Как сделать MVP для маркетплейса – личный опыт
В моём случае, всё было сделано наоборот: я сразу начал воплощать свою идею в готовом продукте. Для этого был приобретён «Сервис поиска исполнителей» - конструктор, на котором я и запустил своё мобильное приложение.
Со временем осознав, что сделать продукт намного проще, чем привлечь в него хотя бы даже минимальное количество пользователей – ни чего не оставалось, как приступить к изучению азов и опыта продвижения других интернет-проектов. Так я попал во ФРИИ, где с помощью знающих людей, узнал о необходимости отката назад. Надо было делать MVP – минимально-жизнеспособный продукт, для создания которого, по словам бывалых предпринимателей, не нужно ничего, кроме идеи и желания.
С тех пор протестировано большое количество гипотез, ушли в БАН десятки профилей в различных социальных сетях и мессенджерах и собрана ОДНА конфигурация работающего MVP для маркетплейса. Этим я и хочу с вами поделиться.
Как известно, маркетплейс – это как минимум две категории пользователей: заказчики и исполнители. По этой причине запуск маркетплейса осложняется необходимостью привлечения одновременно двух этих категорий, поскольку каждой из них важно присутствие в системе другой стороны. Но вскоре я пришёл к выводу, что на первых порах, достаточным будет привлечь только одну сторону – исполнителей. Помимо того, что привлечь их проще и дешевле (им нужны заказы), оказалось, что они могут выступать и в роли заказчиков.
Так появилась группа в мессенджере, которая предоставляет возможность исполнителям продавать друг-другу те заявки, которые они не могут отработать своими силами. И такое бывает достаточно часто, ведь каждый из исполнителей по-своему ищет работу. Часть из которой забирает себе, а когда занят – не отказывается от другого заказа, а говорит, что приедет напарник. При этом он публикует такую заявку в общем чате, где её возьмёт тот, кто в данный момент сидит без работы, с условием выплаты комиссии 500 – 1000 рублей.
Получилось устойчивое сообщество из 200 человек, которое генерирует 30-40 заявок в день. Представители этого сообщества не только составят костяк пользователей будущего маркетплейса, но и являются той-самой фокус-группой, для тестирования маркетинговых гипотез.
Теперь предстоит задача переселить пользователей из «неудобного» мессенджера в «крутое» мобильное приложение. Уже пару раз у меня не получилось это сделать – люди продолжают пользоваться групповым чатом…
Может быть участие в нём сделать платным?
Платное участие не решит проблемы - ваши пользователи просто уйдут. Какая ценность помимо "крутости" в вашем мобильном приложении?
Основной ценностью для них должен стать доступ к другой категории пользователей - конечным заказчикам.
По поводу "доступ к конечным заказчикам":
1. Может нет для них в этом ценности - хватает и того, что есть?
2. И я не очень понял в чем отличие от фриланс-биржи или чего-то подобного?
1. Если бы им хватало, то я и в чате их не смог бы удержать. Хотя, быть может, нужно что-то ещё...
2. Действительно похоже на фриланс-биржу, только с тем отличием, что у меня отраслевой маркетплейс: легковые, грузовые автомобили и спецтехника - ремонт, запчасти, эвакуация и т.д.
Как они сейчас решают проблему доступа к конечным заказчикам?
Каждый по-своему: авито, сарафан, свои сайты, соцсети, конткст...
По сути, это ваши конкуренты. И, скорее всего, на текущий момент существующие сервисы их вполне устраивают. Ваша задача - выяснить, почему они пришли к вам в мессенджер, если у них уже есть устойчивые каналы.
Они пришли в мессенджер, потому что их каналы - не устойчивые. А в приложение не идут, потому что их мессенджер устраивает...
Вот, значит, наличие приложения не генерирует для них достаточную ценность.
Попробуйте покасдевить исполнителей, которые у вас есть в чате. Только задавайте правильные вопросы.
Работаю над маркетплейсом и применяю совсем иной подход. Голову конечно сломал. Но, вроде пошло. Статья и подробности в феврале.
Буду ждать, очень интересно!
Андрей, платным участием ты заставишь не перейти в приложение, а создать свою группу без тебя :)
По идее это та же продажа. Ты должен что-то дать исполнителю в обмен на то, что он сделает усилие по установке приложения. Чтобы это "что-то" было ценным оно должно опираться на некую проблему и решать её. Тебе виднее, но издали я вижу проблему потери заказов. Ты опубликовал заказ утром, я зашёл в вотсап вечером, там уже столько наболтали, что я твою заявку не увидел, а мог бы заработать.
Попробуй ещё раз узнать у исполнителей почему они сидят в этом чате (это нужно будет сохранить в МП), а чего не хватает, чтобы было совсем волшебно.
Может ты придёшь к тому, что нефиг трогать, пусть они там и сидят, а приложение раскручивать среди клиентов. В теории можно рассмотреть такую схему:
1. Приложение рекламируется по заказчикам
2. Заказчики оставляют заявки
3. Заявки раз в час-два сливаются в группу мессенджера с контактами заказчиков (телеграм тут как-то гармоничнее)
4. исполнители прозванивают и предлагают свои железки.
Не хочешь ждать два часа и пробать быстрее, чем конкурент получит заявку? Ставь приложение, плати символические 1000р. в месяц и получай push и контакты клиента в момент размещения заказа.
servicepi.ru уже не работает
платформочка закрылась ?