{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Почему клоны Инстаграма не взлетят?

В последние недели новостной фон буквально взорвался, и одно из главных событий – блокировка мекки инфлюенсеров и коучей. И сразу откуда ни возьмись появились наши "ответы западу", апогеем же стал Россграм. Разборов на этот хайповый анонс непонятно чего с космическим неймингом и наколеночным лендингом уже хватает, останавливаться на этом не буду.

Я же хочу обсудить в целом перспективы любого проекта в формате копии Инсты. Ведь запрос на такой проект в обществе вроде как имеется. Так почему же Инстаклоны не смогут взлететь?

Для начала нужно разобраться в причинах успеха оригинала. А глобально их всего 2:

  • Удобный формат подачи информации

  • Объем аудитории и количество контента

Всё остальное является следствием этих 2-х факторов. Инстаграм поднялся за счет гениального в своей простоте интерфейса и рос как снежный ком. Но в последние годы многие его скачивали не потому, что там удобно, а в первую очередь из-за активного комьюнити. Дошло до того, что отсутствие у человека профиля в Инсте стало считаться чем-то странным. И бизнес массово повалил в Инстаграм именно из-за того, что там можно было найти практически любую ЦА. Блогеры продавали охваты и клепали тонны контента для роста числа подписчиков. Именно этим Инстаграм был ценен, и именно это не получится заменить на раз-два, как это преподносят “сокурсники” Дурова.

На момент блокировки в Инстаграме было более 60 млн. пользователей из РФ. Для клона успехом будет собрать за первый год хотя бы 6 млн. Вроде бы реально… но нет. Погнали по порядку:

  • Баги на старте. Если сервис запускается наспех, то без багов не обойдется, это факт. Пойдет негатив, в сторах начнут строчить отзывы о глюках. Для уникального и стартующего с нуля продукта глюки это даже нормально, но тут будут мешать слишком завышенные ожидания, т.к. пользователи уже привыкли к стабильности Инстаграма (да, сбои бывали, но сразу фиксились, поэтому большинство пользователей их просто не замечали).

  • Урезанный функционал. При внешней простоте бэкенд у Инстаграма сложный, его допиливали и шлифовали многие годы. Сделать ленту фоток и урезанное подобие Сториз может и не так сложно, а вот рекомендации, тренды, отметки, фильтры, редактор фото, каталог аудио для Сториз и кучу других привычных для юзеров мелочей уже сложнее. На старте этого точно не будет. Опять же негатив из-за несоответствия ожиданиям и куча хейта.

  • Отсутствие истории. У многих в Инсте собрался архив событий за последние годы, кучи фото и видео, переписки. Некоторые даже успели скачать архив, чтобы не потерять информацию. Но механизм нормального импорта вряд ли получится реализовать. У активных юзеров архивы из Инсты весят более 300 Мб, думаю что у всяких блогеров может и до гигабайтов доходить. Чтобы всё это обработать нужны очень нехилые мощности. Скорее всего, нужно будет начинать свой акк с нуля, что снижает ценность личного аккаунта по сравнению со старым аналогом.

  • Отсутствие контента в ленте. Инстаграм был великим таймкиллером, кто-то там буквально жил. Но если не будет постоянных обновлений и релевантных рекомендаций, то смысл торчать в приложении? И не последить за жизнью зарубежных селебрити(((

  • Отсутствие стимула для создания контента. Обычные юзеры всегда старались выложить в Инсту свои лучшие фотки, блогеры транслировали туда буквально всю жизнь вплоть до походов в туалет, а компании нанимали команды контент-мейкеров. Но зачем это всё нужно, если просмотров будет в десятки раз меньше? Т.е., у условных 100 юзеров качество и количество контента за условный месяц будет гораздо ниже, чем было бы в незаблоченном Инстаграме.

Всё это означает лишь одно – даже если клон дойдет до релиза, то старт его будет похож на неуспешный запуск ракеты. Резкий взлет, затем куча хейта и громкое падение. Обычные пользователи ожидают от клона Инстаграма такого же или хотя бы близкого к оригиналу экспириенса, но они его не получат. Прирост аудитории быстро сойдет на нет, а для запуска социальной это смертельно, успешная соцсеть растет в прогрессии до того момента, пока не охватит большую часть ЦА.

Так что же, теперь сидеть на попе ровно и смириться? Нет, конечно. Просто не нужно пытаться сделать именно свой Инстаграм. Давайте делать уникальные продукты, у которых будут свои преимущества и фишки. Которые будут интересными не за счет полного заимствования, а за счет идей и пользы. Которые будут развиваться постепенно и радовать пользователей обновлениями, превосходить ожидания. Хороший тому пример – Тенчат, для бизнес-комьюнити это действительно глоток свежего воздуха.

И такая мысль: по сути, в ВК уже реализовано большинство функций Инстаграма, и работают они стабильно. А самое главное – там есть аудитория. Так почему бы ВК просто не запилить привычный для всех интерфейс в качестве дополнительного? Отдельным приложением с общей базой по друзьям и подписчикам, или тумблером внутри основного приложения. Это будут те же яйца, только в профиль, но народ этого и ждёт.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Ted

Секрет почему не взлетит аналог Инстаграм прост - у авторов проекта не хватит денег, чтобы привлечь генераторов контента - блогеров и известных людей, за которыми придет толпа

Такие люди в соцсети приходят не бесплатно, на их привлечение нужны миллиарды, но именно они привлекут народ, а за народом прийдут и рекламодатели, благодаря которым вы и покроете первоначальные расходы на привлечение известных людей и блогеров

Надежда на то, что простые люди зарегистрируются в новой соцсети и начнут сами зачем-то генерировать контент - это утопия.

Поэтому ничего и не взлетит.

Да и ВК как был дохлой лошадью так ей и останется - весь интересный контент там можно посмотреть за 2 минуты. И дольше двух минут там давно никто не сидит.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Зиборов
Автор

Отчасти не соглашусь. Блогеры и селебрити сейчас сами в панике и ищут способы вернуть аудиторию, с ними можно договориться и без миллиардов. Телеграм не стал спасительным кругом, т.к. там совсем другой формат. Понятное дело, что денег у них в данный момент хватает и они могут покачать свои условия месяц-два, но потом глянут на просевшие доходы и подход поменяется. И если будет очевидно, что за продуктом будущее и аудитория к нему лояльна, то они сами будут заинтересованы в его развитии.

Интересного контента в ВК мало потому, что активная аудитория Инсты его считает неудобным и архаичным. Опять же, другой формат потребления контента. И если им дать что-то привычное, то ситуация поменяется. Главное преимущество ВК - уже сформированная инфраструктура, мощности.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Отчасти тоже не соглашусь.
Это как дать русскому пользователю китайфон с названием ыФон, вместо айфона и сказать, что оно такое же.
Проще будет ВПНить и искать пути обхода, чем сидеть на локальной аудитории. Одноклассники и ВК так и не стартанули, как пример.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Зиборов
Автор

Может и проще для некоторых. Но это если Мету не признают экстремисткой организацией. А вот если признают, начнется дискотека. Публиковать там информацию уже будет опасно даже через обходные пути, любые финансовые операции в сторону Меты - финансирование запрещенной организации, ну и прочая дичь.
И в пределах одной страны ВК и ОК в своё время хорошо стартанули, просто со временем проиграли конкуренцию. В случае с ВК история вообще могла пойти иначе, если бы туда не пришел большой бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Во всех ваших предложениях сквозит "могла иначе". Могла. Это как "русские могли колонизировать Марс". Хотя можно проще "РФ могла сохранить рубли и жизнь русским солдатам". Могла, не сложилось все не так.
То, что мета могут чем-то признать в РФ... для остальных жителей планеты (а это всего-лишь -140 лямов) это пффф.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Зиборов
Автор

Политику я в целом затрагивать не хочу.
Глобально верно, для Мета наша блокировка как укус комара. А рекламу в РФ они и так выключили ранее, поэтому наши юзеры просто сервера нагружали с начала марта, а не прибыль приносили.
Мой же пост про локальную ситуацию в РФ, сможет ли отечественный аналог стать популярным конкретно в Рунете. Про остальной мир и речи не шло.

Ответить
Развернуть ветку
Dimaloss

Насколько я помню, ВК пробовал создавать отдельное приложение по типу Инстаграма, но тк не взлетело, проект быстро свернули

Ответить
Развернуть ветку
Максим Зиборов
Автор

Они проиграли конкуренцию, что вполне логично при действующем на тот момент более сильном и глобальном игроке. Сейчас же ситуация мягко говоря иная)

Ответить
Развернуть ветку
Atomic Attack

Ясен красен, что не инстаграм это не инстаграм.
Нужно предлагать не аналог, а альтернативу, я думаю.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда