{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Серый бизнес операторов связи — как мы вели расследование

Мы выяснили, как три крупнейших оператора в буквальном смысле забирают ваши деньги.
О тайном подключении услуг, манипуляциях с ценами на тарифы и мифическом pre5G, работу которого мы лично проверили на разных концах страны.

Привет, друзья!
На связи NN — медиа про интернет, технологии и безопасность.
Сегодня на нашем канале мы выпустили большой ролик о том, как операторы сотовой связи преодолевают кризисные времена. И само собой— засчет абонентов.

В этой статье мы коротко расскажем, как шел процесс нашего расследования, и как мы создавали этот ролик, разбирая деятельность каждого из операторов.
Итак, по порядку:

Почему ОПСОсы?

Все началось достаточно банально: у одного из наших редакторов списали деньги со счета за некую услугу, которую она никогда не подключала.
Мы давно знаем, что на подобные списания наталкиваются многие люди, и решили разобраться, почему так происходит, и кто стоит за этой, и другими схемами: системные сбои, ушлые менеджеры, темные силы...или все сразу?

Расследование, как всегда, пошло со сбора всех доступных данных из открытых источников: мы прочитали почти сотню жалоб в приемной vc.ru и на иных площадках, изучили массу комментариев на официальных страницах, ознакомились по меньшей мере с 40 статьями из крупных СМИ о действиях операторов, и собрали все это в большой список-фактуру, на основе которой мы могли далее сверять факты.

Подпись: наша внутренняя документация совершенно секретна, но главный редактор сегодня добрый.

От данного пула информации мы выписывали важные факты в заготовку сценария: так формируется первичная структура ролика.
Чтобы написать хороший сценарий, мы заранее должны понимать, из каких «глав» он будет состоять.
Разделов вышло три — по именам большой тройки.

Мы не добрались до оператора Tele2 — возможно потому, что они действительно классные ребята, а возможно, потому что нам просто не хватило времени и сил, чтобы взять на рассмотрение еще и четвертого оператора.
Найти проблему или скам не так уж и сложно, но сопоставить данные и проверить все факты, а затем обернуть все это в сценарий — большая работа, и на третьем операторе мы поняли, что беспредела с нас хватит.

Начнем по хронологии ролика.

Мегафон

Мы уже писали большую статью-разбор о ситуации вокруг Мегафона в марте этого года. Оператор обновил в приложении оферту, которая по новым условиям позволяет отправлять данные абонентов в сторонние организации-партнеры.
При нынешнем расследовании, мы решили еще раз проверить данную оферту и прилагающиеся к ней документы.
Сама оферта практически не изменилась, а вот приложение со списком партнеров оператора (тем самым, кому данные и будут передаваться) расширился более чем в 5 раз, с 20 позиций до >100.
Почти все из них — это банки и иные финансовые организации.

Прибалдев от этого факта, мы пошли далее, по новостям об операторах связи.
В них Мегафон был признан нарушителем закона антимонопольной службой, за необоснованное повышение тарифов на 12% для 16,5 миллионов своих абонентов.

Что интересно, ФАС давала такие признания практически для всех операторов, но как видим на ценовую политику это никак не повлияло, а сами операторы готовятся к новым рубежам стоимости тарифов и услуг.

Мы обратили внимание о новостях мобильного интернета (что более подробно раскрыто в разделе МТС), и нас зацепила активно форсируемая СМИ опция Pre5G, которую год назад запустил Мегафон.

Если вы не знаете, Pre5g — это опция по ускорению мобильного интернета, в 1,5 и более раз засчет некой умной системы.

И вот здесь нам пришлось разбираться самим.

Эксперимент

Одна из наших фишек — проведение наглядного эксперимента в ролике, чтобы проверить собственные выводы и теории.
Опция Pre5G заинтересовала нас сильнее всего, поскольку она наиболее глобальна, и другие операторы также хотят внедрить этот функционал.
Кроме того, многие абоненты Мегафона жалуются, что опция не работает вовсе.

Редакцией было решено сделать замеры скорости в разных регионах с Pre5G и без него, и заснять это в формате риал-лайф: достаточно непривычном для нас формате.
По счастливому стечению обстоятельств один из редакторов находился в Хабаровском Крае — поэтому мы решили снимать в столице, и на другом краю вселенной страны, в региональном центре с 5000ой купюры.
Мы попросили его поучаствовать в эксперименте, и параллельно провели две съемки.

Эксперимент прошел гладко, и дал нам интересный результат: в Москве pre5G работала как надо, а вот в дальневосточном городе не подавала признаков жизни.
Ни в историческом центре города, ни в пути, и ни в насыщенном вышками микрорайоне.

Респонденты

Изначально, мы через наш Телеграм-канал сделали запрос на трех специалистов:

  • Инженера сотовой связи — для выяснения тонкостей работы вышек связи в вопросе Pre5G.
  • Сотрудников офисов (штабов) операторов — чтобы понять, как происходит процесс передачи персональных данных «партнерам».
  • Сотрудников офисов партнёров сотовых операторов — для того же вопроса, но уже с другого конца.

Кстати, если вы глубоко разбираетесь в какой-то теме, советуем на нас подписаться: мы довольно часто ищем компетентных лиц для интервью ( в том числе и абсолютно анонимных) и предлагаем достойное вознаграждение.

Но после огромного отбора кандидатов с Телеграма нам удалось найти лишь одного компетентного человека - бывшего куратора отдела по работе с персональными данными для корпоративных клиентов.
Всего подходящих кандидата было два, но второй - представитель крупного банка пропал с радаров на стадии предварительных договоренностей.

По условиям самого респондента, мы изменили его имя, и максимально абстрактно обозначили должность в компании, а также исказили голос — таковы были его требования по анонимизации.
Так вот, Александр рассказал нам, что у операторов существует огромный рынок сбыта персональных данных для любых желающих организаций, в том числе — коллекторов. Именно так они узнают абсолютно все о своих должниках, от новых номеров телефона до фактического адреса проживания и номера машины.

Кстати, полное интервью с нашим респондентом заняло порядка 50 минут, а в ролик вошло меньше пяти.

Если аудитории vc.ru интересна эта беседа, мы можем выложить более полную версию с самыми важными вопросами по политике персональных данных у операторов связи.

Второго респондента — инженера вышек сотовой связи удалось найти иными способами, и стараниями наших редакторов.
Инженер связи (также пожелавший остаться анонимным) объяснил нам, что pre5G никак не связано с настоящим 5G, и является маркетинговым ходом. С технической точки зрения, и есть подозрения, что опция реализована засчет урезания скорости у остальной части абонентов.

МТС

По самому крупному оператору связи мы разобрали проблему мобильного интернета, и опции его раздачи, которую этой весной сделали платной.
Режим модема у МТС стоит достаточно больших денег: 50 рублей в сутки, но не за раздачу вашего трафика, как вы могли бы подумать, а за специально выделенный под эти цели пакет в 3 Гб. Пакет никак не связан с тарифом абонента.
Если, в течение суток пакет иссякнет, вам автоматически подключится еще 3 Гб, и так до бесконечности (или конца вашего кошелька).
От 1500 рублей/месяц за раздачу мобильного интернета, вполне прибыльно для МТС.

Именно в этом блоке мы вставили часть интервью с Александром, поскольку сам респондент работал в данной компании.

Кроме того, мы выяснили, что МТС открыто режет скорость безлимитного мобильного интернета, которым пользоваться могут лишь обладатели архивных тарифах.
Информация об этом есть на самом сайте оператора.

Билайн

Здесь также распишем коротко: нас улыбнула услуга оператора по предоставлению доступа на сайты эротического содержания. Их у оператора целых три: Эромикс, Эролайф и Эротический портал
Не будем говорить о том, кому это нужно в эпоху Телеграма и оранжевого YouTube, однако есть важное но.

Согласно оферте всех трех услуг, эротический сервис не несет ответственности по проблемам, которые могут возникнуть при использовании этих сервисов.
Мы не знаем, что здесь имеется ввиду — возможно или вредоносное ПО, которое можно подцепить на подобных сайтах, но редактор заметил другую важную особенность: все три сервиса не представлены сторонней организацией, и принадлежат компании «ООО Вымпелком», которая и есть сам оператор Билайн.

В целом, согласно жалобам абонентов мы выяснили, что Билайн серьезно грешит тайным подключением платных услуг.
Здесь мы также вставили небольшой кусочек интервью с Александром, как раз об этом вопросе

Интересно то, что закончился наш ролик темой про тайные подключения услуг. Хотя именно с этой проблемы Билайна началась вся эта эпопея.

Финал

Как итог расследования, мы можем сказать, что лучший способ борьбы с операторами — внимательность.
Как мы можем полагать, именно засчет невнимательности абонентов им удается приумножать свою выручку.

Если вам понравился формат бекстейджа от NN — ставьте лайк, и подписывайтесь на наш блог.
Потому что мы уже активно ведем новое расследование, и уже скоро расскажем о чем именно.

Мы будем рады обратной связи от компаний Мегафон, МТС и Билайн здесь, в комментариях под статьей.

С вами была команда NN!
Не прощаемся.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Невероятный Блондин

Что за поверхностную фигню я сейчас прочитал?
Где само расследование?
Где факты?

Как-будто, саму суть просто вырезали.
Какой-то тизер с рекламой тг-канала.

Вода без мяса.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel S

Кликбейт и водичка, кошмар и разочарование

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Болотников

Архивные тарифы это вообще лучшее, что может быть. Нормальные пакеты, нормальная скорость, нормальная цена.

А со сливом персональных данных, я так понимаю, бороться уже бессмысленно.

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей

С ужасом жду когда мне сотовый оператор пришлет смс, что мой тариф более недействителен и мне нужно перейти на другой

Ответить
Развернуть ветку
NN Media
Автор

Не стоит бояться, потому что они могут питаться вашим страхом.

Ответить
Развернуть ветку
Матюнин

Они уже начали. У нас на корпоративных симках всегда был безлимитный интернет без оговорок, с максимальной скоростью. Сейчас тоже безлимитный.. со скоростью 128кбит 😄

На скрине оператор ошибся, не кб, а именно кбит. Скорость по спидтесту около 0,1мбита

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова

У теле2 всё ещё хуже с подключением неожиданных услуг. Схема развода такая:
- ты пополняешь счёт
- получаешь пуш, в котором написано : вы пополнили счёт на 300 р и бла бла бла.. И большая кнопка ОК
- Жмёшь ок, пуш исчезает.
- аналогично с любым другим сервисным пушем.
- через 3 месяца ты подписан на 5-6 подписок: гороскопы, анекдоты, и всякую муть.

Внимание, разгадка!

получаешь пуш, в котором написано : вы пополнили счёт на 300 р, подписка на гороскопы 3р/день И большая кнопка ОК.

Ты думаешь, что жмёшь ок на пуше типа "ок, увидел инфу", а на самом деле ты подписываешься на эту хрень. А чтобы не подписаться, нужно нажать на маленький крестик справа вверху :)

Я ставила через оператора запрет на подключение услуг на 2 разные сим карты, и нигде это не сработало, и операторы не смогли сказать, почему на аккаунте подписки несмотря на запрет. Плюнула, ушла от них в Тинькофф и уже несколько лет никаких проблем с подписками.

Ответить
Развернуть ветку
Хамитов Ильшат

Постоянно подключают какие-то тарифы на корпоративной связи. У меня много подключено, следить тяжело, чуть ли не ежедневно обнаруживаем какие-то списания то у одного, то у другого сотрудника. С этого день начинаем со звонков и требованием отменить и вернуть деньги
Сегодня написал письмо чтобы дали персонального менеджера. Короче ужасно и бесполезно бороться с таким наглым отжимом.

В нашей стране для больших компаний и лобби и законы свои при этом штрафы смешные. Средних чморят силовики, регуляторы и прочие налоговые. Маленькие просто в серой зоне, оттого их никто не трогает и они живут себе потихоньку.

Это самое худшее что можно придумать для страны, когда под ударом средний бизнес. Он не может составить конкуренцию крупному, который штампует для себя законы. И его бьет малый бизнес за счет того что не платит налоги и их не трогают регуляторы. Отсюда у нас в принципе отсутствуют единороги, потому что большие - неэффективные и жирные, средних бьют, а малые как только вырастают попадают под пресс регуляторов и теряют рентабельность

Ответить
Развернуть ветку
Матюнин

У мегафона тоже очень интересный подход. Берут по 3,33 рубля в день за якобы красивый номер (нет, он не красивый на самом деле)

А самый кайф в том, что эту услугу нельзя отключить. Причём подключили её без моего ведома. Такие дела)

Ответить
Развернуть ветку
МегаФон

Здравствуйте! Дело в том, что данная услуга предоставляется агентом. Рекомендуем обратиться по месту приобретения SIM-карты.

Ответить
Развернуть ветку
Матюнин

Ваши агенты не берут ни трубки, не отвечают на почту) и почему вы вообще даёте возможность вашим агентам подключать какие-то услуги без ведома меня?

Ответить
Развернуть ветку
МегаФон

Мы работаем с несколькими агентами дилеров. у которых есть полномочия на реализацию SIM-карт с нашими номерами и на подключение необходимых услуг.
Для решения по вашему вопросу рекомендуем обратиться по месту приобретения SIM-карты.

Ответить
Развернуть ветку
Матюнин

Ваши агенты ни трубки не берут, ни отвечают по почте.

Вопрос в другом
1. Почему вы их не контролируете?
2. Почему вы даёте им право распоряжаться так номерами, что они могут что-то подключить без ведома меня? Вы - оператор, симка - ваша. Агенты, не агенты - это все отговорки и перекладывание ответственности.

Ответить
Развернуть ветку
Матюнин

Сообщение удалено

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сергеевич
Мы работаем с несколькими агентами дилеров. у которых есть полномочия на реализацию SIM-карт с нашими номерами и на подключение необходимых услуг.
с нашими номерами и на подключение необходимых услуг.
подключение необходимых услуг.
необходимых услуг.
необходимых

Кому необходимых?

Ответить
Развернуть ветку
МегаФон

Мы имели ввиду услуги, необходимые для работы номера.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Abutkov

Одна старушка - двадцать копеек, пять старушек - уже рубль!

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

"...все три сервиса не представлены сторонней организацией, и принадлежат компании «ООО Вымпелком», которая и есть сам оператор Билайн"

Ну всё-таки не напрямую принадлежат. По крайней мере сайт со скрина принадлежит "ЗАО Темафон" (temamedia.ru). Но уши там, канеш, билайновские прям наружу торчат.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Бабин

А где хоть какие-то пруфы, факты, конкретика?
Что-то кроме голословных обвинений?

Ну и списка третьих лиц и партнеров, которым оператор передает ваши данные? Это же официальный документ и человек его принимает, соглашаясь🤷‍♂️ ладно бы за руку поймали на нелегальной передаче пересланных, нет, ну реально водичка....

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шеверев

Интересно что среди них нет Теле-2.
Опять убеждаюсь, что Теле-2 самый нормальный оператор.

Ответить
Развернуть ветку
Tele2

Благодарим вас😍

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда