я провел интервью с десятками тех, кто искал жилье. У большинства были одни и те же хорошо знакомые мне трудности.
Первую боль, которую я хотел устранить – бесконечное блуждание по сайтам объявлений. Многие подключают email- и push-уведомления, но и с ними хватает проблем:
- они приходят с задержкой, либо не приходят вообще. А хорошие варианты разбирают буквально за 10 минут;
- фильтры нужно настраивать отдельно для каждого сайта/приложения;
- показывается куча объявлений о сдаче одной и той же квартиры. При этом часто где-то есть заветное предложение от собственника, но его без спроса 100500 раз копируют ушлые агенты.
Я, как и большинство людей в моем окружении, активно пользуюсь Telegram. И для меня было бы идеально получать все подходящие варианты напрямую в мессенджер.
Поиск не выдал сколь-нибудь рабочего бота, который решал бы эту задачу. Оставалось только сделать его самому.
MVP: манагер дорвался покодить
Первая версия HomeBro была совсем простой – бот присылал новые объявления с ЦИАНа с парой фильтров.
Спустя месяц разработки и закрытого тестирования я рассказал о сервисе в небезызвестной группе Flats for Friends.
Откровенно говоря, я не ожидал, что 74% пользователей запустят поиск квартир. Для этого нужно было ответить на 4 вопроса бота, включая ручной ввод станций метро – это не пару кнопок нажать. Какая мотивация!
Но самое главное – люди начали советовать Бро друзьям и присылать донаты. Нагрянули и риелторы, причем некоторые даже предложили купить мой проект.
Люди, которым не зашло, тоже были, но появление фанатов вселило оптимизм. Я увидел, что продукт полюбили.
Да что говорить – даже эту статью мне помогли написать пользователи HomeBro. Космическое вам спасибо, друзья!
Доработки
Я начал докручивать функциональность.
Сейчас бот присылает новые объявления с 4х сайтов – ЦИАН, Авито, Яндекс.Недвижимость и Домофонд.
Делает это шустро – в течение минуты после публикации (ну ладно, иногда двух, но я работаю над этим).
Одну квартиру присылает один раз. Причем, если где-то видит предложение без комиссии, то показывает именно его. Мало того что агенты копируют чужие объявления, так они еще и изменяют указанные в них данные – цену, площадь и так далее. Поэтому потребовалось сделать кластеризацию, чтобы выявлять группы объявлений с похожими параметрами. А дальше уже из них показывать те, что без комиссии, если такие существуют.
И да, в этом боте нет рекламы, и он бесплатный.
Если достали ковры на стенах, пора натравить на них нейросеть
Большинство съемщиков не готовы жить в квартире с бабушкиным ремонтом. Выявить такие – отличная задача для нейросети.
Мне давно было интересно потрогать руками машинное обучение, а вот и повод нашелся. Начал с прохождения образовательного курса по нейросетям от Google. Оказалось, что не нужно тренировать сеть с нуля – гораздо лучше взять существующую классную нейросеть и дообучить ее под свою задачу.
Для определения типа ремонта я скормил сети тысячи фотографий как очень симпатичных, так и откровенно печальных квартир.
Чтобы не покупать дорогущие сервера, надо было найти решение, которое при обработке сотен тысяч изображений в день будет одновременно быстрым, качественным и экономным по железу. Поэтому взял за основу сеть MobileNetV2, которая изначально задумана для применения на мобильных устройствах с ограниченными ресурсами.
Так в боте появился фильтр «не бабушкин ремонт», точность которого сейчас составляет 90%. Я работаю над его улучшением, в частности, учу Бро отличать фото самой квартиры от снимков улицы, подъезда и прочих объектов, которые вносят помехи в оценку ремонта.
А через месяц после запуска фильтра на vc.ru хайпанула статья Петра Бондаренко про похожую нейросеть для просмотра ЦИАНа. Было обидно, что в фокус внимания попал не мой проект, но это стало лишним доказательством того, как у людей наболело. Ну и вывод:
И проверяй спрос, проверяй спрос
Когда дневная аудитория бота приблизилась к 1000, я решил добавить в игру владельцев жилья. Арендаторам предлагалось прислать небольшой рассказ о себе со ссылкой на соцсети в обмен на спецпредложения от собственников. А хозяева получили возможность еще до знакомства узнать о заинтересованных жильцах и выбрать подходящих.
До начала работ я проверил интерес со стороны хозяев, но не опросил арендаторов. Для них это казалось очевидно полезной функцией (стоит вообще забыть слово «очевидно»). В итоге уже после запуска стало понятно, что откликнувшихся квартиросъемщиков недостаточно.
Несколько недель напряженной работы насмарку.
В качестве бонуса получил мини-исследование аудитории Бро – за время эксперимента сотни пользователей бота рассказали мне о себе. Да и сервис для владельцев жилья еще получит второй шанс, когда количество арендаторов увеличится.
Бро, а не бездушная железка
Чтобы вовлечь человека в общение, хотелось сделать бота не просто инструментом, а помощником и даже другом. Для этого у него должна была появиться какая-то индивидуальность. С этим мне помогли мои друзья. Вместе мы проработали характер и визуал бота – так родился приветливый робот с двумя глазами.
Бро общается на «ты», мечтает и искренне радуется, когда вы знакомите его с новыми людьми.
Маркетинг и монетизация
С момента запуска сервис HomeBro использовали 8 тысяч человек. Сейчас ежедневная аудитория Бро превышает 2 тысячи юзеров.
Я пробовал по-разному продвигать бота, но пока лучше всего работают два способа:
- Реклама в сообществах. Тут недавно случилась маленькая победа – пожертвования от привлеченных рекламой пользователей начали окупать затраты на продвижение. Цифры по донатам пока смешные – за последний месяц я получил 9000 рублей. Но теперь я могу покупать больше рекламы, потому что эти деньги вернутся, а ежедневная аудитория Бро увеличится.
- Сарафанное радио. Если в самом начале каждый пользователь приводил за собой в среднем 0,2 друга (простите за расчлененку:), то сейчас этот показатель вырос до 0,7. И я уверен, что мне удастся пробить критическую отметку в одного приведенного человека, обеспечив сервису вирусный рост.
Чтобы сделать из Бро что-то большее, чем pet-проект, два месяца назад я ушел из Яндекса. В планах – проверить основные бизнес-модели, привлечь деньги и собрать команду. Пока я развиваю бота исключительно на свои сбережения и пожертвования пользователей. Но чтобы создавать лучший продукт, нужно зарабатывать больше.
К счастью, здесь есть куда развиваться.
Первое – ввод дополнительных услуг. Например, сейчас я тестирую сервис записи на просмотр квартиры в один клик. Вместо тебя с хозяином пообщается и договорится о встрече специально обученный человек. Все, что нужно – заполнить анкету и выбрать удобное для показов время.
Второе – HomeBro клевая площадка для партнерского маркетинга. Людям при переезде нужны разные услуги – от помощи грузчиков до клининга и страховки. Я вижу Бро как единую точку входа для решения этих проблем. Бот понимает, в какой стадии поиска жилья находится человек, и что ему может быть полезно в данный момент.
В заключение
Дружите с роботами, они клевые.
Для удобства еще раз ссылочка на бота. Поделитесь, как вам? Что понравилось, что показалось неудобным? Чего не хватило? Пишите о своих впечатлениях в комментариях, это безумно важно для проекта, я буду очень благодарен.
А если вам интересно сделать что-то классное вместе, то давайте обсудим!
Комментарий недоступен
Так этот сервис берет те самые заманухи от ленивых риелторов с недостоверными фотографиями с ЦИАНа и Авито, чем бы вам помогло?
Или вы думаете он вам пришлет какие-то другие квартиры, что ли?
В части недобросовестных агентов пока Бро эффективно борется только с копированием агентами объявлений собственников.
Но это только начало пути.
Точно буду добавлять анализ цены/качества и фильтрацию откровенно заманушных вариантов, а также искать другие способы противодействия мошенникам.
Длинный текст получился.
Сразу хочу сказать, что я вам желаю удачи, просто лично мне этот бот кажется странной идеей - просто рассматривайте это как критический фидбек.
Чем мне этот бот поможет, как арендатору?
Вы же не генерите какие-то новые варианты, не привлекаете хозяев - вы просто парсите существующие сайты и репостите оттуда варианты.
Когда мне надо было снимать - я заходил на тот же ЦИАН, смотрел там варианты, звонил, встречался и заселялся.
Всё.
Ну платил 50% риэлтору, но таков уж рынок и сложившаяся ситуация.
Какие у вас были проблемы, что вы три недели в Москве без остановки искали квартиру?
Да их тут в Москве сколько угодно - бабушкиных/не бабушкиных/люкс/евро, на окраине/в Москве Сити/На Арбате - да на любой вкус и кошелек.
Плати да заселяйся.
Зачем мне подписываться на рассылку какого-то бота?
Единственный смысл, как я понимаю - чтобы он мне быстро присылал варианты и я успевал первым позвонить по каким-то скажем так, недооцененным вариантам?
Но это такой, неоднозначный момент.
Если там скажем какая-то хорошая квартира и на 20% дешевле ее рыночной цены - ну я позвоню первым, круто.
Потом в течении дня позвонят еще 28 желающих человек, и самый недалекий хозяин сделает вывод, что он продешевил и накинет цену.
Зачем ему сдавать за 30, если явно дофига желающих?
За 35 сдаст.
Ему как бы ничего не мешает мне перезвонить и сказать - вы знаете, я за 35 решил сдавать - у меня вон, очередь, звонят через каждые 5 минут.
Либо на просмотре начнет выпендриваться.
Ааа, у вас кошка? У меня тут 28 человек в очередь стоят без кошек.
Ааа у вас маленький ребенок/прописка не московская и т.д.
В общем по моему опыту и аренды, да и вообще жизни - есть рыночная цена на все.
Например, по квартирам - есть требуемый район, есть требуемый уровень ремонта.
На эти исходные данные есть рыночная цена.
Снять по этой рыночной цене - нет проблем, вообще.
А если ты хочешь снять заведомо ниже рыночной цены, и ты об этом знаешь, и хозяин об этом знает...
Сдает тебе за 30, условно.
И при этом он знает, что может хоть завтра сдать за 35.
И он об этом знает, и ты об этом знаешь.
Лично мне это не кажется хорошим вариантом.
Вот я когда снимал за 25, и я знал что это рыночная цена, и я хоть завтра могу за те же 25, примерно такую же квартиру в этом районе снять.
И хозяева об этом знали.
Вот это меня это вполне устраивало ;-)
Вы по-моему не вТуда начали критиковать- как я понял(запустив сейчас от балды этот бот с рандомной настройкой) Бро позволяет кардинально снизить стресс при поиске жилья, рыская по сайтам аренды- я лежу, ковыряю в носу, а бот подгоняет в трее новые варианты, по заданным критериям. То есть я ищу не среди тысяч, ежеминутно и лихорадочно обновляя страницу(и вновь просматривая то что уже видел), а смотрю уже адресно- не я уже получается ищу- МНЕ ПРЕДЛАГАЮТ!
А заданная цена может быть не только ниже, но и выше. Зато размеренно и спокойно. По хозяйски, не отвлекаясь от дел.
Мне очень понравился этот Бро!
Ну в общем это всё вкусовщина, т.е. субъективщина.
Потому что объективно - это же всего лишь те же объявления с ЦИАНа.
А раз вкусовщина - то в эту игру можно играть и вдвоём ;-)
Зацените например мой вариант:
Как я понял, этот бот кардинально УВЕЛИЧИТ мой стресс при поиске квартиры.
На ЦИАН я захожу в удобное время, спокойно просматриваю варианты, звоню и договариваюсь.
И это всё когда мне удобно.
Всё спокойно и без напрягов.
Там кстати даже есть кнопочка "уведомления" (на сайте ЦИАНа), если уж о них идёт речь.
С ботом же - ну я ввел параметры, и он мне начинает пиликать новыми уведомлениям.
1. Весь день
2. И при этом в рандомное время. Может через 5 минут, может через час.
Я только сосредоточился на работе, погрузился в отладку программы - пилик пилик.
Через 15 минут - снова пилик пилик.
У меня всё на телефоне так настроено, что если приходит уведомление - значит это действительно что-то важное.
В интернет банке какое-то списание, либо кто-то из друзей/знакомых написал, но по ерунде мне писать никто не будет.
Поэтому если телефон пиликает - это значит действительно что-то важное, нужное и срочное.
Я отвлекаюсь от работы, беру телефон и что вижу?
Правильно, очередное идиотское уведомление от этого бота.
Я раздражаюсь, и со словами "Да чтоб тебя" откладываю телефон и снова пытаюсь погрузиться в работу.
Как там вы говорите, "Зато размеренно и спокойно. По хозяйски, не отвлекаясь от дел."?
Хехе ;-)
P.S. Я еще раз повторю - да ради бога, я желаю автору успеха и миллион пользователей, но лично мне идея кажется странной.
вы очень, очень четко уловили суть) рад, что вам пришлось по душе!
Вообще здравое звено в этом есть, заявляю, как человек, столкнувшийся с "нерыночной хорошей ценой" и потом вынужденный иметь дело с мнительными хозяевами. Но имхо, нерыночная цена может быть разным обусловлена: например, хозяева срочно уезжают. Или сдают из другого региона, и у них только одна возможность быть на просмотре. Или тем, что сдают на несколько месяцев. Или ещё что. И такие варианты оч востребованы среди тех, кому не все равно, сколько платить за квартиру. И люди, и ситуации разные, по себе судить не надо. Плюс прикиньте, насколько востребована внятная квартира в тех же Хамовниках хотя бы просто по высокой, а не раздутой цене. И да, если у тебя к жилью много условий - фильтры просто бесценны, а быстрая доставка в удобный тебе канал - тем более.
ну, чисто логически, нужно исключать повторяющиеся на одном сайте объявления. Пусть даже одно из них реальное.
Когда придет время, Бро будет ждать)