Таймлайн: DataTreya
Анализ данных для среднего бизнеса.
Запуск
Несколько лет я проработал в крупных компаниях аналитиком данных, до этого шесть лет изучал системный анализ в Политехническом университете. Я понял важность анализа бизнеса, но недоумевал, почему большинство предприятий не используют такой ценный инструмент.
На рынке СНГ аналитиков данных пока очень мало, и мне захотелось помочь предпринимателям, которые не могут нанять аналитика в штат. Продумывая проект, мы ориентировались на грамотного управленца, который понимает необходимость дата-анализа даже для магазина цветов или сендвич-бара.
Бизнес в СНГ временами ведет себя странно: мы знаем случаи, когда магазин велосипедов с оборотом в миллион долларов в год приносил прибыль около $10 тысяч, просто потому что владелец не отслеживал затраты. Очень часто владельцы бизнеса не подозревают, что приносит прибыль, где можно получать больше и тратить меньше, и живут по принципу «бабло идет — вот и хорошо».
Продукт
Изначально мы планировали просто разрабатывать отчеты по разным показателям бизнеса (выручка, средний чек, ABC-анализ) и предоставлять их визуализацию клиентам. При поиске клиентов поняли, что большим спросом пользуется глубокий интеллектуальный анализ. Полученные благодаря ему данные сразу можно применить для оптимизации бизнеса.
Задача компании — изучить продажи, маркетинг, управление, логистику, веб-анализ, финансы и ассортимент с помощью нетривиальных аналитических инструментов, которыми не владеют бухгалтеры и маркетологи. Это, к примеру, прогнозирование, кластеризация, классификация — они тяжело поддаются автоматизации, но имеют большую ценность.
Анализ состоит из нескольких этапов:
— Общаемся с заказчиком и проводим предварительный бизнес-анализ для определения задач и целей.
— Изучаем и дополняем источники данных.
— Проводим анализ данных.
— Предоставляем отчеты и объясняем заказчику, как их применить.
Почему аналитик лучше бухгалтера? Представим такую ситуацию: захотел предприниматель провести новогоднюю акцию, сделал скидку на группу товаров и ждет прибыли. После праздников позвал своего похмельного бухгалтера и спрашивает отчет. Смотрит на цифры, видит прирост выручки и расплывается в улыбке, довольный своей предприимчивостью.
Но оценим реальное положение дел: уберем тренды пятницы и четверга, уберем обычный новогодний прирост, выберем акционные товары. Получится, что предприниматель только «упал» на этих товарах.
Команда
У меня всё сложилось просто: моя сестра несколько лет проработала маркетологом и менеджером проектов в ИТ-компании, и мы поняли, что дополним друг друга, создав совместный бизнес. С одной стороны, есть риск испортить отношения с родным человеком. С другой, если правильно и заранее определить обязанности, решить денежные вопросы и добавить к этому много взаимного доверия, то работать с сестрой — это круто.
Продвижение
Основной канал — это наши с сестрой знакомые. Мы совсем недавно доработали сайт и теперь планируем запустить AdWords-кампанию, будем работать немного и с SEO, хотя это, в принципе, не наш канал.
Монетизация
После анализа поисковых запросов стало понятно, что мы в каком-то плане пионеры. В основном спрос изучался при общении с предпринимателями (некоторые становились нашими первыми клиентами) и ИТ-специалистами. Все они подтверждали необходимость таких услуг на современном рынке.
Метрики в динамике
Так как клиентов ищем среди знакомых и знакомых знакомых, пока их не так много, порядка двадцати. Планируем нанять ещё аналитика, чтобы помогал справляться с большим потоком задач. Средний чек — $250.
Планы
Инвестиции нашли нас сами — один предприниматель предложил выкупить 75% акций за хорошую сумму и помогать нам с развитием бизнеса. Возможно, это слишком самонадеянно, но мы отказались. Хотим, чтобы дело полностью принадлежало нам, даже если этот путь гораздо сложнее.
Основной план — выход на западный рынок, где предприниматели гораздо лучше понимают ценность анализа бизнеса и хорошо подкованы в этой теме. Я точно знаю, что на западном рынке проблема с поиском аналитиков, так как нередко получаю предложения по работе в ЕС на LinkedIn.
Молодцы. Удачи , Руслан и Анна.
Спасибо! Только Руслан — сотрудник VC.RU, а соучредитея DataTreya зовут Данил :)
Анна, прошу прощения. Руслану - пожелание всё равно оставляю в силе. ).. Данил - удачи.
Перед пожеланием - смотрел автора статьи. Данилу- не увидел. Мэй би - выпала строчка с подписью... Сейчас проверил ctrl + f : машина тоже нашла Данилу впервые в Вашем , благодарю, милосердном комментарии.
Я серый кардинал)
Просто такая политика сайта, что выкладывают не авторы, а модераторы, но подписаны как авторы.
Данил, поставили вас автором.
Красивая работа, Дарья.
) Понято. Удачи Вашему с Анной симпатичному McKinsey и VC.ru.
Это вы к среднему бизнесу собрались с оборотом и выручкой, текстами и подачей?
Успешного вам успеха.
Да, это для меня был первый пунктик. Собирался даже читать бросить. Когда человек рассказывает о своей опыте в анализе и ошибки делает в самых базовых понятиях в экономике предприятия, его профессионализм ставится под сомнение. Но подумал, вдруг описка.
И тут я дочитал до примера с новогодней распродажей. Мало того, что в тексте сквозит пренебредение к сотрубникам компании-клиента, так еще анализ поверхностный настолько, что почти любой директор бы за голову схватился. Такой кэп очевидность пришел. А кэп в курсе, что есть сферы бизнеса, где по некотрым позициям почти всегда торговля в минус идет даже без акционной скидки? И для этого может быть куча причин. Хотя бы взять оборачиваемость ДС. Если благодаря этой группе, мы разгоняем оборачиваемость, то суммарно можем в большем плюсе по итогам периода остаться. Вообще, у каждой акции есть цель. И цель может предпологать работу в минус. Склады там разгрузить, объемную скидку у поставщика на след год заработать и т.д. Да и к тому же за время своей практики я не разу не видел, чтобы кто-то, назначая скидку, делал ее случайно меньше себестоимости.
Мой совет автору: подтяните экономику предприятия и не считайте бухгалтеров идиотами.
Отзываю свой комментарий по новогоднюю распродажу, перечитал текст и понял, что неправильно понял текст. Прошу прощения у автора и всех его прочитавших. Пример был не о том.
Конечно это просто описка, а аналитик не заметил, бывает :)
Комментарий удален модератором
В следующий раз разделю на два предложения, если Вам, Владислав, так больше понравится. Спасибо за пожелания!
Комментарий удален модератором
Описка в тексте, Владислав. Не аналитик текст писал.
Комментарий удален модератором
Мы писали вместе с сестрой, как Ильф и Петров)
Можно пример отчета? Где вы обрабатываете все эти данные, своя платформа?
Мы пользуемся Tableau, Microsoft SQL Server, кодим на Python, ещё как ни странно но для таких задач очень полезен Excel. Для примера — скрины интерактивных отчетов по ABC-анализу и товарооборачиваемости. В отчетах кроме анализа данных рекомендация для каждого товара.
А когда доходит до дела, всегда найдется 100500 более важных дел и задач. Аналитика, метрики и всякие отчетики уйдут в долгий ящик. И даже если анализ будет сделан - хорошо если его хотя бы полистают, а так обычно и лежит в стопочке бумаг в углу стола.
Таковы реалии, к сожалению.
Судя по количеству вакансий аналитика, бизнесы всё-таки нуждаются в отчетиках и метриках и осознанно идут на такие траты. Мы сможем либо помочь тем, кто ещё не в состоянии нанять аналитиков, либо быть дополнительным инструментом для аналитического отдела.
"Средний чек — $250."
Ребята, кажется что с таким чеком вы так и будите работать вдвоем с сестрой.
Этого не произойдет, только если вы сможете выдавать результат за пару часов работы. И у вас будет ооочень большой поток заказов. И то, с учётом стоимости генерации и обслуживания такого потока, сомневаюсь что юнит экономика сойдётся.
А за пару часов, насколько я знаю, результат не выдать.
Ренат, спасибо за ваш комментарий. Дело в том, что мы работаем на абонплате, при этом действительно серьезные ресурсы занимает только разработка отчета (первый месяц), а затем поддержка отчета идет «по накатанной», при этом деньги-то капают :)
Этот коммент как намекает : закажи отчёт один раз и пока-пока)
Не совсем, ведь предприниматели нуждаются в понимании данных в динамике, а поддерживать отчет самостоятельно технически не смогут.
Для меня , как предпринимателе о вы написали следующее: делаем отчёт а дальше доим .
Ну когда вы платите за лицензию ПО, вас же не доят :) Тем более, мы поддерживаем работоспособность отчетов, загружаем данные, чистим их, актуализируем решения, строим прогнозы — просто это всё проще, чем сама разработка отчета.
Если вы будете поддерживать такой отчет самостоятельно, это обойдется значительно дороже (даже если взять просто оплату необходимых программ).
Комментарий удален модератором