"Бери или Сдавай? Зачем нужен шеринг вещей, объясняем на примере проекта Take.Rent"
Рассказывает Власов Олег, создатель P2P шеринговой интернет-платформы
Цифры, факты, аналитика
Рынок шеринга развивается в России ускоренными темпами, в некоторых сферах даже опережая Европу или Америку (например, московский каршеринг стал крупнейшим в мире в 2019 году). Согласно данным аналитического центра РАЭК рост экономики совместного потребления в 2018 году составил порядка 30% по сравнению с 2017 годом и достиг 511 млрд. руб. Большая часть данного рынка принадлежит сегменту C2C продажи вещей и рынку фриланса. Но что не мало важно, остальная часть рынка шеринга составила в 2018 году почти 10%, и эта доля была достигнута буквально за пару лет. Можно сделать вывод, что шеринг или экономика совместного потребления только в начале своего пути и к 2021 году ожидается ее рост еще на 20% именно за счет новых направлений.
Готовность рынка к разделению потребления
Благодаря приходу в этот рынок крупных игроков, таких как, например, Яндекс с их проектом по каршерингу, Яндекс.Драйв, популяризация идеи совместного потребления начала проникать в массы, рождая новый кластер экономики, прежде всего, в сознании населения. Сегодня люди положительно воспринимают шеринг и готовы в нем участвовать, видя в этом для себя очевидные плюсы:
1. Возможность сэкономить – если ожидается, что вещь будет использоваться очень редко
2. Возможность воспользоваться вещью здесь и сейчас, а не копить в течение долгого времени
3. Возможность протестировать вещь перед покупкой
И так в последнее 3 года начали появляться проекты по шерингу недвижимости, транспорта и даже различных вещей.
Описание проекта
Take.Rent – интернет-платформа, где человек или компания, может взять или сдать в аренду любую вещь. Начиная от велосипеда и заканчивая различным инструментом для строительства. Проект рассчитан на обычных людей, пользователей, кто живет полной жизнью и не привязан к вещам как к ценностям. У проекта есть две главные идеи:
1. Бери в аренду то, что тебе необходимо
2. Зарабатывай на аренде своих вещей
Первая идея
Первая идея говорит о том, что необязательно что-то покупать, чтобы этим воспользоваться. Эпоха потребления достигла своего максимума, рынок перенасыщен всевозможными материальными товарами и уже сегодня процветает идея совместного потребления, шеринга (от англ. share - делиться), положительно влияющая на экологию окружающей среды, о которой в последнее время все чаще задумываются все развитые страны. Примеров этому достаточное количество: аренда квартиры, автомобиля, фото- видео- экшн-камер, одежды, а буквально недавно появилась даже аренда электросамокатов. Но почему сдавать в аренду всевозможные товары могут только компании и организации?
Вторая идея
Мы плавно подошли ко второй главной идее проекта. Купив какую-либо вещь, никто не догадывается о том, что на ней можно зарабатывать или, по крайней мере, вернуть ее стоимость. Взгляните на свои вещи. Что вы видите? Камера, книги, проектор, фотоаппарат, удочка, резиновые рыбацкие сапоги, дрель, лыжи на балконе, велосипед в коридоре, санки, коляска, палатка, спальный мешок, посуда для кемпинга, сервиз в коробке, плед, корзины игровая приставка, телескоп, гитара, вентилятор, нагреватель воды. И это далеко не полный список того, что просто лежит у вас в квартире даже не месяцами, а годами. То, что продавать жалко и то, что используется время от времени. Так почему бы не зарабатывать на своих вещах? Многие люди задумываются о своем собственном бизнесе, о пассивном источнике дохода, не замечая решение прямо у себя под глазами.
Проект Take.Rent призван реализовать обе идеи, предоставив удобную интернет-площадку, где каждый человек смог бы взять в аренду необходимую вещь, а также сдать свою.
Проблемы, которые решает проект
Проект Take.Rent делает аренду вещей простой и доступной любому человеку, где бы он ни находился. Даёт возможность организовать дополнительный источник дохода в несколько кликов. Вы собрались в поход, но у вас нет палатки и спальных мешков? Покупать их ради одного раза нет смысла, так почему бы не взять их в аренду? С другой стороны, когда у вас есть и палатка, и спальный мешок, но вы ими не так часто пользуетесь, можно сдать их в аренду и заработать на этом. Take.Rent соединяет людей, создает спрос и предложение, обеспечивает пассивным источником дохода, предоставляет любые вещи в аренду и заботится об окружающей среде.
Целевая аудитория
Так как рынок шеринга уже проник в широкие массы, стало доступно исследование пользователей данного сегмента российского рынка. Портрет потребителя складывается из нескольких факторов. Что касается гендерного признака, то в России аудитория делится практически пополам. На мужчин приходится порядка 55% аудитории. Если сравнивать с Европой и США, то там перевес еще меньше. Шеринг в России выбирает более молодая аудитория, основное ядро приходится на 18-30 лет, далее идет категория 31-45 лет. Специалисты связывают данный показатель с цифровой грамотностью и экономической активностью, которые демонстрируют снижение с увеличением возраста в России. Далее идет пункт о доходе. И здесь нас ожидает сюрприз – шерингом, вопреки широким мнениям, больше пользуются люди со средним и высоким доходом. Но и здесь есть логичное объяснение. Люди со средним и высоким доходом в большей мере обладают финансовой грамотностью и используют шеринг как эффективный инструмент экономии. Шерингом больше пользуются в крупных городах – миллиониках, но доля менее многочисленных городов с каждым годом растет.
Из чего состоит рынок шеринга
Сегодня рынок шеринга разделяют на 8 основных блоков
1. Каршеринг (аренда автомобилей)
2. Карпулинг (поиск попутчиков)
3. Красткосрочная аренда недвижимости
4. Офисшеринг
5. Краудфандинг (коллективное инвестирование)
6. С2С продажи вещей
7. Биржи фриланса
8. Аренда вещей
Пока на аренду вещей приходится малая доля рынка, ввиду его нахождения на начальном этапе развития и формирования. Число и объем транзакций в 2018 году оказались выше почти в 2,5 раза, чем в предыдущем году. В отличие от С2С сегмента, где в основном представлены товары массового потребления, на платформах P2P аренды спросом, как правило, пользуются премиальные или нишевые вещи: шлемы виртуальной реальности и игровые приставки нового поколения, вечерние и свадебные платья, а также дорогой спортивный инвентарь, фотообъективы и квадрокоптеры. Шеринг - сервисы этого сектора работают не только с физическими лицами, но и с компаниями традиционного (офлайн) проката.
Конкурентное окружение и преимущества
Говоря о конкурентном окружении в секторе аренды вещей нельзя выделить явного лидера, проекты находятся в стадии развития. Создавая платформу Take.Rent , мы учитывали опыт коллег, тщательно анализировали их интернет-площадки, потенциальную аудиторию и востребованность на рынке, чтобы предложить лучший продукт. Главным отличием от конкурентов является безвозмездная основа пользования сервисом. Мы не берем комиссии, не используем внутреннюю валюту и не ставим перед собой цель создания модели «плати – пользуйся». Мы хотим, чтобы нашим сервисом пользовались, и он не имел для этого лишних преград и препятствий. Помимо этого, в платформу будут внедрены инструменты по повышению безопасности сделок, по внедрению системы рейтинга, оценок и отзывов, а также будут подключены партнеры, помогающие сделать сервис более гибким и более функциональным.
Создание проекта
Разработка проекта Take.Rent составила почти 1.5 года, если считать от зарождения идеи до выпуска первой рабочей версии интернет-платформы. Сама идея создания подобного сервиса окончательно сформировалась зимой на горнолыжном курорте, когда мы с друзьями брали в аренду горные лыжи. Поразила мысль о том, почему не сдают в аренду свое оборудование простые жители курорта, которые время от времени катаются на лыжах или сноубордах. А они могли бы зарабатывать на этом, создав дополнительную конкурентную среду и образовав целый новый кластер частной аренды. С этого началась проработка данного проекта.
Проект был разделен на несколько основных этапов:
1. Формирование идеи проекта
2. Исследование рынка потребителей, конкурентов. Определение ниши
3. Написание технического задания на разработку платформы Take.Rent
4. Просчет ориентировочной стоимости разработки
5. Поиск партнера по реализации и проведение тендера на разработку
6. Уточнение технического задания, его доработка
7. Разработка постраничного плана будущего сервиса по аренде вещей
8. Отрисовка дизайн-проекта сайта
9. Верстка элементов
10. Программирование
11. Тестирование и исправление ошибок
12. Запуск готовой платформы по аренде вещей Take.Rent
Была сформирована международная команда профессионалов, состоящая из 8 человек, отвечающих за различные части проекта: бизнес-модель, экономика, программирование, дизайн и маркетинг. Благодарю четкому разделению функционала, мы смогли добиться высоких результатов и выпустить проект в запланированные сроки. Что касается инвестиций, то они были собраны из собственных средств, точная сумма которых не раскрывается. Только на разработку самой платформы ушло порядка 5 млн. руб. Впереди запланированы рекламные мероприятия, которые потребуют новую волну вложений.
Сейчас мы смотрим на проект в целом со стороны, фиксируем отклик аудитории, реагируем на обратную связь и комментарии. В планах и дальше развивать платформу, добавлять новый функционал и расширенные возможности для пользователей.
Монетизация
Интересующий всех вопрос, касаемо монетизации проекта решили оставить напоследок. Как было озвучено ранее, мы не ставим перед собой цель создать прямую модель заработка на платформе, а в первую очередь хотим создать полезный для пользователя сервис. Поэтому пока в планах осуществление монетизации за счет косвенных каналов привлечения средств. То есть базовый функционал будет оставаться бесплатным, но за счет дополнительных функций будет осуществляться привлечение денежных средств. По такому принципу действуют многие крупные западные компании, на которые мы ориентировались при разработке нашей площадки по аренде вещей.
Автор, Власов Олег
Создатель интернет-платформы Take.Rent
Тогда уж не благодарю, а благодаря)) Как пишут так и про амортизацию слышат, как ее на ковёр или коньки посчитать или учесть? Или коньки в аренду за половину стоимости отдавать, и надеяться что 2 половину не испортят?
Дмитрий, спасибо за комментарий! Про амортизацию, думаю, говорить простому пользователю и не нужно. Зачем это высчитывать? А пустить свои вещи в работу, вместо их лежания, вполне можно. Если есть опасения в порче имущества, можно всегда себя обезопасить договором аренды между частными лицами. Договор есть на сайте, в карточке любого объявления. Его можно заполнить и подписать. И если возникнет спорная ситуация, то всегда можно потребовать ремонта, замены или компенсации. Все то же самое как и в обычном пункте проката, например, велосипеда.
А урегулирование спорных ситуаций вы на себя берете?
Я бы взял оборудование для создания плитки тротуарной, мне не нужно оно, но сделать качественно самому выгодней
Дмитрий. здравствуйте
Не могу оставаться в стороне и поучаствую в дискуссии
Если речь про плиткорез, то у нас их много в каталоге https://rentmania.com/lots?name=%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B7
Нет речь про вибростол, и формы для выливания тротуарной плитки.
Как правило это самодельное оборудование. Возможно ещё понадобится взять силиконовую форму для отливки декоративного камня.
Пока нет. Но в будущем планируем добавить как доп функционал, так как видим в этом потребность. Аренда строительного оборудования или близкого к строительному очень популярная тема. Сюда относят и бетономешалки, строительные фены, перфораторы и др. Что покупать нет необходимости, но в аренду взять порой необходимо.
Идея в принципе неплохая, но вопрос в том, что именно там все-таки будет размещаться? Что-то из личных вещей? Давать кому-то постороннему тот же спальный мешок - как-то брезгливо. Дать какой-либо строительный инструмент. Ага, человек им попользуется и вернет поломанный. Как в таком случае быть хозяину вещи? Или получается там можно разместить в аренду вещь, которая из разряда "жалко выкинуть, не жалко потерять".
Компании которые занимаются арендой строительного инструмента весьма неплохо себя чувствуют. Но у них все в собственности, они его обслуживают и обновляют и тд
Ну и цена за аренду у них на порядок выше, чем у частника. Офис содержи, доставку оплачивай, износ оборудования тоже... Сколько ж лет должно пройти, чтобы такой бизнес если не вышел в плюс, то хотя бы окупился?
Да конечно ))
На порядок это в десять раз.
http://база-проката.рф/catalog/elektroinstrument/
Все там нормально и с ценами и со усем остальным.
Ты дрель десять раз сдал и уже в плюсе
думаю, такая штука в России ещё лет двести работать не будет.
ничего обещать и 100% гарантировать конечно не буду, ведь мы с командой как раз только запускаем данный проект (пока в РФ, смотрим другие рынки). Но в каршеринг тоже было мало веры)
Олег, а почему всё таки вы, а не рентмания эта или ещё один недавний маркетплейс по аренде (он хоть на триста штук зелени шмоток откупил)?
Почему не авито-услуги, почему не первые три строки в яндекс директе?
Про качество базы сейчас лучше не говорить её вам уже юридические лица, которых вы думаете подключать засрали
Александр, благодарю за комментарий. Данный рынок еще только зарождается. Рентмания - хороший проект и хороший конкурент. Take.Rent занимает свое положение на рынке, привлекая пользователей своими преимуществами. На данном этапе - это полностью бесплатный функционал (у рентмании есть комиссия). Авито-услуги не совсем то... Все таки авито заточено под именно продажу вещей, а не аренду. В нем нет функционала брони на определенные даты, например. С качеством базы работаем, фильтруем, будем совершенствовать этот блок.
Главная проблема шеринг маркетплейсов - отсутствие создаваемой добавленной стоимости (пользы).
Если у тебя химчистка - ты можешь сделать вокруг неё прокат платьев, чистить и чинить их.
Если мастерская - то прокат велосипедов, чистить и чинить их.
Бесплатный функционал..
Маркетплейс это огромный ангар, забитый хламом. Что должно произойти, чтобы я поехал в этот ангар выяснять соответствует вещь описанию или нет? Платье без дыр, велосипед с тормозами, ноутбук работает?
Арентер, я вспомнил название, хочет залить этот экзистенциальный ужас деньгами. То есть если на медиации типа рентамании живется бедновато, то собирая ренту уже можно и перекантоваться. Это не совсем так, несмотря на положительный кэшфлоу проект на самом деле находится в самой страшной части долины стартаповской смерти - когда ликвидационная стоимость накупленной горы барахла так мала, что о ней и думать не хочется и остаётся только рисовать управленку мягкими тонами и надеяться, что кривая вынесет на поверхность.
Комиссия рентмании за обеспечение сохранности изделия, там понятно по крайней мере почему они денег хотят.
Плюс за проделанную работу. Я всё-таки позанудствую насчёт названия.
Конечно, молодцы, что обратили внимание на newTLD зоны типа .rent. Но сочетание "take" с "rent" как-то странно. Бери.. арендуй..
Сейчас проблематично найти название чтобы все соцсети были свободны (в твиттере RentTake, а не takerent), /take.rent.company тоже не 100% попадание. В инсте было бы супер иметь takerent, а не take.rent. Короче, лично моё мнение насчёт нейминга - всё должно быть чётко (домен, все соцсети, название благозвучное и т.д.)
Удачи в будущем
P.S. В инстаграме вообще все имена заняты. 100% боты регистрируют всё подряд
Виталий, спасибо за комментарий. При выборе названия руководствовались простой и созвучием) согласен, что по социальным сетям можно было добиваться единообразия, но после проведенной работы над неймингом решили не отказываться от выбранного названия из-за недоступности имен в социальных сетях
Это явно интересней, чем недавно написанная здесь идея об аренде авто у физиков.
Комиссионные магазины вышли из моды много лет назад. Последнее что помню, с родителями в 90х брали палатку на выходные, а весь магазин был завален старыми телевизорами.
Хотя нет вру, велики и горнолыжные принадлежности иногда берем. но не у частников. ехать к кому то домой за лыжными ботинками которые будут не по размеру уверен не будет желания. Одежду в аренду много кто пытался сделать не зашло.
Моё мнение, нужно подключать к ПО точки аренды различных направлений, это и официально, и %(монетизацию) получите. а потом продадитесь Я-су, или А-то.
Артём, спасибо за комментарий! Да, рассматриваем одно из направлений монетизации с помощью подключения юридических лиц. Но также не исключаем и простых людей, кто хотел бы зарабатывать на своих вещах. Мы надеемся, что с нашей помощью, культура шеринга будет развиваться, люди научатся правильно и эффективно использовать свои вещи.
Изверги, уже кота готовы в аренду за 500 рублей отдать;(
так ведь берут))))
Есть например кототерапия, когда ребенку временно дают кота для нормализации и социализации
Или когда кота впускают в квартиру на новоселье
А еще котиков берут напрокат телевизионщини
По правде говоря. мы из нашего каталога на Рентмании котов все таки убрали
Не ради хайпа живем
идея хорошая, но наиболее значимая проблема например для меня - это неадекватные цены которые хотят получить хозяева за пользование своими вещами. Я например из принципа не заплачу - 700р за суточную аренду шуруповерта который 5т стоит новый. Да, забыл, мне еще надо через пол Москвы поехать забрать его и потом так же вернуть)))
думаю, что с развитием рынка аренды цены придут в адекватное положение, нужна здоровая конкуренция. Также никто не отменял доставку) В общем будем развивать данное направление. Спасибо за ваш комментарий!
Дмитрий, спасибо за комментарий! Про амортизацию, думаю, говорить простому пользователю и не нужно. Зачем это высчитывать? А пустить свои вещи в работу, вместо их лежания, вполне можно. Если есть опасения в порче имущества, можно всегда себя обезопасить договором аренды между частными лицами. Договор есть на сайте, в карточке любого объявления. Его можно заполнить и подписать. И если возникнет спорная ситуация, то всегда можно потребовать ремонта, замены или компенсации. Все то же самое как и в обычном пункте проката, например, велосипеда.
Сдал я свой велосипед. Предположим, со мной даже подписал договор человек, который его брал. Он вернул его сломанным. Я следую вашему совету: "можно потребовать ремонта, замены или компенсации" а меня прямым текстом посылают нахуй. Что дальше? Идти судиться?
Алексей, спасибо за ваш пронзительный комментарий) в таком случае вы сначала пишите заявление в полицию, а потом если спор не удается урегулировать мирно, то да - это суд. Почему если вы возьмете велосипед в аренду у юр компании и вы его сломаете, у вас не возникнет желания отправить компанию куда подальше? В случае с арендой вещей между частными лицами работают абсолютно те же законы. Другой вопрос, если вы боитесь трудностей при аренде своих вещей или опасаетесь за их сохранность. Опять же повторюсь, что культура шеринга развивается и она на своем начальном этапе.
Ну я говорю что думаю :) Понимаете ли, Олег, с юрлицом все просто и понятно. И судиться с ним нет проблем и деньги с него получить обычно несложно. С физлицом все куда менее весело. Для начала: "пишите заявление в полицию" - заявление на что? На порчу имущества? У нас в городе по сожженным машинам никто не чешется, а вы про велосипед...
Едем дальше - суд. Вы представляете, сколько времени пройдет, пока у меня на руках хотя бы исполнительный лист окажется или живете в стране эльфов? А потом мне еще полгода бегать, чтобы заставить работать ФССП и получить по этому листу деньги, потому что мне нужны именно они, а не признание меня правым, а сломавшего мой вел - виноватым.
Поэтому я и спрашиваю, какую защиту мне готов предложить ваш сервис. Например, взять все вышеперечисленное на себя, а мне вернуть деньги или починить вел сразу?
Алексей, вы рассуждаете как человек, который боится всего на свете и которому лучше сидеть в собственной квартире, чтобы ничего плохого не случилось. Но соглашусь с вами, что спорные ситуации в любом случае возможны, как и во всех сферах нашей жизни. Суд с физическим или юридическим лицом по своей сути одинаковые процессы, в обоих случаях придется потерпеть, чтобы добиться решения и компенсации. Другое дело как себя обезопасить с помощью нашего сервиса. Сейчас мы разрабатываем системы верификации, рейтинга и отзывов, которые вам помогут на начальном этапе принять решение о сдаче в аренду своего имущества (такие же системы как, например, у БлаБлаКар). Есть еще несколько интересных инструментов, которые мы хотим внедрить, которые помогут обезопасить себя от неприятных ситуаций, но их пока не раскрываем. Сообщим в отдельной рассылке.
а вы пробовали судиться с человеком который например не вернул вам товар взятый в аренду по договору аренды?
Нет, такой практики у нас пока не было. Но мы предварительно консультировались с юридической службой по данному вопросу, все однотипно и подобные споры разрешает суд. Если конечно до него доходит дело.
а вы попробуйте, потому что там очень много нюансов о которых вы просто пока не догадываетесь. Именно по этому Рентмания дает много дополнительного сервиса и имеет сложный внутренний процесс.
Не видим в этом ничего страшного. Пройдем этот путь даже вместе с пользователями и расскажем о данном опыте. У людей не должно быть в головах, что все сложно и поэтому нужно отбрасывать желание заниматься арендой. Но в любом случае спасибо!)
Кроме потери имущества, денег на судебные издержки взамен на исполнительные листы которые можно смело вешать в рамку на память
так никто не говорит о том, что не надо арендовать, просто вы говорите, что у рентмании сложно, а сложно там потому что они оказывают сервис в том числе тот о котором мы с вами разговариваем.
Даниил, я не говорил, что у рентмании сложно :) просьба не приписывать мне чужие слова. Рентмания - хороший сервис, который существует не первый год. Мы безусловно оглядывались на него при разработке аналогичной платформы.
Ок, вы сказали что у рентмании есть комиссия в отрицательной тональности, я про это имел ввиду.
Даниил) мне кажется, вы перестарались с воображением сегодня.
во все нет, но вам рекомендую изучить закон, который регламентирует арендные отношения, чтобы не подставлять своих пользователей.
Он рассуждает человек который привык просчитывать возможные риски и понимает, что если дерьмо может случиться то оно обязательно рано или поздно случится и лучше быть к нему готовым.
Оооо! Вести из королевства цветочных фей и розовых единорогов )))
Тем кто не гнушается кидком сугубо без разницы кого кинуть юрика или физика.
Компанию так еще и вообще без зазрения совести многие кинут и виноватыми себя считать не будут
Олег, спасибо за комментарии) вывод из всего сказанного один. Не нужно бояться того, что дерьмо случится, нужно быть готовым к самым неожиданным последствиям. Но все опасения не отменяют пользование сервисом по аренде вещей. Риски есть везде и всегда (по дороге на работу, в метро, на улице, в кафе, в банке, в подъезде). Каждый день есть риск, что именно вас обворуют или вы попадете в неприятную ситуацию. Вопрос в том, как вы будете на это реагировать. Со стороны платформы Take.Rent постоянно улучшаются механизмы по устранению всевозможных рисков, чтобы пользование сервисом приносило выгоду всем заинтересованным лицам.
Оксана, спасибо за обратную связь. На мой взгляд, такие вопросы возникают из-за того, что культура шеринга вещей еще только развивается. Многие опасаются за свои вещи, кто-то брезгует. Но приведу пример шеринга, к которому мы все давно уже привыкли и не обращаем на него никакого внимания. Это шеринг спортивного инвентаря в фитнес-клубе. Мы покупаем абонемент и коллективно занимаемся спортом, используем общие гантели, тренажеры и снаряды. И никаких негативных мыслей не возникает, мы просто привыкли. С шерингом постепенно должно произойти то же самое. Что касается поломки или повреждения вещей, то тут все как в обычном прокате. В крайнем случае можно всегда подписать договор об аренде между частными лицами и полностью обезопасить себя от негативных последствий.
так себе пример, если бы эти гантели и тренажеры тебе надо было домой припереть, а потом отдать обратно тогда понятно...
здесь вы уже говорите о вопросе комфорта, удобства и сервиса) никто не отменяет доставку.
Комментарий недоступен
Саша, спасибо, хороший комментарии. На самом деле так и делаем, выделили наиболее востребованные категории на рынке и на них воздействуем. Но решили не ограничивать весь сервис, чтобы не отсекать нишевую аудиторию.
Никогда не понимал людей которые покупают "для дома" какой нибудь шуруповерт макита профессиональный за 10тр и потом один-два раза в год собирают с его помощью табуретку из икеи или стенку сверлят, чтоб картину повесить.
С такой эксплуатацией можно покупать самый дешевый шурик из условного Леруа.
P.S. В свое время проводил эксперимент. Болгарка Интерскол маленькая стоила 950р. Макита с аналогичными ТТХ в районе 3.
Интерсколовские работали в ежедневном режиме почти год, потом ломались их делали по гарантии и они работали еще год.
Макита проработала 1.5 года, сдохла и ремонт стоил половину цены новой.
И какой инструмент не покупай вообще не застрахован от херни. Японский, немецкий, китайский.
Метабо шурик за 8к (причем сделано в германии не в китае) за год уже третий раз на ремонте.
Важно учитывать безопасность всех целевых аудиторий. Например, тот кто сдает планшет будет беспокоиться не раздолбают ли его или получив нерабочий нет гарантии что не выбросит в помойку а тот кто брал врядли обрадуется если он просто сам случайно сдохнет..так что проект не будет развиваться пока не уладите гарантию..а сервис гарантию врядли предоставит? ...либо привлекайте третью целевую аудиторию - страховые компании..