{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Анализы на удалёнке. Как мы запустили медицинский стартап Lifetime+

Мы хотели разработать современное приложение для контроля показателей здоровья, но в процессе построили еще один бизнес – сеть дарк-лабораторий, благодаря которым можно сдавать анализы у себя дома или в офисе дешевле, чем в офлайн-лабораториях, а результаты получать онлайн и собирать полную карту своих исследований.

На изображении: Небольшая часть нашей команды. :)

Всем привет! Меня зовут Костя Рябцев, я основатель и CEO Lifetime+. До 2020 года работал в маркетинге – сначала в агентствах, а потом и на клиентской стороне. Отвечал за SMM и Digital-активности в ЭР-Телеком холдинге, а после занимался запуском продуктов во ВКонтакте. В мае 2020 года полностью перешел в собственную разработку – проект Lifetime+. Сейчас мы находимся на новом этапе развития проекта, и я решил поделиться опытом – с чего всё начиналось.

Люди и идеи

Я стал задумываться о карьере в медицине и о работе в области продления жизни с 20 лет, когда начал искать направление развития вне сферы маркетинга. Позже в поиске единомышленников через фонд «Open Longlevity» познакомился с будущим партнером Станиславом Скакуном. Мы стали общаться, нашли общие интересы и начали думать над совместным проектом. Стас изучал цифровые технологии и их применение в сфере медицины, а параллельно увлекся оцифровкой медицинских данных человека, собирая большие панели биомаркеров.

С еще одним сооснователем проекта, Михаилом Воробьевым, мы познакомились во время работы в ЭР-Телеком, он активно интересовался и продолжает интересоваться проектами в medtech. Так что и с ним мы достаточно быстро сошлись, Михаил в итоге стал основным инвестором и сооснователем проекта Lifetime+.

С чего всё начиналось

Приложение Lifetime+ мы запустили в мае 2020 года, до этого почти год исследовали рынок и пробовали тестировать гипотезы в достаточной сырой версии MVP, это позволило обкатать первые процессы и понять продуктовые ошибки. Сначала это был сервис для чекапов и расшифровки анализов. Мы не хотели конкурировать с лабораториями, наоборот – мы видели, что сможем приводить им клиентов, просто обеспечивая удобный сервис.

На изображении: Макет одной из первых версий личного кабинета.

Однако, после ряда тестов сотрудничества с офлайн-лабораториями мы пришли к выводу, что уровень сервиса, который есть сегодня на рынке, для проекта не подходит. Инфраструктура привычных сетей оказалась не готова к онлайн-работе, выездам на дом и быстрой передаче данных. Так что мы решили сфокусироваться на новом формате. Уже к осени 2020 года проект Lifetime+ был перезапущен как цифровой сервис, где все анализы можно заказать на дом, а результаты получить онлайн в приложении, которое автоматически сформирует рекомендации и инфографику по показателям в динамике, если вы сдаете анализы регулярно.

Оказалось, рынок нас ждал

Мы провели тест на небольшой локации в Москве, в Хамовниках. В октябре 2020 года заключили договор с лабораторией, наняли двух медсестер, решили юридические вопросы. Запустили контекстную рекламу и утонули в количестве звонков и заявок. В первый месяц с одной дарк-лабораторией в Москве мы получили несколько сотен обращений, но успешно обработать смогли только 75, получив 250 тыс. рублей оборота, а в ноябре – уже вдвое больше.

На изображении: медсестра Lifetime+ со специальной сумкой для выезда.

Большую часть заявок мы не могли принять из-за ограниченного покрытия (несмотря на гео, запросы приходили из разных районов), еще часть заявок мы не смогли обработать, попросту столкнувшись с недоработанными процессами.

Как выяснилось, отсутствие сервиса в сфере выездных анализов видели не только мы, но и потенциальные потребители таких услуг. Мы выделили несколько ключевых преимуществ, в которых должны были стать лучше конкурентов:

1. Сдавать анализы дома должно быть быстро и комфортно по времени.

Сдавать анализы в современном мире можно там и тогда, когда удобно человеку, а не когда работает медпункт. Сидеть голодным в ожидании анализов, или даже ехать куда-то в таком состоянии – не самый приятный опыт. Здорово, если можно пригласить медсестру к конкретному времени, а потом спокойно готовить завтрак у себя на кухне. Или, если сдать анализ нужно срочно, от момента, когда человек понял, что готов, до звонка медсестры в дверь должен проходить минимум времени. У конкурентов интервал приезда медсестры зачастую составляет 2-3 часа, сидеть столько времени голодным в ожидании сдачи анализов – не самое приятное занятие.

2. Услуга должна быть доступной.

В большинстве лабораторий выезд – это дополнительная услуга, за которую берут существенную доплату, а помимо этого цены на исследования часто имеют скрытые платежи (такие, как забор биоматериала). Это пережиток традиционной для рынка медицинских анализов франшизной модели, в рамках которой лабораториям проще разделять затраты и растить средний чек, аккуратно повышая наценки. В чисто выездном формате не нужен огромный штат, не нужно оплачивать и поддерживать процедурные кабинеты, ресепшн, отдельных людей, которые заполняют бланки, поэтому у нас была возможность изначально построить модель иначе, полностью отказавшись от скрытых платежей и наценок. Выяснилось, что так мы можем обеспечивать такие же цены, что и в офлайн-лабораториях, или даже ниже.

3. Без бумаги и лишних звонков по телефону.

Людям по-настоящему удобно, когда к ним приезжают взять анализы на дом. Не нужно идти в поликлинику и стоять в очереди с больными людьми, выяснять часы работы какого-то пункта приема анализов, записываться, уточнять детали его работы. В обычных лабораториях даже для выездного обслуживания нужно несколько раз пообщаться с администратором колл-центра – сначала он попросит продиктовать список анализов, потом уточнит свободные слоты, а после будет звонить для подтверждения записи. Все это мы постарались перевести в современный формат, чтобы по клику можно было заказать медсестру и не общаться с поддержкой.

В реальности привычка к этим звонкам настолько глубока, что люди ждут звонка администратора и волнуются, когда он не звонит, звонят сами первыми. Но повторные заказы чаще всего идут уже через приложение, без дополнительных контактов, – так мы понимаем, что рынок меняется. Неохотно, но уверенно и достаточно быстро.

Что сейчас

Когда мы поняли, что модель рабочая, а спрос колоссальный, то договорились на второй этап инвестиций и приступили к масштабированию. Сейчас у Lifetime+ в Москве и Санкт-Петербурге работает 10 дарк-лабораторий. В Питере несколько месяцев мы работали только с ПЦР-тестами, в ноябре запустили уже полноценный ассортимент анализов. За первые полгода года мы выросли в 10 раз, летом об этом написал Forbes. В начале января подвели итоги: рост составил x28 по заказам от января к декабрю 2021 года, а выручка за год — 110 млн рублей. И мы продолжаем расти.

В одной публикации все интересные темы не охватить, но я буду рад делиться и рассказывать детали того, как мы строим проект. Если вам интересна какая-то часть — пишите в комментариях.

Кстати, за новостями компании и рынка теперь можно следить в нашем телеграм-канале: https://t.me/lifetime_ir

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Lexx Sky

"Сеть дарк-лабораторий". Звучит.
Сети дарк лабораторий требуются курьеры

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Бурлаков

О-фигеть. Почему я не додумался) такие простые и эффективные идеи лежат на поверхности) вы крутые-огонь!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Wiktor Michalski

Вот это очень круто и актуально!
Не задумывался о таком удобстве. Жаль, что пока только Москва и Питер.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Ilyin

Круто, что в ваших городах есть возможность сделать такое же и не ждать, пока придут конкуренты ))

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Che

У вас свои лаборатории?

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Ryabtsev
Автор

Подключаем партнеров (b2b-лаборатории), главное — соответствие качеству результатов и скорости работы.
За это у нас отдельная команда отвечает с опытом запуска крупных лабораторных центров с нуля.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Уточню, вы хотите свои лаборатории?

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Ryabtsev
Автор

Считали такие варианты, но особой экономической целесообразности не увидели пока.

Плюс на открытом рынке (не ограничиваясь одной своей производственной площадкой) у нас больше свободы и возможностей быстро масштабироваться.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Кочетова

Актуально в сегодняшней обстановке

Ответить
Развернуть ветку
Инна Самоленко

Молодцы, ребята, все сделано просто и продуманно

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Несколько вопросов:
Сколько стоит один дарклаб в Мск?
Сколько выручка с одного дарклаба в среднем/мес.?
Сколько персонала на один дарклаб?

Ответить
Развернуть ветку
Elena Cherniakova

Ну или в принципе можно сразу финмодель прислать?))))

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Не, там всякие прогнозы выручки, мне это лишнее 😀

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда