Авторынок: хуже, чем всем остальным
Неделю назад я задумался: какой отрасли хуже, чем инвестиционной? И ответ пришел сам собой после публикации данных о продажах авто. Если обороты на бирже упали в 2-3 раза, а инвесторы с диверсифицированными портфелями потеряли 20-40%, то авторынок упал на 83%. Это тотал, говоря страховым языком. Актив умер.
Агентство европейского бизнеса опубликовало статистику автомобильных продаж за май. Пресс релиз звучит сухо: рынок сократился.
Хотя сокращение на 83% правильнее назвать обвалом, которое началось с марта. И похоже, что мой предыдущий прогноз на 1 млн. машин за 2022 год – слишком оптимистичный.
Если смотреть помесячно, то цифры пугающие:
Продажи 25-35 тысяч автомобилей в месяц – это сложно сказать уровень какого это года. Тогда еще не велась статистика. Такого не было ни в 2015, ни в 2009 – я проверял, нет таких месяцев за последние 20 лет. Темп снижения продаж с марта выглядит просто как кровавые следы. Может оно и так. Что делать автодилерам? Их сотрудникам?
Представляете, всего две марки упали меньше, чем на 50%. А сам рынок упал в 6 (!!!) раз.
Скорее всего, 2022 год будет худшим в современной истории России. И что самое важное – у многих производителей уровень локализации уже на начало года был выше 50%. У того же АВТОВАЗ локализация доходила до уровня 90%
Или нет? Другой источник (РБК) приводит уровень локализации в баллах МинПромТорг, и тогда даже у Lada Granta все не так хорошо.
Продажи той же Lada снизились больше, чем на 80% за май и почти на 60% за неполное полугодие.
Почему это важно?
Автомобилестроение, как и стройка - кормит много смежных отраслей. Задействованы сотни тысяч сотрудников: работники автозаводов, смежных производств, дилеры, кредитование, и т.д. И сейчас все это простаивает.
Автомобили - это сталь, алюминий, пластик, резина, электроника, и еще сотни компонентов.
Снижение продаж - это снижение производства - снижение выпуска смежных изделий - снижение заработных плат, прибыли, налогов - ...
И не так важно, почему заводы простаивают: отсутствие 0,1% компонентов, или отсутствие спроса. Нет продаж - нет денег.
Автомобилестроение - опережающий индикатор состояния экономики.
Вместо итога
Чтобы понять проблему, ее надо разделить на два важных вопроса:
1. Что делать авторынку? Продавцам и покупателям
2. Что делать производителям и как это отразится на экономике?
Авторынок будет подстраиваться и, думаю, сильно вырастет сегмент б/у автомобилей и импорт подержанных авто из-за рубежа. Уже сейчас фиксируется взрывной рост.
А на второй вопрос у меня нет ответа. Автомобилестроение - опережающий индикатор состояния экономики, и если решение не будет найдено быстро, если не наладится вопрос поставок комплектующих – всем смежникам будет тяжело. А это будет эффект домино в экономике.
-----
Мой Телеграм - о финансах, экономике, недвижимости кратко и емко. Подписывайтесь!
Возможно это шоковый спад. В целом в марте потребители закупались в прок необходимым и не тратились на большие покупки (кроме вложения в недвижимость) и ждали апокалипсиса. Сейчас потребление начинает успокаиваться и в целом продажи начнут восстанавливаться постепенно. Как говорится в статье, скорее всего дно уже пройдено
По авто точно не пройдено
Цены вроде начали ползти вниз (по сравнению с мартовскими, которые сразу в почти разы скакнули). По крайней мере в окружении автовладельцы уже без страха на них смотрят и начинают присматриваться к покупкам. Конечно цены совсем не вернуться, как и с айфонами теми же. Но за 200к айфоны не брали, а цена 80к сейчас - уже ощущается как норм
Не особо чёт пока ползут, может меганаценки и убрали из розничной цены конечного изделия, но вот запчасти держат до последнего. Менял ступичные подшипники матери на форде, SKF VKBA 3531, брал за 2к за штуку. Сейчас 3.5-4к
Пружины передней подвески (грёбаный форд с его лопающимися раз в 1-2 года пружинами) - в 2 раза.
По запчастям скорее всего спрос как раз и возрос, поэтому пока ажиотажно скупают запчасти цена и не упадёт. Тренд на ремонт вместо покупки новой машины пока сохраняется
Автомобиль, как и любая другая машина, всегда склоняет решение в пользу Отремонтировать нежели Купить новую. Потому что это не одноразовая вещь. У кого деньги халявными были, те конечно могли каждый год БМВ менять. Но таких людей слишком мало было и до кризиса, так что тренд ремонта был всегда, срок службы автомобиля - 10-15 лет(1й продаёт 2му через год, 2й через 3 года 3ему, и т.д., начиная со 2 - все потребители запчастей, т.е. горизонт планирования не должен был поменяться за 3 месяца, на это надо лет 5). Пробеги должны уменьшаться по мере распространения удалёнки.