{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Работа на доверии по принципу бирюзовой компании: опыт сервиса по продаже новостроек из Москвы

Я Евгений Дружинин, основатель сервиса по продаже новостроек OPEN CITY. Я пришел в эту сферу 10 лет назад в белом пальто: считал, что вокруг глупцы, а я всё делаю правильно, но не мог продать ни одной квартиры. Сейчас я веду свой бизнес по пути бирюзовой компании, верю, что мои брокеры круче всех, и полностью им доверяю. Верное ли это решение?

В этой статье я расскажу о своем первом неудачном опыте в недвижимости и о том, как он повлиял на меня как на руководителя. А еще поделюсь, как мы выстроили систему подбора и обучения брокеров. Спойлер: они не наживаются на клиентах, а реально стараются им помочь. Как это возможно в бирюзовой компании, где ценится партнёрство и самоорганизация и нет жесткого контроля?

Я прошел три стадии брокера-новичка — от мысли, что вокруг дураки, до осознания, что дело во мне

Стадия 1. Пришел в агентство, ничего не продал, но решил, что умнее всех

Я устроился в крупнейшее агентство недвижимости без опыта. Сначала попал на обучение, где первый месяц мы изучали теоретические основы. А потом сразу бросились в работу с клиентами, с которыми я толком не понимал, что делать. В целом-то, конечно, понятно — нужно было подбирать подходящие квартиры, но мне не хватало опыта. У меня никто не покупал.

Это нормально, что на старте не идут продажи, ведь нужно знать рынок недвижимости. Какие есть ипотечные программы, ставки, какие заявления делает Центробанк и Минстрой. Как развивается город: новые станции метро, дороги; как это повлияет на цены. Нужно знать и сами жилые комплексы: их наполнение, особенности. А еще надо уметь общаться с клиентом и понимать, что ему подойдет. И главное — что ему важно.

Всему этому нельзя научиться за месяц. Это сейчас я понимаю, что нужно было пахать: ездить по жилым комплексам, проситься на встречи с опытными брокерами, слушать их, впитывать. Но тогда я решил, что виновата компания: ей управляют некомпетентные люди, маркетинг не работает, клиенты приходят неправильные, поэтому ничего не покупают.

Стадия 2. Решил открыть свое агентство и тоже ничего не продал

Я подумал: если проблема не во мне, а в неправильной рекламе, то мне нужно просто начать работать самостоятельно. Уж с парой объявлений на Авито я справлюсь, и продажи попрут. Позвонил другу, ведь, как это бывает, друг — это главный бизнес-партнер.

— Антон, давай бизнес замутим и будем рубить бабло. Я знаю, что нужно делать.

— Круто! Спасибо тебе, дружище. Давай!

Дали рекламу на Авито — клиенты стали звонить. Но всё происходило точно так же, как и раньше. Я всё еще не умел продавать, не знал, как подобрать квартиру под потребности человека. Прошло несколько недель, и у нас даже состоялась пара встреч с клиентами. Но они задавали вопросы, на которые у меня не было твердых ответов.

— Почему вы предлагаете именно этот жилой комплекс? Почему по этой ипотечной программе, а не по другой? Какой инвестиционный потенциал у этого проекта?

— …

Мы потратили на рекламу около 200 тысяч рублей и не получили никаких результатов — ноль продаж. Думаете, тогда я решил, что еще не готов к своему агентству? Нет, я решил, что проблема в рынке: клиенты нас дурят, а покупать не планируют.

Стадия 3. Одумался, когда на собеседовании мне указали на дверь

Я пришел устраиваться менеджером по продажам к одному крупному застройщику. Прошел первый этап собеседования с рекрутером, и меня пригласили на встречу с директором по продажам — моим будущим руководителем.

Историю о своем неудачном бизнесе я, естественно, умолчал. Рассказал только, что работал в крупном агентстве недвижимости. На вопрос, сколько я продал квартир, у меня не было впечатляющего ответа. Но я оправдывался тем, что в этом агентстве не умеют привлекать нормальных клиентов. После этого разговор получил новый виток.

— Дверь там, собеседование закончено! Ты просто не хочешь работать. Люди, про которых ты говоришь, делают нам почти половину всех агентских продаж. У них куча довольных клиентов, крутая система и руководитель далеко не дурак.

И только когда меня выгнали посреди собеседования, я осознал, что всё это время был неправ и действовал неверно. Я вернулся к работе, но с другим подходом: понял, что дело во мне, начал учиться и просить помощи.

Начал активно слушать советы своего руководителя. Просил советов у более опытных брокеров. Приходил к ним на встречи посидеть и послушать, как они работают, что говорят клиентам. По вечерам ездил в разные районы города смотреть новостройки, изучать специфику жилых комплексов.

Я понял, что секретов нет. Нужно просто работать, пахать и брать ответственность за свой результат. Только тогда начнет получаться — у меня так и произошло.

Благодаря прошлому опыту я интуитивно веду OPEN CITY по пути бирюзовой организации

Есть автократическая модель управления, где решения спускаются сверху — директивно. Я же тяготею к демократической модели — создаю среду, в которой люди сами идут к целям. С первого места работы я усвоил, что результатов добиваются самостоятельные и замотивированные, а не те, кого водят за ручку.

На одном из моих прошлых мест работы все звонки брокеров прослушивали и оценивали по баллам. При этом было неважно, как хорошо ты продавал, какие отзывы у твоих клиентов, выполнил ли план — конверсию в продажи не считали, лучших не поощряли. Важны были процессы, а не результат. Я решил, что всё должно быть наоборот.

Брокеры — партнеры. Все они предприниматели. Вы наверняка слышали фразу про «нет потолка, никаких ограничений по доходу»? Как бы банально ни звучало, но у нас всё устроено так. Брокеры присоединяются к нам как равные партнеры и сами отвечают за результат.

Лучшие брокеры становятся звездами. У партнеров есть план по сделкам — три в месяц. Брокеры получают процент от своих продаж, а те, кто много продает, пользуются дополнительными привилегиями. Мы помогаем развивать личный бренд: ТОП-брокеры выступают на конференциях, появляются в наших соцсетях и на Ютубе, дают комментарии для СМИ.

Мы уважаем личные границы каждого партнера. Клиенты оставляют заявки на консультации и дальше уже распределяются по брокерам. При этом ребята могут отказать в работе агрессивным клиентам. Если человек хамит и ведет себя неадекватно, мы не работаем с ним. Единственное, чего нельзя делать, — отвечать грубостью.

Однажды я увидел статью о бирюзовых компаниях, которые позиционируются как живой организм с самоорганизацией без жесткого контроля. Сотрудники там принимают решения сами и при затруднениях консультируются с более опытными коллегами, а не с теми, кто главнее по должности. Я не задумывал наш сервис таким, но за чтением этой статьи понял: «Это же мы!»

Я вижу в такой системе два больших плюса:

  • Люди счастливы, потому что могут самореализоваться. Часто компании хотят сделать счастливыми клиентов, но забывают о тех, кто их должен осчастливить. Мои люди знают, что я к ним открыт, — всегда можно предложить что-то новое без критики. Я доверяю им как экспертам, поэтому они могут достигать своих целей и расти профессионально.
  • Руководство компании получает обратную связь. Руководители тоже могут быть неправы. Если никто не решается высказать недовольство, он варится в собственном соку и не видит своих ошибок. Например, у Netflix есть классная штука — на собраниях сотрудники в первую очередь рассказывают, что им не нравится. Это помогает видеть то, что упускают другие.

Как-то брокер при всех высказал мне недовольство низкими бюджетами и сделал это довольно претенциозно. Моя первая реакция была защитной: если можешь лучше — покажи. Но потом я понял, что он был прав. Если бы все боялись в лицо сказать о проблеме и обсуждали ее за моей спиной, она бы не решилась. А благодаря открытости мы ее обсудили, начали работать и устранили.

Брокерам тоже нравится свобода действий и личная ответственность за результат:

Меня мотивирует, что всё зависит только от меня. То, что я получу по итогам месяца — и материально, и в плане новых знаний и навыков, — моя ответственность. Это вдохновляет.

Мы динамичные и современные, работаем в концепции „Молодые и дерзкие“. Это не о возрасте, а о подходе — молодость духа, постоянный рост в соответствии с развитием рынка. Например, как только появилась виртуальная ведущая прогноза погоды, мы сразу подхватили эту тему. За пару недель запустили подобный проект в сфере недвижимости.

Марина Агбаева, ТОП-брокер OPEN CITY
Мы запустили «Новости недвижимости от нейросети», в которых участвую я и брокеры

Даю брокерам знания, которых мне не хватало в начале пути

Когда я набрал первую команду, почему-то думал, что все по умолчанию умеют продавать, как я. У нас не было скриптов и регламентов, я просто говорил: «Вот, ребят, продаем». Естественно, это не работало. Со временем мы вывели классную систему адаптации и обучения брокеров.

Мы внимательно отбираем брокеров. Нам важно, как человек вырос профессионально за последние три года, какие инициативы внедрял, каких результатов хочет добиться сейчас — не только для компании, но и для себя.

Еще важно, какой ценой достигаются цели. У нас были кандидаты, которые хвастались, как при смене компании таскали базы клиентов за собой. Таким сразу говорим нет. Мне важно доверять брокерам и знать, что они не подведут ни меня, ни клиента. Мы стараемся сотрудничать с людьми, которые выбирают работать вдолгую. На репутацию — свою и компании.

Однажды мы отказали клиентке в покупке квартиры. Узнали, что застройщик снизит цены, и попросили покупательницу отменить сделку. Так было нужно, чтобы потом купить эту же квартиру дешевле. На самом деле брокер мог продать здесь и сейчас дороже и получить процент побольше. Но он не сделал этого, потому что репутация и интересы клиента важнее.

Новых брокеров подхватывает система адаптации. У каждого есть четкий план на первые недели, расписанный по дням. Например, в первый день нужно подписаться на полезные телеграм-каналы. Во второй — съездить в конкретные жилые комплексы, которые были лидерами продаж в прошлом месяце. И так далее.

Всё это автоматизировано, план выдается в личном кабинете. Там указаны необходимые действия, ожидаемый результат и ответственный, который этот результат примет. В конце адаптации — аттестация. Те, кто сдал, становятся партнёрами компании. Кто не справился, уходят без второго шанса.

Мы выстроили классную систему обучения. Практика и конкретные инструменты преобладают над теорией. Вот что помогает брокерам чувствовать себя увереннее с клиентами в первое время:

  • Траектория подбора недвижимости. Мы исходим из города и сначала берем всю Москву, потом сужаемся до округа, района. Затем выбираем подходящие жилые комплексы, уточняем детали: двор, входная группа, планировка. Только отсеяв неподходящие варианты на всех уровнях, мы предлагаем клиенту квартиры.
  • Инструменты, которые помогают найти решение под потребность человека. Например, если клиенту нужна ипотека, у нас в одном большом документе собраны все актуальные предложения банков. Их ежедневно обновляют наши ипотечники. Или если нужна рассрочка, у нас тоже есть база — мы не будем тратить время на обзвон и поиск застройщиков, которые предлагают такой способ оплаты.

Обучения проходят постоянно, а не заканчиваются после пары месяцев сотрудничества: нам важно, чтобы клиент получил максимально высокий уровень сервиса и профессионализма. В сфере недвижимости всё меняется быстро, и мы не бросаем своих брокеров наедине с этими изменениями. Например, скоро у нас обучение по новому застройщику, потом будем на прогулке изучать жилой комплекс.

Кроме нужных в работе знаний, мы даем навыки, которые пригодятся косвенно. Недавно приглашали стилиста и учились одеваться так, чтобы образ работал на личный бренд и придавал экспертности. Скоро у нас будет экскурсия по северу Москвы и фотосессия, а еще мы ходим на деловые игры и управленческие поединки.

Кто-то скажет: «Да зачем это всё надо, я просто хочу делать свою работу с девяти до шести и чтобы меня никто не трогал». С такими нам не по пути. Я понимаю, что не всем нужна постоянная движуха. Мы стараемся собирать вокруг людей, которые разделяют наши стремления. А система адаптации и обучения помогает отсеивать тех, кому всё это в тягость.

Я собираю единомышленников не только на работе. У меня есть телеграм-канал «Дружинин Pro.Недвижимость» — он о том, как выгодно купить недвижимость в Москве. Я рассказываю о стартах продаж ЖК с ценами ниже рынка, о реальных скидках от застройщиков, о новых ипотечных программах, а также комментирую новости рынка недвижимости. Заглядывайте!

0
74 комментария
Написать комментарий...
Buddha

Был опыт взаимодействия многолетнего с «бирюзовой компанией». Но так как с учредителем выстроились дружеские отношения - не хотелось задавать неудобные вопросы, а они накопились. Позвольте поинтересоваться у вас некоторыми моментами.

1. Судя по вашей статье - у вас обычная компания с вертикальной иерархией, просто в силу размеров компании вертикаль короткая. Отсюда иллюзия «горизонтальности», возможно. Однако ваши заявления в статье не показывают примеров горизонтальности. Что у вас в компании бирюзового?

2. Вы навязываете сотрудникам активности, курсы стилистов, какие-то еще интенсивы. При этом пишете что тем, кто не справился - указываете на дверь без второго шанса. На мой взгляд это противоречит концепции бирюзовой компании.

3. Модель бирюзовой компании подходит не для всех сфер деятельности. Вы проводили анализ - насколько эта модель подходит вашей компании, вашим финансовым планам?

4. Можно ли считать бирюзовые компании более эффективными чем обычные вертикально-подчиненные структуры? Какие аспекты эффективности вы могли бы указать (с примерами).

5. Есть ли что-то среднее между «бирюзовой компанией» и иерархической моделью управления (в стиле я начальник - ты дурак)?

На мой взгляд вы создали обычную маленькую компанию (что неплохо само по себе), но сделав (возможно) опрометчивые выводы о причинах ваших прошлых неудач, вы пытаетесь сделать все «не так как было у них». Ваши заявления - «нам не по пути с теми кто просто хочет работать с 9 до 6» в целом неплохой маркер авторитарного руководителя «я начальник ты дурак». Буду рад искренним ответам, многое у вас перекликается с тем что происходило в компании моих (теперь уже) друзей.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Дружинин
Автор

Интересно, что у вас сложились дружеские отношения с упомянутой компанией

1. Брокеры, которые у меня работают, зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Это мои партнёры, а не подчинённые. Отсюда бирюзовость
2. Активности, кстати, не навязываются. Многие мероприятия инициируют сами брокеры: скидывают в общий чат инфу об экскурсиях или готовящихся брокер-турах.
Тех, кто не прошёл аттестацию, действительно не приглашаю к сотрудничеству. Это первоначальный этап до того, как человек становится моим партнёром
3. Сужу по росту компании за последние 2 года — положительный ответ
4. Всё зависит от сферы деятельности, от целей компании и команды. Конечно, нельзя утверждать, что что-то работает на 100%, а что-то не работает вообще. В России и мире масса компаний как с одним, так и с другим видом управления, а ещё очень много гибридов. По примерам: Netflix, банк «Точка», ВкусВилл. Да даже Apple (тут, кстати интересно, сравнить модели Стива Джобса и нынешнюю, они разные)
5. Есть, многие совмещают оба стиля управления: авторитарный и демократический. И результат тоже хороший. Вообще, я думаю, что в современном мире сложно найти чистый авторитаризм или чистую бирюзу

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val
1. Брокеры, которые у меня работают, зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Это мои партнёры, а не подчинённые

тогда у Вас вообще нет никакой бирюзовой компании. Они бизнес-партнеры, а не работники вашей компании

Так-то у любой компании есть контрагенты, подрядчики и тд. Но никто подрядчиков не вписывает в свою "бирюзу"

3. Сужу по росту компании за последние 2 года — положительный ответ

эффект низкой базы

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт отморожен
1. Брокеры, которые у меня работают, зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Это мои партнёры, а не подчинённые. Отсюда бирюзовость

Как ФНС смотрит на такую бирюзовость? Поговаривают, что сейчас для них такие уловки по дроблению - как большой радужный флаг 🏳️‍🌈

Ответить
Развернуть ветку
Buddha

Спасибо за переход на личности слёту, так держать.

1. Вы просто оптимизируете налоги, что в нынешние времена рискованно. А так же уходите от обязательств по социалке: декретам, отпускам, ДМС. Не убедили.

2. У каждого есть четкий план на первые недели, расписанный по дням. Например, в первый день нужно подписаться на полезные телеграм-каналы. Во второй — съездить в конкретные жилые комплексы, которые были лидерами продаж в прошлом месяце. И так далее.

Да, не навязывается. Не убедили.

3. Факторов помимо бирюзовости может быть много. Например рост рынка недвижимости, рост цен, спрос на инвестиции в бетон на фоне неопределённости. Цифры не привели. Не убедили.

4. Обтекаемый ответ, но я спрашивал про конкретику. Вроде: доверительные отношения позволяют не нанимать штатного hr/психолога, что экономит средства. Персонал работает годы - потому что комфортно и т.д. Не убедили.

5. Мой вопрос был риторический, но с вашим ответом не соглашусь. Невозможно объединять настолько разные стили и модели управления - такая система в longrun не балансируется. В итоге компания будет склоняться к той или иной модели. У вас вижу метания между желанием соответствовать «идеализированному образу» и реалиям работы.

Так же очень интересно то, что вы считали ранее, что делаете что-то не так. Но тем не менее выстроили у себя в компании вполне авторитарную модель (даже слишком - на мой вкус) и теперь не считаете что делаете что-то не так.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Дружинин
Автор

План существует для того, чтобы помочь новым партнёрам влиться в работу. По поводу 4 пункта: вам об этом лучше расскажут сами брокеры. У меня нет цели вас убеждать: можете почитать нашу телегу и проверить, как работаем и как к этому относятся брокеры)

Ответить
Развернуть ветку
Buddha

Так у вас в штате нет сотрудников. Это не бирюзовая компания а оптимизация костов, не самая цивилизованная. Но вы не стали отвечать на этот комментарий. А если новый сотрудник с иным опытом считает эффективной иную модель подготовки, то «с ним нам не по пути»?

Получается что ваши брокеры (риелторы) знают лучше вас необходимость выстраивания компании по бирюзовой модели? Я такого логического лабиринта давно не наблюдал.

В вашу телегу я не пойду, спасибо. Ваши ответы здесь дают полное представление о ваших компетенциях.

Ответить
Развернуть ветку
71 комментарий
Раскрывать всегда